Несмотря на отмену репрессивных законов и отставку премьер-министра Николая Азарова, люди не спешат расходиться с Майдана Независимости. На повестке дня – амнистия участников столкновений и внешнеполитический курс Украины. Акции протеста продолжаются, проезд по центру Киева все еще затруднен, а курс доллара в обменниках скачет туда-сюда.

Остросюжетные события, которые разворачиваются в стране уже несколько месяцев, отразились на одном из самых динамичных секторов украинской экономики – электронной коммерции. Как политический кризис и народные протесты повлияли на рынок e-commerce, а колебания курса валют – на ценовую политику интернет-магазинов? Об этом AIN.UA рассказали Владислав Чечеткин (Rozetka.ua), Егор Анчишкин (Zakaz.ua), Дмитрий Покотило (Fotos.ua), Сергей Кравец (Tickets.ua) и Андрей Логвин (modnaKasta).

Владислав Чечеткин, основатель Rozetka.ua

Продажи, конечно же, упали. О проценте падения говорить пока рано – еще месяц не закончился, мы не подводили итоги.

Товары у нас импортные, стоимость напрямую зависит от валютного курса. Доллар подорожал – цены выросли. Например, если по курсу 8 грн за доллар товар стоимостью $100 стоит 800 грн, то в случае подорожания доллара до 9 грн  товар будет стоить уже 900 грн. Если курс вырастет еще сильнее, цены, соответственно, вырастут пропорционально.

Когда начались столкновения между активистами и правоохранителями, Rozetka.ua перестала продавать все товары, которые, скажем так, могут использоваться для нападения: пневматическое оружие, арбалеты, луки и т.п. Продажи в данной категории мы возобновим только тогда, когда все успокоится.

Больше никаких акций Rozetka.ua не делала, и ничью сторону компания не принимала: кого поддерживать в рамках текущих событий – личное дело каждого человека.

Егор Анчишкин, основатель Zakaz.ua

Влияние Евромайдана на украинский e-commerce ощущается. Прежде всего, людей начали интересовать новые группы товаров. Среди запросов появились такие наименования, как “бронежилет”, “каска”, также вырос интерес потребителя к различным видам пневматического оружия. В целом, никакого потребительского ажиотажа и паники нет. Нельзя сказать, что продажи у интернет-магазинов заметно упали или поднялись. Это во-первых.

Во-вторых, с доставкой по центру Киева возникали затруднения, но в масштабах страны это не чувствуется. От имени Zakaz.ua мы оказывали поддержку благотворителям, гарантируя доставку заказов на Евромайдан – туда, куда машины сейчас не едут. А еще под Новый год я собрал людей, и мы вскладчину купили к празднику огромный торт 120×2014 см – такой вот символичный размер – и доставили людям на Майдан. Но это была частная инициатива, не от компании.

Что касается колебания курса валют, то он влияет на тех, кто работает с импортом. Мы в Zakaz.ua покупаем с полок, то есть продаем по ценам супермаркета. Дополнительных аценок мы не делаем. Если будет подорожание в супермаркетах, то у нас оно тоже будет.

Дмитрий Покотило, основатель Fotos.ua

Наверняка какое-то влияние текущих событий на рынок электронной коммерции есть, но мне сложно сказать, как именно они отразились на бизнесе Fotos.ua. Пик политического кризиса случился уже после праздников, а в этот период традиционно происходит падение продаж.

Что касается колебания курса и его влияния на наши цены, то тут все не от нас зависит. Мы пересчитываем цены на товар не исходя из курса доллара, а исходя из цен на товары, которые устанавливают поставщики и производители. Если они повышают цены в соответствии с курсом валют, то и мы повышаем. Поставщики, которые покупают импортный товар за границей за доллары или евро, могут поднимать цены. И у нас сейчас выросла стоимость импортных товаров. А на те товары, что производятся у нас, в Украине, цены не выросли.

Сергей Кравец, основатель Tickets.ua

Евромайдан никак не отразился на сегменте электронной коммерции, вообще. Это мое личное мнение. Если он и оказал влияние на рынок, то скорее позитивное, потому что ценность времени для человека увеличилась. А добавочная стоимость электронной коммерции как раз и заключается в экономии времени – эту ценность она старается человеку компенсировать.

А вот скачок валютного курса прямо отразится на ценах интернет-магазинов и компаний, которые работают в сегменте электронной коммерции. Это сделает народ беднее и негативно повлияет на покупательскую способность украинца.

Андрей Логвин, генеральный директор modnaKasta

Евромайдан никак не отразился на сегменте электронной коммерции. Мы не чувствуем сейчас какого-то драматического падения продаж и других глобальных проблем. В целом, я считаю, что какие-то движения в оффлайне положительно влияют на онлайн, в котором все спокойнее, понятнее, безопаснее для покупателя.

Если же говорить о поддержке Майдана, то свою личную гражданскую позицию я никогда не скрывал. По поводу компании, то неправильно рассказывать о помощи, так как это личное дело каждого. И по моему мнению, какие-то инициативы от имени modnaKasta не стоит предавать огласке.

Колебания валютного курса всегда отражаются на импортерах. Произойдет значительное импортозамещение. Товар дорожает, соответственно, его становится меньше. Но это не быстрая история: сегодня курс поменялся, чуть позже импортеры начнут закладывать другой курс. И если мы это почувствуем, то где-то через квартал, два-три месяца.