Мы в редакции AIN.UA считаем, что самое ценное в присланных нам “Историях стартапов” – описание ошибок, совершенных молодыми предпринимателями. Судя по этому тексту, основателя сервиса посуточной аренды квартир TimeDom Тараса Подгородецкого наделал немало ошибок, из которых сам же извлек уроки и все-таки создал работающий продукт.
Я начал этот бизнес в 19 лет, без опыта разработки каких-либо продуктов (кода, дизайна). У меня была $1000 и желание сделать сайт. Сейчас у меня есть опыт создания интерфейсов, решения сложных задач и управления IT-проектом. Эта статья о том, как человек без опыта в IT увидел новый голубой океан, пережил кризис и создал прибыльный сервис.
Вкратце мой опыт можно разбить на такие этапы:
- Первый опыт простого сайта
- Понимание ценности сервиса и фантазии
- Опыт разработки внутри компании
- Опыт разработки вне компании
- Партнер в бизнесе и разработка внутри компании.
Вступление
7 июня 2007 года открылся первый в Украине сайт, на котором пользователь мог выбрать апартаменты для проживания (посуточная аренда) в Киеве и позвонить напрямую владельцу. На тот момент рекламным источником #1 для большинства этих людей (владельцев) была газета. Через 9 месяцев, когда посещаемость сайта выросла до 5000 в месяц, я назначил цену за рекламу одних апартаментов в размере 30 грн/месяц (столько же стоило одно объявление в газете). Спустя некоторое время реклама стоила владельцам уже 200-250 грн/месяц. За 5 лет своей деятельности сервис заработал более $300 000. Оглядываясь на него сейчас я и сам с трудом верю, что это возможно.
Первый опыт создания простого сайта
Создание первого сайта началось с простой идеи и тысячи долларов. Идея открыть сайт, на котором будут апартаменты с контактами владельцев пришла, когда 7 марта 2006 года (на свое 18-летие) я искал квартиру на сутки. Мне пришлось потратить три часа и, в итоге, квартиру нашла моя девушка. Вечером мы уже благополучно поселились в нее. Днем я взбунтовался, потому что не мог понять, почему должен тратить столько времени на безрезультатные поиски, просматривать неактуальную информацию и слышать резкие «нет» и грубые «занято», если хочу потратить свои деньги.
Через год я взялся за создание такого сайта. Собрал троих однокурсников и предложил им открыть сайт. Обсудили сразу доли, я был очень щедр: 33/33/34% ( шел 2007 год). Один из них предложил своих знакомых, чтобы разработать сайт. Кстати, деньги вкладывал только я ( не рекомендую вам так делать – тогда мне было 19 лет и у меня не было опыта ведения дел). Сайт сделали за пару месяцев, но назвать увиденный мною результат сайтом было сложно. По случайности, практически сразу, на парах я познакомился с разработчиком Денисом. Он был на пару лет старше меня и сразу сказал, что сайт «ужас» и его нужно переделать, показал свои работы – убедил. Осталось дело за малым, найти $1000.
Тогда я попросил Дениса более детально объяснить, что не так в моем первом сайте. Он составил список из 52 позиций и я организовал встречу с первыми «разработчиками», на которой Денис четко, с технической точки зрения, рассказал обо всех ошибках (в 2013 эта ситуация повторится с самой крупной аутсорсинговой компанией в Украине и контрактом на $40 000). Через 2 недели ребята вернули деньги, спустя 3 месяца вышла первая версия сайта. А тем временем, я два месяца, часто вместо пар, ездил по апартаментам и на свою мыльницу фотографировал апартаменты владельцев. Познакомился с фотошопом и научился склеивать фотографии. Кстати, «партнеры» как только поняли, что сайт нужно переделывать, сказали, что им это не интересно, развернулись и ушли.
7 июня 2007 на сайте были зарегистрированы первые 7 посетителей. Денег на раскрутку и точного понимания, как это происходит, не было. Тогда я через друзей нашел Артема Селиванова, который уже имел несколько небольших, но успешных опытов в раскрутке сервисов. Он согласился получить гонорар за свою работу, как только сайт «выйдет в рейтинг». Честно говоря, смотря на договор, в котором он своей рукой уверенно проставил минимальные будущие позиции сайта на первой странице, у меня сложилось впечатление, что он сам себе подписал приговор. Для понимания: в то время это были 20 ключевых запросов и каждая позиция была не ниже топ-5. Сумма гонорара составляла примерно $200 в месяц (сейчас такого нет), а срок выполнения – не более 5 месяцев. С этого дня начался новый отсчет, и я начал еще активнее обзванивать владельцев и рассказывать им о TimeDom.
За сентябрь 2007 я успел обзвонить более 500 владельцев и предложить им рекламу на сайте с оговоркой, что они начнут платить, как только начнут получать реальную пользу от сервиса (считаю это основополагающим принципом и сегодня). Согласилось небольшое количество, менее 3% (со всеми, кроме двоих, мы работаем и сегодня). Первый год я сам фотографировал на мыльницу (более 80 квартир) и склеивал их в “фотошопе” по ночам. В те года мои клиенты были слишком «крутые», имели 80-200% прибыли, сидели по заведениям и обсуждали новости. Звонки сыпались им бесконечно и многие перебирали клиентами (сейчас все абсолютно по-другому). Я же понимал, что газета скоро умрет и нужна альтернатива. И единственной альтернативой должен быть TimeDom. В один из дней, ранним утром, я проснулся от звонка клиента, который хотел снять квартиру. В этот день сайт поднялся по половине запросов. С Артемом Селивановым мы проработали 6 лет.
Понимание ценности сервиса и фантазии
Оглядываясь, могу сказать, что этот период жизни прошел под эгидой ковбоя в седле, который стремительно летит в неизвестность.
2008. Наш сервис первый и единственный, к нам стоит очередь клиентов, мы в поисках средней стоимости услуги. К середине года я пробую себя в разных проектах, не связанных с IT (отвлекаюсь на разные вещи).
2009. В середине года нас первый раз скопировали, к нам по-прежнему стоит очередь клиентов, мы находим цену, бесплатно фотографируем апартаменты. Я думаю о новом интересном сервисе, который опередит всех будущих конкурентов. За этот год попробовали выложить в сеть пару сайтов и продвигать их в интернете, не получилось.
2010. Начал увлекаться дизайном. Обновили дизайн старого сайта, продолжаем бесплатно фотографировать апартаменты, все копии сервиса уже беспрерывно появляются в интернете.
2011. Владельцы начинают рассказывать, что где-то услуги дешевле, но мы удерживаем первые позиции в выдаче поисковика Google. Непреодолимое желание сделать что-то стоящее и изменить привычный ход вещей начинает усиливаться. В такие моменты начинаешь понимать, что, скорее всего, тебе придется отказаться от старых привычек, выйти за сложившуюся зону комфорта и пробовать себя в разных ролях. Начались первые перемены, попрощались с фотографом и наняли дизайнера на part-time.
2012. Начался первый опыт разработки внутри компании
Все, что произойдет за два последующих года – это накопление самого разного практического опыта: разработка мокапов, вид баз данных, написание тест-кейсов, методологии работы, кто такие верстальщики, смартфоны в бизнесе, эмоции людей и работа с командой.
В феврале 2012 в офисе вместо круглого стола появился прямоугольный, на стенах повесили две доски и поставили коробку с маркерами. С появлением досок на стенах атмосфера начала меняться, все вокруг наполнялось рисунками. Затем появился iMac и дизайнер. В марте наняли программиста .net-чика Сергея и взяли для них отдельный кабинет. Почему .net? Потому, что Сергей был моим хорошим знакомым и убедил меня, что сделает сервис (на тот момент убедить меня было не сложно, программисты казались мне марсианами). Методологии разработки никакой не было, дизайнер рисовал дизайн, Сергей тоже делал что-то важное. Все это верстал верстальщик на part-time.
К лету дизайнер и программист начали задыхаться от моих постоянных идей. Поэтому в середине лета уволился дизайнер, а я открыл Balsamiq и стал рисовать мокапы интерфейсов, сидя с программистом в одной комнате. Для вдохновения начал читать интересные книги, открыл даже «Ководство». Работа с интерфейсами понравилась, и Balsamiq стал чем-то вроде фотошопа, в котором рождались фотографии квартир в самом начале проекта. Одна страница рисовалась во множестве разных вариантов и для этого никто не был нужен. К концу лета Сергей сделал то, что я просил, но оно уже стало ненужным. А еще казалось, что разработка – это очень сложный мыслительный процесс не одного года, в то время как дизайн стал понятным и приятным процессом. Тогда возникла идея поработать с аутсорсинговой компанией, попробовать что-то новое. Я решил заказать разработку специального контрола «календарь», для управления занятостью недвижимости на ajax (контрол успешно используется сегодня в сервисе). По своей сути, контрол стал первым успешным опытом работы с небольшой аутсорсинговой компанией (PNN) и первой маленькой победой после долгого времени поисков. Его сделали в срок. Позже ребята сделают для нас еще несколько его версий. В октябре я дочитал книгу о Стиве Джобсе и в начале декабря остался без программиста. В декабре рассыпались все надежды и ожидания от года. Я понял, что год, в котором я хотел запустить свой сервис, стал годом опыта. Поэтому в декабре я съехал с офиса, который снимал три года, чтобы подготовиться и нанять аутсорсинговую компанию для разработки (в штате осталось три сотрудника).
2013. Опыт разработки вне компании
Этот год стал годом серьезного опыта в роли PM-а, кризис-менеджера и руководителя, а также годом проверки на реальность идеи. В январе родственница (PM с 8-ми летним опытом) помогла составить высокоуровневое техническое задание с требованиями к системе. Вооружившись интерфейсами и техническим заданием в 30 страниц, провожу мини-тендер среди 20 аутсорсинговых компаний в Украине. По иронии судьбы выбираю самую крупную аутсорсинговую компанию в стране. С этого момента начинается получение опыта управления IT-проектом за собственные деньги. Технология была выбрана та же – .net (это были мои требования. Почему? Потому, что не проконсультировался с архитектором, который мог бы посоветовать что-то более подходящее). В конце марта подписали контракт с фиксированной ценой и требованиями. 1 апреля внесли 50% предоплаты. В тот день я чувствовал себя на седьмом небе от счастья и верил, что впереди большие перспективы, а проблемы позади.
Продукт должны были сдавать в июне. Разработка продукта выглядела следующим образом: команда из 5 человек (сейчас знаю, что на начальном этапе столько не нужно), митинги с отчетами раз в неделю, стендапы каждый день. Первые три месяца все шло хорошо: я вовремя отвечал на вопросы и верил, что ребята справятся. На 2,5 месяце разработки, я и мои сотрудники каждый день заходили на тестовый сервер и тестировали сайт. Все ошибки выписывались в отдельный документ. Когда пришло время сдавать проект, разработчики сказали, что им потребуется дополнительное время, которое они не будут фиксировать (чаржить). Через неделю PM с их стороны инициировал митинг и сказал, что с нас еще $25 000 к цене контракта, потому что в нашем списке (450 штук) множество новых фич. C этого дня пришлось поднять всю документацию с тест-кейсами, которые были разработаны исполнителем. Оказалось, что на сервис с 52 страницами интерфейса исполнителем было написано 152 тест-кейса. Мы наняли двух замечательных девочек-тестировщиц во главе с Ксенией Раецкой, которые за 2 недели написали боле 1500 тест-кейсов. Свои тест-кейсы мы успешно отослали исполнителю. После чего компания-исполнитель молчала 2 недели.
Шел сентябрь, стало понятно, что разработанный «сервис» сервисом за имеющееся в нем количество ошибок назвать нельзя. Отсутствовали многие мелкие элементы из нашего интерфейса, загрузка страниц могла длиться более 30 секунд, периодически сервер просто сыпал ошибками и ответ был один – new ficha. Картина начала все больше напоминать чемодан без ручки. К этому моменту мы уже 3 месяца снимала офис в центре Киева с видом на Дворец спорта.
Постепенно, проанализировав ответы и поведения исполнителя, сложилось четкая картинка, что без дополнительной оплаты по контракту никто и ничего доделывать не будет, а все действия исполнителя похожи на деликатное вымогательство дополнительной суммы. Для уверенности провожу встречу с исполнителем, где наша тестировщица Ксения разбивает в пух и прах по ТЗ специалистов исполнителя. Несмотря на сорванный сроки, нам удалось подписать договора с владельцами более 800 квартир в Киеве. В октябре съезжаю с офиса и оставляю в штате одного сотрудника.
Партнер в бизнесе и разработка внутри компании
В ноябре, сделав глубокий вдох, начинаю поиски нового подрядчика. При этом уже есть понимание, что мне нужна компания, в которой работает от 25-50 человек; работу я буду принимать по 1500 тест-кейсам; разработка будет разбита на итерации; перед тем, как поручить разработку команде, ее тимлид сдаст экзамен возле доски с интерфейсами; на встречи со мной пойдет архитектор, который поможет мне с техническими деталями. Плюс я уже знал все слабые и узкие места сервиса, который не удалось написать предыдущему исполнителю. К концу ноября я пришел в офис компании Ромы Осипенко.
У нас прошло несколько встреч. Мне понравилась легкость, с которой Рома объяснял все технические детали, его внимательность и предусмотрительность. Некоторое время подумав, я объяснил ему модель монетизации и предложил ему долю в своей компании (денег на разработку на тот момент осталось ноль целых, ноль десятых) и Рома согласился. Через 7 дней Рома выделил самого сильного разработчика из компании. Тот быстро понял, что необходимо, сдал все экзамены, сам разбил на итерации продукт и приступил к разработке. Спустя 2,5 месяца была готова первая часть продукта (поиск, кабинеты, добавление/удаление). Сейчас мы готовим второй релиз с бронированием. Со своей стороны я упразднил 1/3 интерфейсов и упростил модель добавления апартаментов и т.п.
Сейчас сервис находится на финальной стадии разработки перед большим запуском. В июне мы с удовольствием порадуем всех с полноценным бронированием (в то же время, как и хотели, но на год позже). Касательно предыдущего исполнителя (крупной компании) – на него подали в суд. Суда исполнитель не захотел, потому как изначально все наши разговоры по скайпу мной записывались (в будущем я рекомендую это делать всем PM, которые руководят аутсорсерами), делались так же и записи экрана. Чтобы убедить директора вернуть обратно всю сумму, достаточно было продемонстрировать несколько крупных проколов менеджеров компании. Безусловно, все это было подкреплено сильной позицией по заключенным документам (фиксированная цена контракта и сроки). После трехдневных раздумий с момента нашей последней встречи, исполнитель согласился вернуть всю сумму контракта обратно в обмен на отозванный иск. Кстати, уже в феврале и марте, имея этот опыт, я успел параллельно запустить еще несколько сервисов, связанных с недвижимостью.
Создавая сервис в ограниченных бюджетах:
- Оставляйте в команде только тех, без кого разработка не состоится. Все остальные члены команды должны появляться по мере острой необходимости.
- Четко знайте каким продукт должен быть в конце.
- Используйте мокапы для быстрого объяснения задачи команде.
- Покрывайте продукт тест-кейсами, – это поможет сразу понять, где есть узкие места и что можно упростить (грамотные тестировщики об этом расскажут).
- Привлекайте сильных разработчиков в команду (таких людей вы научитесь видеть только получив опыт взаимодействия с разработчиками), но вы так же можете опираться на опыт других людей. Мне помог выбрать команду архитектор.
- Выберите правильную технологию для вашего продукта (мне помог архитектор и Роман)
- Смотрите на разработку через редмайн и вы научитесь держать руку на пульсе.
- Задавайте вопросы везде, где возникают сомнения или что-либо не понятно.
- Благодарите членов команды за хорошую работу.
- Умейте принимать благодарность и поддержку от людей.
- Упрощайте в начале, улучшайте в конце.
- Вникайте в суть проблем! Это научит разбираться в мелочах, которые отличают замечательный продукт от посредственного.
- Привлекайте в бизнес опытных и мотивированных партнеров. Лучше делить с ним большой пирог, чем самому кушать маленький.
- Рост потребует от вас изменений вашего прежнего уклада жизни. Улыбайтесь переменам и помните ощущения, потому, что каждый момент жизни уникален.
Автор: Тарас Подгородецкий, основатель TimeDom.