Недавно портал TheNextWeb опубликовал материал об уровне зарплат у основателей мировых стартапов. Журналисты использовали данные исследовательской компании Compass, которая опросила несколько тысяч стартаперов из разных стран мира. Главный вывод – молодые IT-предприниматели вовсе не жируют, причем для самих компаний это, скорее, хороший знак. AIN.UA попробовал выяснить, какую зарплату получают основатели украинских стартапов.

При слове “стартапер” воображение большинства честных украинских тружеников рисует хипстера с макбуком и молескином. Свою квартиру в районе Ботсада он обставил мебелью из IKEA, а за маффинами ездит на новенькой “Ауди”. К сожалению для украинских стартаперов, все это неправда – доход большинства из них не превышает зарплату среднего разработчика IT-компании.

Подавляющее большинство стартаперов мира зарабатывает менее $50 000 в год

Большая часть стартаперов вообще не получает зарплату. Шанс на относительно стабильный ежемесячный доход выпадает им в одном из трех случаев: стартап становится резидентом инкубатора, стартап привлекает инвестиции, стартап выходит на самоокупаемость. Во всех остальных случаях зарплате попросту неоткуда взяться.

AIN.UA пообщался с 15 фаундерами, которые привлекли инвестиции либо стали резидентами инкубаторов. Разброс цифр оказался довольно большим (в два-три раза), но вывод тот же – доходы стартаперов далеко не заоблачны. Большинство опрошенных нами предпринимателей пожелали сохранить анонимность.

Самые высокооплачиваемые из опрошенных нами фаундеров берут из инвесторских портфелей $3000 в месяц – столько получают основатели двух проектов, переехавших в США. В Киеве они зарабатывали $2000, однако после переезда команд покрывать расходы стало тяжелее – американская жизнь ощутимо дороже киевской.

$2000 в месяц получают еще несколько фаундеров с командами в Киеве (примерно треть опрошенных). Для стартапов, получивших свыше $100 000 инвестиций, эта сумма является неким негласным стандартом. И даже потолком – фаундер одного из проинвестированных стартапов говорит, что пока не вынимает из проекта ни копейки. “Но мы с инвесторами договорились, что после выхода на прибыль смогу забирать не более $2000 в месяц”, – говорит он на условиях анонимности.

Пока не получают денег и еще несколько фаундеров, получивших инвестиции. Стартап Datawiz, основанный Владимиром и Сянтин Непьюк, в начале года привлек $100 000 посевных инвестиций от Altair Capital. Сянтин признается, что в инвестиционном соглашении прописывалась ежемесячная зарплата фаундеров, но пока на эти цели они не брали ни цента. “Наша главная задача – использовать эти деньги, чтобы подтвердить нашу идею. Все ресурсы  должны быть подчинены этой цели, – говорит она. – Мы верим в будущую прибыльность нашего проекта, потому сейчас нам незачем волноваться о зарплате”.

Пока Владимир и Сянтин Непьюк чувствуют себя неплохо и без зарплаты

Сянтин проще – в конце прошлого года они с Владимиром продали свою предыдущую компанию и, похоже, всех денег от продажи еще не потратили. Но есть несколько примеров, когда инвестиции уже закончились, а продукт по-прежнему на прибыль не вышел. На вопрос, как они справляются с ситуацией, два фаундера разных проектов отвечают одинаково: “Тяжело…”.

Пожалуй, главное в этом деле – дотерпеть до выхода стартапа на проектную мощность. Одна из наглядных иллюстраций в материале TheNextWeb демонстрирует, что  средняя зарплата стартапера постепенно растет на шкале от концепта до зрелого бизнеса.

Founder-salary-by-product-phase

Средние зарплаты стартаперов мира в зависимости от стадии проекта – данные Compass

Наша выборка по украинским стартаперам не столь велика и репрезентативна, но очевидно, что стартапы периода инкубации, а также проекты, которые привлекли ангельские инвестиции и гранты, получают более скромные деньги, чем команды, уже пережившие seed-раунд. Вложения бизнес-ангелов обычно не превышают нескольких десятков тысяч долларов, и проекты не получают больших бюджетов на зарплату. Вот месячные зарплаты нескольких украинских стартаперов, получивших ангельские инвестиции: $500, 8000 грн, $800, $1000.

Примечательно, что стартапер, получавший тысячу долларов, свой зарплатный бюджет уже исчерпал и теперь работает без зарплаты в ожидании прибыли. А фаундер, получавший $500, удачно оттестировал бизнес-модель и получил санкцию на увеличение зарплаты в полтора-два раза. Хотя на прибыль проект по-прежнему не вышел.

Что думают инвесторы

Опросив стартаперов, мы обратились к инвесторам. Большинство из них сходится во мнении, что большая зарплата не мотивирует, а, скорее, портит стартапера. TheNextWeb подтверждает этот тезис цитатой знаменитого инвестора Питера Тиля. В 2008 году он сказал: “Чем ниже зарплата у CEO, тем больше у стартапа шансов на успех”.

В то же время, инвесторы уверены, что какую-то зарплату фаундер перспективного проекта получать обязательно должен. “Зарплата должна позволять поддерживать нормальный уровень жизни фаундера и семьи, но без излишеств”, – говорит управляющий партнер российского фонда MaxField Capital Александр Туркот. Он признает право фаундера на то, чтобы вложить свою зарплату в развитие проекта – этого инвестор запретить не может.

Управляющий директор Genezis Capital Александр Журба указывает стартаперам на их место

Известный российский инвестор-правдоруб Александр Журба из Genezis Capital считает, что до выхода на прибыль стартапер должен вынимать из инвестиций лишь прожиточный минимум. “Максимум $2000 для регионов и $3000 для Москвы, выше уже возникают вопросы”, – говорит он (нужно учитывать, что потребительские цены в России выше, чем в Украине).

По мнению управляющего партнера AVentures Capital Андрея Колодюка, зарплата основателя стартапа должна быть на 50% ниже среднерыночной зарплаты на его позицию. По крайней мере, до тех пор, пока стартап не выйдет на окупаемость. “Часто на начальном этапе продажники и ключевые программисты в стартапе зарабатывают больше фаундеров”, – соглашается партнер Колодюка Евгений Сысоев.

Бедность не порок

Много ли зарабатывают украинские стартаперы? Смотря с кем сравнивать. Большинство из поучаствовавших в опросе AIN.UA молодых людей получают ощутимо больше, чем средний житель страны. Но в сравнении с австралийскими коллегами, где средняя зарплата фаундера превышает $70 000 в год, наши предприниматели получают очень скромные деньги.

По данным Compass, самые низкие в мире зарплаты у стартаперов из Индии – средний уровень годового финансирования на фаундера там не превышает $30 000 (чуть больше $2000 в месяц). Наше небольшое исследование показало, что в Украине зарплата стартапера свыше $2000 – это, скорее, исключение. Иными словами, уровень зарплат фаундеров в Украине – один из самых низких в мире (в сравнении со странами с развитой экосистемой стартапов). Если верить Питеру Тилю, бедных украинских стартаперов ждет оглушительный успех.

А какую зарплату должен получать основатель стартапа по мнению читателей AIN.UA?