didcИнформация в социальной сети способна распространяться со скоростью лесного пожара: пользователю проще сразу нажать like или share, чем проанализировать содержимое. В ситуации, которая сейчас сложилась в Киеве, сети вроде Facebook и “ВКонтакте” наряду с полезными функциями оповещения часто становятся “рассадником” фейков, а также питательной средой для информационных вбросов.

Сергей Дидковский, PR-стратег “Ашманов и партнеры Украина” сформулировал для AIN.UA простые правила, с помощью которых можно отличить настоящую новость от  поддельной, а также рассказал, по какой схеме работают информационные “вбросы”.

Как отличить настоящую новость от «фейка»

Существует пять пунктов, по которым настоящую новость можно отличить от «фейка»:

  1. Новость должна быть основана на официальном заявлении какой-то стороны. Например, на основе пресс-релиза чиновника или бизнесмена, в идеале – подкрепленного его подписью и печатью. Первоисточником новости должна быть официальная информационная площадка этой стороны (сайт или газета).
  2. Сайт или страница в социальной сети, опубликовавшие новость, должны иметь свою историю. То есть, если вы впервые видите некий сайт со странным названием, на котором размещена «сенсационная новость», то нет оснований ему доверять.
  3. Использование в новости в качестве источника информации «анонима» дает основания считать ее «фейком».
  4. Если новость написана “со слов очевидца”, нужно, во-первых, подтвердить его существование, идентифицировать его – для начала хотя бы в соцсетях. Если нет, удостовериться иными способами: сделать запрос автору материала, в котором упомянут свидетель событий. Ведь очевидец, предоставляя информацию, становится публичным человеком. Во-вторых, проверить квалификацию этого пользователя. Например, директор интернет-провайдера с большей вероятностью может знать о тотальном отключении интернета, чем студент-гуманитарий.
  5. Если новость размещают с помощью «ботов», то нет оснований ей доверять. Наряду с ботами часто используют проплаченных “авторов” в социальных сетях, которые говорят заготовленными меседжами, и у которых сотни разных аккаунтов. Они должны вступать с пользователями в дискуссии, иногда провоцировать нужную реакцию.

Как распознать бота?

  1. Странные имя и фамилия (Аристарх Суровый или Региональный Бандерлог).
  2. Отсутствие активности в профиле (нет истории коммуникации с другими людьми, подтверждающими реальность человека).
  3. Излишняя назойливость в распространении информации (спам в комментариях в социальных сетях и блогах, состоящий из однотипных слов и ссылок на некую статью).
  4. Боты никогда не отвечают на личные сообщения и комментарии.

Информационный “вброс” реализуется так:

  1. Определяется «общий враг» и противопоставляемая ему социальная группа (те люди, поведение которых нужно смоделировать).
  2. Создается набор понятных для социальной группы меседжей. Каждый меседж должен быть бинарным, то есть, «мы хорошие, а он (враг) – плохой». Меседжи должны быть основаны на непонимании между врагом и группой и изолированностью между социальной группой и врагом. Они, как правило, ориентированы на эмоциональное восприятие, с минимальной рациональной составляющей. 
  3. Выбирается пул информационных каналов – сайтов, блогов, форумов, социальных сетей – для распространения меседжей.
  4. Выбираются лидеры общественного мнения, которые готовы стать первоисточниками для распространения меседжей. Они должны быть представителями социальной группы.
  5. С помощью ботов максимально широко распространяется информация во всех местах, где есть представители социальной группы. “Именно боты впоследствии поддерживают градус интереса, являясь генераторами слухов. Сама механика распространения слуха подразумевает, что в процессе передачи (из уст в уста) слух обрастает дополнительными деталями (домыслами) уже с помощью самих участников группы”, – говорит Сергей.
  6. Впоследствии группа, которая восприняла “вброс”, принимает любую информацию против общего врага как правдивую.