Информация в социальной сети способна распространяться со скоростью лесного пожара: пользователю проще сразу нажать like или share, чем проанализировать содержимое. В ситуации, которая сейчас сложилась в Киеве, сети вроде Facebook и “ВКонтакте” наряду с полезными функциями оповещения часто становятся “рассадником” фейков, а также питательной средой для информационных вбросов.
Сергей Дидковский, PR-стратег “Ашманов и партнеры Украина” сформулировал для AIN.UA простые правила, с помощью которых можно отличить настоящую новость от поддельной, а также рассказал, по какой схеме работают информационные “вбросы”.
Как отличить настоящую новость от «фейка»
Существует пять пунктов, по которым настоящую новость можно отличить от «фейка»:
- Новость должна быть основана на официальном заявлении какой-то стороны. Например, на основе пресс-релиза чиновника или бизнесмена, в идеале – подкрепленного его подписью и печатью. Первоисточником новости должна быть официальная информационная площадка этой стороны (сайт или газета).
- Сайт или страница в социальной сети, опубликовавшие новость, должны иметь свою историю. То есть, если вы впервые видите некий сайт со странным названием, на котором размещена «сенсационная новость», то нет оснований ему доверять.
- Использование в новости в качестве источника информации «анонима» дает основания считать ее «фейком».
- Если новость написана “со слов очевидца”, нужно, во-первых, подтвердить его существование, идентифицировать его – для начала хотя бы в соцсетях. Если нет, удостовериться иными способами: сделать запрос автору материала, в котором упомянут свидетель событий. Ведь очевидец, предоставляя информацию, становится публичным человеком. Во-вторых, проверить квалификацию этого пользователя. Например, директор интернет-провайдера с большей вероятностью может знать о тотальном отключении интернета, чем студент-гуманитарий.
- Если новость размещают с помощью «ботов», то нет оснований ей доверять. Наряду с ботами часто используют проплаченных “авторов” в социальных сетях, которые говорят заготовленными меседжами, и у которых сотни разных аккаунтов. Они должны вступать с пользователями в дискуссии, иногда провоцировать нужную реакцию.
Как распознать бота?
- Странные имя и фамилия (Аристарх Суровый или Региональный Бандерлог).
- Отсутствие активности в профиле (нет истории коммуникации с другими людьми, подтверждающими реальность человека).
- Излишняя назойливость в распространении информации (спам в комментариях в социальных сетях и блогах, состоящий из однотипных слов и ссылок на некую статью).
- Боты никогда не отвечают на личные сообщения и комментарии.
Информационный “вброс” реализуется так:
- Определяется «общий враг» и противопоставляемая ему социальная группа (те люди, поведение которых нужно смоделировать).
- Создается набор понятных для социальной группы меседжей. Каждый меседж должен быть бинарным, то есть, «мы хорошие, а он (враг) – плохой». Меседжи должны быть основаны на непонимании между врагом и группой и изолированностью между социальной группой и врагом. Они, как правило, ориентированы на эмоциональное восприятие, с минимальной рациональной составляющей.
- Выбирается пул информационных каналов – сайтов, блогов, форумов, социальных сетей – для распространения меседжей.
- Выбираются лидеры общественного мнения, которые готовы стать первоисточниками для распространения меседжей. Они должны быть представителями социальной группы.
- С помощью ботов максимально широко распространяется информация во всех местах, где есть представители социальной группы. “Именно боты впоследствии поддерживают градус интереса, являясь генераторами слухов. Сама механика распространения слуха подразумевает, что в процессе передачи (из уст в уста) слух обрастает дополнительными деталями (домыслами) уже с помощью самих участников группы”, – говорит Сергей.
- Впоследствии группа, которая восприняла “вброс”, принимает любую информацию против общего врага как правдивую.