Родившись а Лос-Анджелесе, Джонатан Ромлей жил и работал в Остине, Пало-Альто и Сан-Франциско. Год назад он покинул Калифорнию и решил переехать в Украину. Случилось так, что будучи EVP (Executive vice-president – исполнительный вице-президент) прославившегося стартапа Viewdle, Ромлей познакомился со многими коллегами-украинцами, и уже после нашумевшей сделки с Google решил все-таки посетить нашу страну – узнать больше про бизнес-возможности. Да так и остался – женился, основал собственную консалтинговую компанию Avarla, втянулся в украинское IT-коммьюнити.
Сегодня Джонатан называет Украину своим вторым домом. Революция и затяжной политический кризис в стране не заставили его поменять свое мнение о стране. “Я не передумал жить в Украине. Наоборот, теперь я испытываю еще больше оптимизма по отношению к ней. Я молюсь за мир и единство суверенной Украины, которая обращается к миру единым голосом, полностью отражающим позицию украинского народа”, – говорит Джонатан.
Когда вы впервые услышали об Украине?
Я родом из Лос-Анжелеса и знаком с людьми, чьи родители – эмигранты из Украины. Но с точки зрения бизнеса я впервые заинтересовался Украиной, когда работал над своим проектом ArtistForce. Это было в 2007-2008 годах – мне нужно было масштабировать компанию и я искал аутсорсеров, которые могли бы помочь с разработкой моего продукта. Я помню, как бизнес-консультант рассказывал мне: “Если тебе нужны backend-девелоперы – ищи их в Индии, Java-разработчики – только Украина”. Мы тогда ничего на Java не писали, но эти сведения отложились у меня на подкорке.
Потом я попал в команду Viewdle. У меня появилось много друзей из Украины, с которыми я, правда, общался только по интернету. Осенью 2012 года, когда мы продали компанию, я решил устроить себе отпуск. Я всегда мечтал пожить в викторианском доме, поэтому поехал в Сан-Франциско, который славится как раз такими домами. Несколько месяцев я вообще ничего не делал, и мне стало скучно, поэтому я решил попутешествовать. Съездил в Амстердам, Париж, Милан, Пизу, Берлин, а потом поехал в Киев навестить друзей. Киев был для меня как бы отсутствующим кусочком паззла. Так все и произошло.
Как вы попали в команду Viewdle?
Один из руководителей компании был моим другом. Мы с ним одновременно занимались бизнесом в Лос-Анджелесе, наши компании сотрудничали. Потом я переехал в Остин, чтобы масштабировать там ArtistForce, а мой приятель занялся Viewdle. Как то раз мы решили встретиться в Пало-Альто, разговорились. К тому времени я уже продал свою компанию, и он предложил мне присоединиться к Viewdle.
Сначала я всерьез его не воспринял, но тут он добавил: “Мы как раз собираемся поднять раунд на $10 млн”. Тогда я решил не рубить с плеча…
Помню, я написал своему другу Алексу из Киева: “Не поверишь, я присоединяюсь к компании из Украины”. А он ответил: “Ты что, оставайся в Калифорнии!” Но я уже решился. Что-то меня пленило. Наверное, то, что на все свои предыдущие проекты вместе взятые я не поднимал $10 млн.
Какое у вас сложилось впечатление о стране при первой поездке в Украину?
Я отлично помню свой первый визит – на дворе был январь, и я очень мерз. Но Украина меня приятно удивила. Когда я сюда собирался, мне давали всякие устрашающие советы: ни на кого не смотри, ни с кем не заговаривай… Но когда я сюда приехал, я удивился, откуда такие стереотипы? Теперь, когда я здесь остался, мои знакомые, которые приезжают в Украину из Западной Европы, часто спрашивают меня: где безопасно, куда можно пойти и при этом не быть ограбленным? И я отвечаю – с чего вы взяли весь этот бред?
В итоге получилось так, что я ехал в Киев на два месяца, а потом быстренько слетал за вещами и вернулся в Киев насовсем.
Чем вы занимались в первый приезд в Киев? И почему в итоге решили остаться?
Я общался с людьми, пытался понять здешнее комьюнити. Viewdle, частью которого я был, стоял как бы в стороне от него. Помню одну встречу, которая стала для меня решающей. Это был разговор с Виктором Галасюком из .IOnic Hill. До этого мне многие украинцы успели рассказать о том, как здесь тяжело строить бизнес, сколько проблем, которые тормозят отрасль… Но для команды технопарка все это не имеет значения – они строят огромное комьюнити за городом и не оглядываются на сложности. Я был впечатлен!
Тогда я начал верить, что многое из того, что я услышал об украинской бизнес-среде за первую неделю своего пребывания – обыкновенный пессимизм. Есть большая надежда, что в Украине все будет круто. И это нечто за чертой стереотипов. Тогда я и решил, что хочу попробовать здесь жить.
У вас есть жена, дети? Как они восприняли вашу идею переехать в Украину?
У меня есть жена и собака. Жена – украинка. Я женился всего год назад. Еще у меня есть собака – она не возражала.
Долго готовились к переезду?
Вообще не готовился. Полетел домой в США, собрал вещи, забрал у бабушки собаку, которую отдал ей на время отпуска, сел в самолет и улетел жить в Украину. Третьего марта я уже был в Киеве – как раз когда выпал снег по пояс.
И как вам украинская зима? Многих иностранцев смущает обилие снега и то, что у нас от него не всегда хорошо чистят дороги и улицы.
Это был удивительный опыт. Я никогда раньше не жил в городе, где была бы настоящая зима. Ни в Остине, ни в Лос-Анджелесе, ни в Сан-Франциско таких зим не бывает. Поэтому для меня зима в Киеве до сих пор в диковинку. Поначалу из-за того, что здесь холодно и много снега, меня подмывало вернуться в теплые края. Но я твердо вознамерился это пережить и довольно скоро понял, что мне хочется остаться.
А с жильем в Украине были проблемы? Где искали, как быстро нашли?
Я начал искать жилье на два месяца еще когда приехал сюда погостить. Зашел на Airbnb, но там были преимущественно агентства, у которых по 20-30 квартир. В итоге нашел одно место, где человек на фото 100% был собственником квартиры. И его квартира отлично выглядела, так что я начал общаться с ним. Так мы познакомились с Димой Сергеевым, у которого я снимал жилье первое время.
Когда я впервые прилетел в Киев, в аэропорту меня встретил административный менеджер Viewdle, который поехал со мной к Диме, чтобы убедиться, что меня не ограбят. Мол, в Украине такие моменты могут быть рискованными. Честно говоря, я не видел в этом необходимости. В любой стране есть риск нарваться на неприятности, в США в том числе. Но он настоял, и я согласился. В общем, мы зашли в квартиру, а там стоит бутылка вина и вазочка с шоколадками. Дима и его жена оказались очень гостеприимными. Я думаю, мне повезло с соседями.
Как преодолевали языковой барьер? Тяжело было без знания русского языка?
В общем-то, барьеров как таковых и не было, хотя каждый день у меня был уроки русского языка онлайн. Свои успехи я пробовал на улицах города. После нескольких походов в магазин я понял, что пакет (звучит даже приблизительно не похоже на bag) нужно просить на кассе, и он не бесплатный. Для меня это был некий разрыв шаблона, но в то же время – и один из моментов, над которыми я потом мог посмеяться. Со снегом та же история.
Так вы выучили язык? Говорите по-русски?
Русский я уже знаю и довольно нормально. Но я им почти не пользуюсь. Большинство людей, с которыми я сотрудничаю в Украине, знают английский и не понимают моих попыток говорить с ними по-русски.
Когда я посещаю Францию, я пытаюсь разговаривать по-французски и раньше очень переживал из-за того, насколько неуклюже у меня это получается. Но уже через пару дней я автоматически перехожу на английский и ловлю себя на мысли, что мне вообще не стоит париться, учить языки – зачем? Все говорят по-английски в международной бизнес-среде.
Когда занялся бизнесом в Украине, я понял, что с подчиненными и партнерами мне даже пытаться не стоит говорить по-русски – никто не воспримет меня всерьез.
Говорить по-русски уверенно все еще сложно для меня.
Как вы начали здесь свой бизнес? И когда вы поняли, чем хотите заниматься в Украине?
Я изначально приехал сюда с идеей заняться бизнесом, но понятия не имел, каким именно. Подумывал о том, чтобы открыть здесь инкубатор, но увидел, что их в Украине уже достаточно, и передумал. В итоге я решил стать советником при Happy Farm – золотая середина для меня. Свой инкубатор я видел иначе, но Happy Farm мне нравится.
Я не стал пытаться применить под копирку свой опыт из Долины на рынке Украины – это все равно, что пытаться воткнуть кубик в круглую рамку. Вместо этого я попытался увидеть возможности этого рынка.
Часто иностранцы, которые приезжают в другую страну развивать бизнес, говорят, мол, так мы делали в Германии, и здесь это должно сработать. Но правда в том, что потребности людей в разных странах могут очень сильно отличаться. Чтобы понять рынок, нужно провести здесь хотя бы немного времени. И если этого времени не пожалеть, можно построить что-то действительно интересное.
Я часто общался с Робертом Макнилом, основателем компании Pulse. Это лидирующая маркетинговая компания в Украине, она работает с глобальным брендами, которые выходят на рынок Украины. Тогда у меня возникла идея создать консалтинговый бизнес , чтобы помочь мировым компаниям понять украинский рынок и разработать стратегию присутствия на нем в сегменте электронной коммерции. Вместе с управляющими директорами Pulse мы основали компанию Avarla, которую я возглавил.
Тогда я понял, что остаюсь. Съехал со съёмной Диминой квартиры на новую, но мы продолжаем дружить.
Как вам украинская бизнес-среда? Когда вы непосредственно занялись развитием компании в Киеве, столкнулись ли с какими-то барьерами?
Буду с вами откровенным – мы начинали как компания, которая полностью профинансирована. У нас не было посевной стадии, нам сразу выделили необходимый капитал. Мы наняли юристов, адвокатов, финансистов, поэтому никаких проблем у нас не было. Для меня это довольно легкий опыт.
Я уважаю систему, я гость в этой стране. И хотя я тут живу, родился я в другом государстве. И потому должен следовать правилам, которые здесь существуют. У меня нет права выбора, поскольку я гражданин другой страны.
Но напомню, что мои партнеры по бизнесу работают здесь более 20 лет.
И никаких трудностей для вас как для американца не было?
Пожалуй, самый сложным моментом для меня было знакомство с системой 1С, через которую ведется весь учет. Здесь эту программу используют все, а я ее впервые видел.
А еще меня удивила здешняя корпоративная культура. В Долине применяется концепция плоской иерархии – там все открыто, нет стен между людьми. Если я директор, любой подчиненный может в любое время подойти ко мне и задать вопрос или внести предложение. А в Украине высшее руководство должно обязательно сидеть в больших кабинетах, пока остальные сотрудники теснятся в общей комнатке, часто даже без окон, и достучаться до начальника можно, только пройдя три шлагбаума секретарш.
Я рассказал своим сотрудникам про плоскую иерархию, и они минут пять на меня смотрели, вообще не понимая, о чем я говорю.
Я тогда понял, что мне придется быть строгим. Носить костюм, хотя я до сих пор стараюсь это делать не всегда и отлыниваю. Чтобы люди боялись зайти ко мне в офис. Это очень сильно отличается от того, как я работал в Америке, но я понял и смирился. Дело в том, что в Украине сотрудники близость с боссом могут воспринимать как дружбу. А если они считают, что дружат с боссом, то могут попробовать использовать это себе во благо. И когда ты попытаешься людей повести за собой, они не будут воспринимать тебя как лидера.
А что касается затрат, где по вашему дороже заниматься бизнесом – в Украине или США?
В Украине намного выгодней. В Сан-Франциско все очень дорого: начиная с аренды офиса и заканчивая тем, что вы попросту должны питаться. Если вы думаете, что там можно параллельно работать и заниматься бизнесом – то нет. В Калифорнии очень высокая конкуренция, весь ФОКУС должен быть на бизнес.
Представьте себе, что вы – стартап, ориентированный на международный рынок, который только что получил раунд предпосевных инвестиций. Скажем, $25 000. Самой большой ошибкой на этом этапе будет сесть в самолет и переместить свой бизнес в Сан-Франциско. Лучше остаться здесь, нанять хороших людей в компанию и развиваться, пока можно. В США вы никого на такие деньги не наймете, да и сами недолго на них просуществуете.
Насколько сильно отличаются базовые затраты на жизнь в Украине и США?
В Сан-Франциско невозможно найти двухкомнатную квартиру в приемлемом районе, где можно без опасений припарковать машину и не страшно прогуляться по улице дешевле, чем за $3000 в месяц. И это низкая цена.
В Лос-Анджелесе чуточку дешевле. И это меня дико раздражало, потому что там намного красивей, чем в Сан-Франциско. Недорогую квартиру можно найти и в Сан-Франциско, но она будет в плохом районе. Я не знаю, с каким местом в Киеве это можно сравнить.
Вы бывали на окраинах Киева?
Нет. Но то, о чем я говорю, это однокомнатные клетушки “на краю земли”, где по вечерам улицы кишат бездомными. Люди принимают наркотики прямо на улице. Снуют проститутки и трансвеститы. А ты тут такой живешь. Короче, ад. И мне бы там было страшно просто прогуливаться по улице. Гораздо страшнее, чем в Киеве.
Есть районы посимпатичнее, но жилье там невероятно дорогое. И не только в Сан-Франциско, в Пало-Альто тоже очень дорого. И гораздо дороже, чем в Киеве.
Да, но в Украине зарплаты ниже, чем в США…
Конечно, если говорить про средние показатели уровня доходов в Украине. Но если рассматривать доходы IT-специалистов в Украине, то они будут заметно выше, чем в среднем по стране. И тут возникает другой барьер. Если вы – классный разработчик, вы трижды подумаете, стоит ли начинать свой бизнес или лучше пойти устроиться на работу и гарантированно получать хорошие деньги. С другой стороны, айтишники востребованы, поэтому ты можешь попробовать сделать бизнес, но если не получится, пойти и найти новую работу на следующий же день.
И все-таки многие украинские IT-специалисты стремятся в США, потому что хотят достойно зарабатывать.
Давайте представим, что я украинский программист. Я еду работать в США – там мне обещают платить $100 000 в год. Вроде бы много денег. Но еще до того, как я что-то потрачу на жизнь – сниму, например, свою однокомнатную квартиру за $4000 в месяц без парковки – у меня останется примерно половина этих денег. А мне же еще надо заплатить за медстраховку. И, желательно, иметь машину. Ну и еще нужно платить за газ, электроэнергию, коммунальные услуги, интернет. Причем все это существенно дороже, чем в Украине. И продукты там стоят дороже. Может, разве только одежда чуть-чуть дешевле.
Дело в том, что налоги в США выше чем в Украине – в сумме они могут достигать более 30%. В Украине, насколько я знаю, налог составляет 17% в зависимости от того, предприниматель он или нет, физическое или юридическое лицо. В США все немного иначе. В большинстве штатов вы платите налог штату, а еще федеральному правительству. В Нью-Йорке вы сверх того платите городу. И за каждую покупку – налог 8-10% в зависимости от того, где вы находитесь. В Украине НДС входит в стоимость товара, а в США его прибавляют сверху.
Итак, вы не рекомендуете украинским стартаперам ехать в Сан-Франциско?
Если мне покажут украинский стартап с потенциалом Google, я скажу – отправляйтесь в Долину немедленно! Но не всем обязательно быть как Google, можно работать на локальном рынке и быть богатой и успешной компанией.
Переезд стартапера в Долину ради венчурных инвестиций напоминает мне переезд в Голливуд, чтобы стать звездой. Если вы Google, вы этого добьетесь, в противном случае вас сожрут с потрохами.
Практически все мечтатели возвращаются из Голливуда побитыми собаками, и в случае с Долиной дела обстоят примерно так же.
Что хорошо в Долине – так это то, что если у вас технологический стартап и вы хотите его продать, вы просто садитесь в машину и едете на встречу. Если там не получилось, вы снова садитесь, и едете на другую встречу, потом на третью, на четвертую. И так пока не договоритесь. В США легко быстро развиваться, но это не значит, что для того, чтобы развиваться, надо лететь в Долину. В Долину можно лететь, если у вас поистине уникальный продукт.
Viewdle достиг успеха, потому что у него универсальный продукт. Распознавание лиц – все могут понять суть и то, как это можно использовать в бизнесе. Однако у большинства стартапов вряд ли получиться поехать в Сан-Франциско и поднять там денег. Скорее им нужно будет поднять денег, чтобы поехать в Сан-Франциско.
А чем, по-вашему, хороша Украина с точки зрения стартаперства, бизнеса? Кроме того, что здесь, как мы уже разобрались, все дешевле.
Украина – это родина огромного количества талантов. Здесь очень много умных людей. И многие из них хотят уехать. Проблемы есть во всем мире, если ты сфокусирован лишь на том, как убежать от них, то упустишь возможности, которые могут перед тобой открываться. А в Украине возможностей масса. И лично мне нравится на них охотиться.
Помню, в свой первый приезд в Украину я встретил группу студентов и спросил, что они изучают. Они ответили – бизнес. “А, значит вы собираетесь основать свои компании?”, – спросил я. В США это был бы наиболее логичный вывод. Но они ответили: “Нет-нет, в Украине это слишком сложно. Мы будем топ-менеджерами”.
Мне такое слышать странно. Свой первый бизнес я создал, когда мне было 14 лет, а в 17 я его уже продал. Родители были в шоке, когда я им принес на подпись договор. И никто даже не догадывался, что я несовершеннолетний, потому что все сделки я заключал по интернету. Я бросил колледж ради предпринимательства.
С детства я видел для себя только три возможных сценария будущего: стать рок-звездой, успешным политиком или IT-гиком. И, пожалуй, то, кем я являюсь сейчас – это микс всех вышеперечисленных сценариев.
За свою жизнь я создал полдюжины компаний, и в каждой из них я был СЕО, кроме Viewdle.
И последний вопрос. Вы много путешествовали, так почему Киев, а не Париж, Берлин, Мадрид?
Люди склонны романтизировать разные города. Тот же Париж описывают, как самый романтический город на земле, но на самом деле он тоже местами облезлый и вонючий. И самое сложное – это признать, что ты его идеализируешь.
То же самое с остальными “распиаренными” европейскими городами. За последний год я был в Берлине девять раз. Когда впервые туда приехал, я подумал, что он великолепен. Мне даже захотелось там поселиться. Но с каждым новым приездом Берлин мне нравился немного меньше.
А Киев не перестает вам нравиться с каждым новым приездом?
Каждый раз, когда я возвращаюсь в Киев, я чувствую себя все больше как дома, чувствую облегчение, что вернулся сюда – как из долгой командировки домой. Возможно, в будущем что-то изменит мое впечатление об Украине, но пока я здесь намного счастливее, чем где бы то ни было за всю свою жизнь.
Как вы относитесь к революции в Украине, столкновениям на Майдане и смене власти?
Меня тронул патриотизм украинского народа, и я потрясен трагическими событиями на Майдане, где люди погибли за свою страну. Сейчас мы наблюдаем очень важные времена в истории Украины, которая находится на раздорожье: пойти по кардинально новому пути к совершенно иному будущему или продолжать двигаться по курсу, избранному предыдущими поколениями.
Я гость в этой стране, не могу голосовать на выборах, но я молюсь за мир и единство соверенной Украины, которая обращается к миру единым голосом, полностью отражающим позицию украинского народа. Мир наблюдает за нами, и то, как мы поступим в этот момент мирового признания, определит наше будущее и будущее всего поколения.
Вы переехали в Украину еще до вышеупомянутых событий. Ситуация до сих пор не стабилизировалась полностью. Не изменились ли ваши планы по переезду из-за кризиса?
Я не передумал жить в Украине, когда начались все эти печальные события. Даже наоборот, теперь я испытываю еще больше оптимизма по отношению к Украине. Я верю, что за горизонтом те компании, которые выживут в эти тяжелые времена, ждут огромные возможности для процветания и лидерства на новом рынке.