Рекламист Ольга Мокренко и программист Артем Ефремов раньше и подумать не могли, что будут вместе работать над одним проектом (если, конечно, не считать троих детей, которых они воспитывают). Увлечение туризмом и технологиями подтолкнуло их к основанию стартапа, историю которого они прислали в редакцию AIN.UA.
Obana.ua — это поисковик товаров по интернет-магазинам Украины. Не каталог, а именно поисковая система. Разница в том, что мы индексируем не адаптированный прайс, а весь сайт, как это делает любой поисковик, а потом адаптируем и консолидируем нужную информацию для пользователей. А именно, отвечаем на вопрос «Где в Украине купить нужный товар дешевле?».
Мне часто приходится покупать разные товары, и не только технику, а вещички более мелкие и разнообразные. И если для выбора техники существует достаточно много прайс-агрегаторов, то в случае со всем остальным приходилось перелопачивать много ненужной информации в поисках более выгодной цены на товар. Выбор по сайтам сравнения цен меня не устраивал, так как был ограничен. Поиск в поисковых сетях – раздражал, так как приходилось зря тратить время на чтение всякого бреда вместо того, чтобы просто купить нужный товар. Именно поэтому стал вопрос о создании такого прайс-агрегатора, который покрыл бы пустые или малонаполненные ниши – короче, все, кроме техники. Подключили программиста. Описали задачу. Нужно было создать сайт для сравнения цен по интернет-магазинам Украины, с такими особенностями:
- Контакты с магазинами минимизировать;
- Чтобы двух человек было достаточно для запуска и поддержки всей системы;
- Работать все должно было самостоятельно. На поддержку всего сервиса должно уходить не более 7 часов в неделю.
Озадаченный программист задумался. После месяца раздумий, проб и ошибок, стало понятно, что теоретически такой сервис создать можно, но как именно – непонятно. Так прошел год. Надежда на создание проекта начала угасать, но произошло чудо – решение пришло. Возникла идея сделать не простой прайс-агрегатор, а поисковик, который бы работал по принципу: проиндексировал сайт интернет-магазина → подумал, обработал информацию → выдал товар, цену, описание и фото.
Основная проблема была в том, что на странице товара много разных цен, фотографий, включая ссылки на похожие товары. Поэтому компьютер терялся от изобилия одинаковой информации, и понять, что к чему относится, было непросто. Но и эту проблему решили. На разработку ушло около года и в декабре 2012 проект был запущен. Сервис Obana.ua назвали в честь водопада в Карелии (ORLY? – Ред.), что было дорого нам как память, да и название простое, запоминающееся.
Над проектом работало 2 человека – программист и менеджер. Огромным вопросом и даже проблемой для нас стал дизайн. Никто из нас никогда не занимался версткой, это было большущим белым пятном в наших знаниях и умениях. Но решили поначалу никого не привлекать, так как поиск хорошего дизайнера был для нас на тот момент слишком сложной задачей. Кое-как мы сверстали первый вариант поиска по интернет-магазинам, он был далеко не супер. Но мы решили не откладывать «выход в люди». Выглядело это вот так:
Для начала мы решили поработать с категорией “Туризм”. Эта тема нам близка и понятна, тем более, что туристические товары не раз приходилось искать в сети. Шкурный интерес взял свое.
После того, как мы создали продукт и выложили его в сеть, стал вопрос о его продвижении. Тем более, что сайт у нас одностраничный. Есть только страница поиска, да и ту не хочется захламлять лишними словами. Конечно, человек разумный, наверное, изучил бы все тонкости заранее и подошел бы к этой работе ответственно. Но не тут-то было. Времени как всегда не хватало, приходилось решать проблемы по мере их возникновения. И когда подошли к продвижению, то были немного озадачены. Понемногу начали узнавать что такое SЕО, как с ним работать. Начали что-то менять, добавлять, искать новое. А именно:
- добавили фильтры, которые позволяют легко выбрать город покупки, сравнить цену на товар и ограничить диапазон цен
- учли товары со скидкой и стали выдавать наименьшую цену товара
- добавили рубрику «Похожие запросы», что-то типа перелинковки
- стоимость товара решили обновлять каждые 2 недели без какого либо вмешательства интернет-магазина
- кроме туристических и спортивных товаров, добавили детские
- чтобы остаться независимыми, добавление в систему оставили бесплатным. Это дало нам свободу выбора с кем работать, а с кем нет, и избавило от разного рода проблем с интернет-магазинами. Но, конечно, мы потеряли в деньгах
- приняли решение, что монетизация сайта будет проходить за счет рекламы Google, что не требует много времени для поддержки. Конечно, решив более насущные задачи, будем разрабатывать и другие методы монетизации сайта
- изначально мы планировали продвигаться и в “Яндексе”, и в Google, но оказалось, что “Яндекс” не индексирует страницы поисковой выдачи и нам пришлось работать только с “Гуглом”. А в “Яндексе” у нас красуется только 1 страница
- наконец, поменяли дизайн
Так выглядит главная страница:
Так выглядит страница с найденными результатами:
Многое из SЕО оптимизации мы так и не реализовали, а хотелось бы. Кроме того, критерий “7 часов в неделю” все еще остается актуальным, это не дает возможности развиваться сверхбыстрыми темпами. Это первый наш проект, поэтому для нас все в новинку. Но все же нам исполнился один год, и вот чего мы достигли за прошедшее время:
- Мы создали уникальную поисковую систему по интернет-магазинам Украины. Пока работаем в категориях туризм, рыбалка, охота, спорт и детские товары
- По категории туризм, спорт, рыбалка и охота добавлено более 300 интернет-магазинов. Для сравнения: агрегатор PRICE.UA заявляет лишь 100 магазинов в этой категории
- В категории детские товары – более 80 интернет-магазинов
- “Гуглом” проиндексировано 10 000 страниц сайта Obana.ua
- Посещаемость – 1500 человек и 3500 просмотров в сутки. Для такого сервиса как Obana.ua маловато, но мы планируем расти
- Система работает полуавтоматически, с минимальным вмешательством с нашей стороны. Для развития сайта нужно тратить более 7 часов в неделю, но для поддержания системы актуальной и в рабочем состоянии этого вполне достаточно
- количество тружеников пока не изменилось – нас по-прежнему двое
- Проект почти вышел на самоокупаемость
Планов по развитию проекта Obana.ua у нас очень много. Будем надеяться, что хватит сил, времени и вдохновения, чтобы их реализовать.