Вчера стало известно об обыске в дата-центре “Парковый”: прокуратура и СБУ на время обыска отключили все оборудование в центре. Юридический комментарий событию дал адвокат юрфирмы “Юскутум” Дмитрий Гадомский.

У нас совершенно отсутствует привычка мыслить критически. Мы много читаем, но как-то очень мало думаем. Мы легко ведемся на крючки авторов текстов и информационных посылов. А все желающие этим пользуются, формируя, таким образом, “как бы” общественное мнение.

Вот недавно была применена санкция в отношении одного из топ-менеджеров крупного системного банка. Банка, которой по разной информации использовался для вывода из Украины средств бывшего руководства страны в сумме от 3 до 15 млрд. Из-за того, что по совместительству это же лицо было адвокатом, был создан информационный посыл: государство объявило войну адвокатуре. Это все равно, что если бы был арестован серийный убийца, стоматолог по образованию, и стоматологи взбунтовались бы вдруг против ущемления прав своего коллеги.

Несмотря на то, что я рискую быть неправильно понятым, скажу: обыск и выемка – это необходимое процессуальное действие в уголовном процессе

Вчера появилась информация о проведении в помещении дата-центра “Парковый” обыска. Можно испытывать разные чувства к этому дата-центру, но я не владею фактами, не владею достоверной информацией о его бенефициарах, формальных собственниках и не знаю, какая именно информация могла там храниться. Меня зацепила истерия вокруг «государство снова наезжает на бизнес», «снова изымают серверы» и пр.

Несмотря на то, что я рискую быть неправильно понятым, скажу: обыск и выемка – это необходимое процессуальное действие в уголовном процессе. Понятно, что уровень доверия к милиции в нашей стране мягко говоря, невысок, следовательно, любой обыск публичной компании воспринимается сразу в штыки. Но раз уж после Майдана мы строим правовое государства, то я полагаю, нужно отходить от привычки кричать о несправедливости и наезде на IT, а помочь следствию установить истину. Да, это больно, неудобно, рискованно и нужно нанимать адвокатов, но это правильно.

Итак, вот определение суда о проведении обыска.

ehte

Фото – Internet.ua

hdd

Фото – Internet.ua

Исходя из определения, следственный судья позволил следователю провести обыск по адресу нахождения дата-центра, а также дал разрешение на изъятие документов, печатей и электронных носителей информации. На основании только этого определения следователь имел возможность изъять всю компьютерную технику. Все изъятое считалось бы временно изъятым имуществом до момента вынесения следователем постановлении о признании изъятой техники вещественным доказательством.

Но вчера никто не изъял технику! Как минимум, исходя из публичных заявлений руководства дата-центра. Это при том, что публичная информация о деятельности дата-центра “Парковый” не кристально чиста: есть вопросы к учредителям, к наличию прав на строительство на склоне. По сравнению с претензиями милиции к “ВКонтакте”, WebMoney, “Камо-ИТ”, у которых в прошлом году милиция забирала компьютерную технику в отсутствие каких-либо внятных и обоснованных претензий, ситуация выглядит намного более законно.

Мало кто знает, что зачастую милиция все же копирует данные, а не изымает серверы. У них есть для этого ресурс и, если захотеть, знания

Конечно, как адвокату, давно работающий в сфере IT, мне не нравится информационный фон, создаваемый вокруг каких-либо действий милиции против крупных и публичных объектов  IT-инфраструктуры. С другой стороны, я также понимаю и другое: IT-отрасль росла самостоятельно, без помощи и поддержки государства. До первой крупной проблемы с правоохранительными органами  IT-компании о правовой защите собственники бизнеса не задумывались.

Я уверен, что технику из дата-центра выносить никто не будет. Во всяком случае, у адвокатов есть основания уже сейчас этому помешать, т.к. определение суда о проведении обыска не содержит конкретный перечень того, что можно изымать. Если дата-центр предоставит необходимую информацию, оснований для изъятия не будет.

Ввиду того, что информационное пространство в основном наполнено информацией об изъятии техники правоохранительными органами, мало кто знает, что зачастую милиция все же копирует данные, а не изымает серверы. У них есть для этого ресурс и, если захотеть, знания. Да, в «особых» случая практиковали изъятия. Именно для того, чтобы раз и на всегда забыть о возможности изъятия техники, если для целей уголовного расследования достаточно лишь клонировать информацию, был разработан соответствующий проект изменений в Уголовный процессуальный кодекс. После того, как предложенная нами редакция была подправлена не в лучшую сторону авторами законодательной инициативы, проект все же был на прошлой неделе зарегистрирован в ВРУ.

Если поправки в УПК будут приняты, в Украине увеличится спрос на услуги хранения данных, увеличится доверие к дата-центрам, расположенным в Украине. А вот если проект не будет проголосован, то (не хочу никого расстраивать конечно) IT-придется не сладко. Ведь как минимум это будет сигналом к тому, что порочная практика изъятия техники продолжится. А уставший от негативных сигналов бизнес продолжит еще резвее переносить свои данные за рубеж.