На конференции IForum Николай Палиенко (Prom.ua), Павел Жданов (All.biz) и Сергей Арабаджи (Hotline.ua) назвали самые заметные тренды в сегменте электронной коммерции в 2014 году. Что это за тенденции и как они влияют на рынок, читайте в репортаже AIN.UA.

Региональный e-commerce

Если раньше основным центром потребления товаров в онлайне был Киев, то сегодня регионы постепенно выравнивают эту статистику. По оценкам Prom.ua, более 70% заказов на площадке в 2013 году были межрегиональными. Основной стимул – качественные услуги логистики, которые предоставляют коммерческие операторы. Сокращается не только стоимость, но и время доставки, в результате чего жители регионов, довольные первым опытом, все чаще делают заказы в иногородних интернет-магазинах.

По качеству логистических услуг Украина заметно опережает другие страны СНГ. “Prom.ua работает на четырех рынках: Украина, Беларусь, Казахстан и Россия. И ни на одном из этих рынков проблема логистики так хорошо не решена, как в Украине – за 50 грн вам доставят посылку из любой точки страны в любую любую другую за пять дней”, – утверждает генеральный директор Prom.ua Николай Палиенко.

Смена категорий: одежда обогнала смартфоны

Если пять лет назад электронная коммерция была представлена преимущественно бытовой/цифровой техникой и книгами, то сейчас наблюдается перераспределение категорий. Самая растущая онлайн-категория товаров на сегодняшний день – это одежда, на втором месте – строительство, а техника уходит на третий план. В сегмент электронной коммерции заходят все новые категории, пользователи все чаще покупают через интернет товары, которые раньше предпочитали искать в офлайне. За счет этого растет весь рынок e-commerce в Украине.

Нишевость

Если вы являетесь 20-м по счету магазином, который продает стиральные машины, то, скорее всего, вам будет сложно их продавать из-за большой конкуренции, в том числе и по цене. Но если вы продаете, к примеру, эксклюзивные вазы, которые в интернете найти сложно, и конкурентов у вас почти нет, пользователь не может сравнить ваш ассортимент по цене с другими магазинами и руководствуется скорее вопросами эстетики. В таком случае, вы можете работать с хорошей маржой, не опасаясь конкуренции.

Таких ниш довольно много. В них вы можете получить не только большую маржу, но и хороший спрос. “Занимайтесь какими-то эксклюзивными, не мейнстримовыми товарами – это сейчас именно место для интернет-торговли”, – подчеркнули эксперты

Мобилизация

За последний год сильно увеличилась доля мобильных пользователей. Игроки рынка понимают, что их доля будет расти с каждым годом, и этот канал нужно развивать на ряду с веб-каналом.

Вопрос 3G-интернета стоит на повестке дня довольно остро, однако, по мнению экспертов, не является решающим для развития рынка мобильной коммерции в Украине. “Около 40% покупателей Amazon используют мобильные устройства, но в России, где этот стандарт давно внедрен, доля мобильных продаж не намного выше, чем в Украине. Скорей всего, дело не столько в скорости мобильного интернета, сколько в технической оснащенности населения мобильными устройствами и развитости рынка e-commerce в стране”, – считает Палиенко.

Analytics сменяет интуцицию

Важно понимать эффективность каждого шага – что конкретно вы получите от ваших действий: трафик, конверсию, узнаваемость. “Интернет-магазины начали дополнять свою интуицию использованием Google Analytics. Они начали очень серьезно работать со всеми каналами продаж, анализировать, делать выводы об эффективности онлайн-0рекламы, опираясь на ROI. И мы очень поддерживаем этот тренд, поскольку на нашем рынке сохраняется тенденция интуитивного принятия решений в то время как на рынке маркетинга все должно измеряться”, – рассказал руководитель Hotline.ua Сергей Арабаджи.

Социальная коммерция

Социальная коммерция может стать полезной не только для раскрутки бренда, но и для прямых продаж. Все зависит от того, что вы продаете. Если стройматериалы – то социальные медиа для вас, скорее, маркетинговый базис. А если вы продаете модные туфли, то Facebook может стать реальным каналом продаж. Спросите себя, насколько виральный у вас продукт. И позволяет ли маржинальность завлекать пользователей социальных сетей скидками, которые являются самым эффективным инструментом для этого источника.

“Соцсети являются эффективным каналом для построения лояльности. Но это очень долгосрочные вещи, по которым тяжело понять, насколько эффективно все это конвертируется в продажи”, – считает Палиенко.

Research before purchase

Пользователи все чаще ищут информацию о товаре в интернете прежде, чем его купить. “В этом смысле контент играет первоочередную важность. Если на площадке много качественного контента о продукте, то вероятность того, что пользователь остановится на вашем интернет-магазине заметно возрастает. Копипаст может убивать всю составляющую”, – уверен директор All.biz Павел Жданов.

Наиболее востребованным остается сгенерированный пользователями контент – отзывы, комментарии, обзоры, вопрос/ответ. “Нельзя конкурировать с медийными площадками и поисковиками, на которых люди получат наиболее полную информацию о товаре. Поэтому на Hotline мы стимулируем пользователей общаться – это дает нам огромную уникальную базу знаний. У нас 10% аудитории обеспечивают 54% дохода”, – поделился Сергей Арабаджи.

Мультиканальность

Интернет-продавцы не ограничиваются только Prom.ua или AllBiz, чтобы найти своих покупателей. “По нашим исследованием более 60% интернет-магазинов используют более одной платформы. И разумеется, с точки зрения интернет-магазина, лучше диверсифицировать риски, используя несколько каналов”, – подчеркнул Жданов.