Молодой украинский стартап Traqli (Newzmate, Inc.) позволяет читателям онлайн-СМИ легко отслеживать обновления по интересующим их новостям, а издателям – увеличивать аудиторию и получать дополнительный заработок. Сервис основали киевляне Алексей Чапко и Дмитрий Шандыба, резиденты бизнес-инкубатора Happy Farm.
Для читателей Traqli выглядит как кнопка TRAQ IT, которую издатель размещает на своём сайте под каждой статьёй (по принципу кнопок Like или Tweet). При нажатии на эту кнопку посетитель может подписаться на развитие новостного события, после чего Traqli начинает вести мониторинг новостной ленты. Как только появляются связанные статьи, сервис отправляет их читателю в виде email-дайджеста.
Traqli официально запустился лишь 10 января 2014 года, но уже заслужил публикацию в TechCrunch. “PR агентство из Калифорнии, с которым мы сейчас работаем в рамках программы Happy Farm, в понедельник вечером отправили запрос к TechCrunch, а те сразу заинтересовались и решили без лишних вопросов и согласований, написать о нас статью. Видимо, Украина сейчас – очень горячая тема”, – рассказывает сооснователь проекта Алексей Чапко.
В своем нынешнем виде Traqli предстал уже после пивота. Начинался проект с новостного агрегатора Newzmate, но основатели быстро поняли, что этот рынок перенасыщен и сложно монетизируется. Однако основная проблема – возможность слежения за развитием событий – была по прежнему актуальна для читателей, поэтому решили зайти через издателей, совместив весь функционал сервиса в одной кнопке. “Для нас это также более эффективная модель дистрибуции. Зайдя к одному издателю, мы сразу получаем доступ к 500 000 – 1 млн читателей”, – пояснил Алексей.
Проведя ряд презентаций с издателями, ребята обнаружили еще две большие проблемы: сложность наращивания трафика и монетизации контента. Как оказалось, Traqli помогает решить и это.
На разработку и запуск Traqli ребята потратили около $90 000 с учётом грантов, инвестиций Happy Farm, поддержки Microsoft BizSpark и собственных вложений. Кроме того, с весны 2013 года основатели работали в Newzmate на full time и жили на собственные сбережения.
Установка и использование продукта бесплатна как для издателя, так и для читателя. Зарабатывать создатели Traqli планируют с помощью третьей стороны и придумали сразу пять вариантов монетизации своего продукта.
- Размещение спонсированного контента (ссылки на статьи от других издателей), либо на релевантный, но брендированный контент от рекламодателей.
- Размещение аффиллиированных ссылок на связанные с контентом товары и получение комиссии с продаж.
- Размещение рекламы на подписки на премиальный конетнт от издателей.
- Продажа white-label решений и API для издателей, которые хотят встроить функционал Traqli (семантический анализ и рекомендация связанного контента) в рамках своих собственных приложений. В основе сервиса лежит собственный алгоритм семантического анализа, который анализирует текстовую информацию и определяет смысловую связь между различными статьями. “Уже сейчас есть запросы от некоторых издателей на продажу API по модели white label”, – говорит Алексей.
- Продажа user interest graph и content trends рекламным команиям, которые используют эти данные для таргетинга рекламы.
Пока Traqli запущен только на английском языке. Инструменты анализа для этого языка наиболее развиты и это самый большой сегмент медиарынка. Поэтому украиноязычные и русскоязычные СМИ на данный момент находятся вне ФОКУСа команды. Ориентируются Алексей и Дмитрий на США, Европу, Африку. Тем не менее Traqli уже внедрил свой сервис на англоязычной версии Интерфакс Украина.
“Мы просто позвонили им, предложили, договорились сделать пилот. Через три дня запустились. Такая простота основана на явном преимуществе продукта для издателя (увеличение трафика и возможность монетизации контента), бесплатности продукта и простоте внедрения (несколько строк java script кода), – рассказывают основатели. – Также ведём пилотные проекты с рядом англоязычных издателей в США (Digital First Media) и Африке (Naij.com)”.
Сейчас стартаперы сосредоточились на повышении узнаваемости продукта. “По текущим внедрениям уже видно, что у нас низкий процент регистраций, но очень большое количество возвратов – более 50%. Это говорит о том, что нам нужно на первом этапе объяснить людям, какие возможности им даёт Traqli”, – поясняет Алексей.
Также Алексей и Дмитрий продолжают совершенствовать свой продукт. В ближайшее время планируют расширить каналы доставки обновлений, добавив социальные сети и push-уведомления через мобильные приложения, а еще выпустить плагин для Chrome, который позволит пользователям следить за развитием любых историй без привязки к издателю. Также планируется выпуск веб-приложения для управления подписками. А издатели с помощью dashboard смогут анализировать тренды контента на своих сайтах и наблюдать за динамикой и эффективностью сервиса.