Позавчера парламент принял в первом чтении первый в истории Украины закон об электронной коммерции. В основном, участники рынка отнеслись к этой новости благожелательно, ведь нормы закона легализуют те практики, которыми интернет-магазины уже давно пользуются, а главное – приравнивают электронные сделки к традиционным. Но законопроект ориентирован также и на интересы покупателей интернет-магазинов. Что нормы закона дадут интернет-магазинам и онлайн-покупателям на практике? Некоторые нюансы на примерах объясняет юрист и координатор IT-практики фирмы Sayenko Kharenko Никита Полатайко.
Однажды на семинаре для молодых предпринимателей из зала прозвучал вопрос – «а с какого это времени за операции в интернете нужно платить налоги?». Молодой человек искренне верил, что законодательство не распространяется на интернет. Ясное дело, что он заблуждался, но специальный закон о предпринимательстве в сети действительно только на днях преодолел первое чтение в парламенте.
До принятия «за основу» законопроект об электронной коммерции шел почти год и, если его все же доведут до статуса закона, нас ждет много новшеств. Поговорим о нескольких из них. Во-первых, подтверждение регистрации на сайте через электронную почту будет приравнено к вашей подписи. Логичен вопрос – а что же поменяется? Все и сейчас подтверждают регистрацию через электронную почту или телефон.
Тем не менее, пока вы не оплатили товар (услугу) или не приняли его, договор купли-продажи и не заключен, и вы еще не покупатель, а магазин – не продавец. Формально вы можете сказать курьеру «я передумал, мне это не нужно, и за доставку я платить не буду», а магазин может не нести ответственность за нарушение сроков поставки или вовсе пропасть.
А такая электронная сделка («електронний правочин») будет считаться письменной. С новым законом у вас с магазином будет договоренность с момента подтверждения заказа онлайн и вы уже будете что-то «должны» друг другу. Теперь курьер не имеет права сказать «извините, он такой же, просто более новая модель, потому выглядит иначе» или «у нас на сайте ошибка, он стоит чуть-чуть дороже». И это возможность договориться заранее об очень многих вещах, а не только о цене и месте доставки.
Чтобы знать, на что вы согласились, будьте внимательны. Согласно предлагаемому законопроекту, даже если вы не знаете, где на сайте раздел с условиями договора, вы все равно его подписали, когда не убрали галочку «Согласен» или нажали кнопку «Купить».
С одной стороны, предложение заключить электронный договор должно быть простым и понятным, с другой – может включать в себя кучу условий, хотя в тексте будет только ссылка на них.
Но закон не только про покупки в интернет-магазинах. Проект закона предполагает изменение гражданского кодекса, что позволит заключать договоры путем простого обмена электронными письмами. Думаю, все представляют, сколько теперь может появиться квазисделок от чужого имени и подтвержденных через специально созданный e-mail.
В общем, при попытках сделать что-то новое в старой системе, нас ждут испытания. Так, вполне вероятно, что консервативные судьи еще долго будут считать, что доказано то, с какого e-mail и даже какого устройства было отправлено сообщение, но не доказано,кто его отправил, а потому не ясно, кто сторона договора и т.д. В тоже время, опубликованная онлайн оферта теперь будет приниматься судьей как что-то прямо прописанное в законе, а значит, на условия этой самой оферты можно ссылаться и принимать решения.
Еще одна инновация будущего закона – разрешение юрлицам покупать товары и услуги через интернет без письменного договора и, что очень важно, оформлять первичные документы в электронной форме. Будет ли готова налоговая к таким новшествам и как это «переживут» бухгалтеры – еще вопрос. Найдутся причины не применять эту норму или способы ее исполнять, увидим.
Подводя итог, следует заметить, что обсуждаемый законопроект не ограничивает круг участников электронной коммерции и прямо пишет, что это зависит от развития технологий.
И это, как по мне, характеризирует весь проект закона, который сам по себе является попыткой догнать технологии, которые уже активно применяются, скорее вопреки существующим законам.