Старший директор EPAM Systems Украина – о миграции программистов в Европу, инвестициях в Украину и переходе IT-отрасли страны от аутсорсинга к product development services.
Последние политические события в Украине достаточно сильно влияют на сферу ИТ. Некоторые компании начали массово перевозить программистов в свои другие локации. Каков ваш прогноз в этом отношении?
Думаю, что за границей многие по-прежнему верят в Украину, с нашей страной готовы работать. Так что соблазн увозить людей у большинства украинских компаний невелик, в этом отношении переживать не стоит.
По-прежнему, Украина по всем параметрам уникальная страна для успешного развития IT-бизнеса, сюда приходят и будут приходить инвестиции и новые проекты, и, безусловно, будет эволюционировать вся индустрия. Мы выходим на новый уровень IT-сервисов в целом, при этом обладая сильной технологической базой и накопленной компетенцией работы для разных сфер бизнеса в качестве популярной страны для аутсорсинга. Для EPAM Украина была и остается стратегической локацией.
Насколько самим программистам выгодно уезжать сейчас за границу?
Смотря какую страну мы будем рассматривать. В центральной Европе особых преимуществ в плане зарплаты не будет, тут скорее привлекают условия жизни и работы, стабильность, возможность путешествовать по Евросоюзу, культурные богатства, перспектива карьерного роста, если человек захочет остаться за рубежом.
Соотношение зарплаты и стоимости жизни везде разное, однако в Украине даже в сравнении с Европой и США сложились сейчас очень хорошие условия для программистов.
Однако в Европе более развита сама IT-сфера – там меньше надоевшего всем аутсорсинга. Это тоже привлекает.
Аутсорсинг и аутстаффинг, действительно, до сих пор являются самыми распространенными бизнес-моделями среди украинских компаний. Но они теряют привлекательность. Причин тому несколько. Большинство из них достаточно хорошо известны на рынке: себестоимость растет вместе с ростом зарплат, прибыльность падает, приходят новые компании-стартапы с более интересным для программистов подходом.
Десять или даже пять лет назад большинство разработок в Украине представляли собой софт, выполняющий вспомогательную или обеспечивающую функцию. К примеру, какой-то крупный клиент хотел получить внутреннюю бухгалтерскую систему, и отдавал ее разработку стороннему вендору. Даже если поставщик сделал плохую, непривлекательную программу, бухгалтер на стороне клиента был вынужден работать с такой, какая есть, так как это внутренний проект компании.
Сейчас во всем мире уже наступила эра, когда софт стал основным инструментом для бизнеса, а не вспомогательным, как было раньше. С приходом mobile и big data решений клиенты из разных индустрий начали массово использовать софт для прямого бизнеса – это сферы e-commerce, retail. Теперь клиентам нужны программы не для того, чтобы вести внутренний учет, а для того, чтобы уже их клиент пришел в магазин и купил их товар.
Это течение пришло и в Украину. И нам нужно меняться, предоставлять так называемые product development services – разработку решений для конечного пользователя, клиента твоего клиента.
В классическом аутсорсинге приходит заказчик со своим видением, часто даже со своей архитектурой или со старой версией какой-то системы, и говорит – вот тебе твоя часть, это будешь делать ты. Это никакой не product development, это только часть работы. А полная модель PDS заключается в том, что продукты создаются с нуля, начиная от бизнес-анализа.
Есть ли какая-то специфика клиентов, среди которых востребованы сервисы такого уровня?
Можно сказать, что гонка идей в IT уравняла все индустрии и компании: гиганты могут в одночасье проиграть свою долю рынка тем, кого вчера еще просто не существовало, если не будут достаточно быстрыми, инновационными и маневренными. Знаковые перемены происходят сейчас очень быстро.
Это, как вы понимаете, плохо сочетается с бюрократией и некоторой неповоротливостью больших корпораций. Поэтому им выгоднее отдать разработку IT-продуктов своим партнерам.
Примеров таких лавинообразных сдвигов, открывающих миру новых лидеров и убивающих «мамонтов», во всех сферах очень много. За последние 10 лет мы перешли от дисковых накопителей информации к cloud сервисам; от первых сотовых телефонов к смартфонам, где мобильные приложения стали отдельной индустрией, а капитализация свежей идеи может достигать миллиарды долларов. Вспомнить хотя бы нашумевшую продажу мобильного приложения WhatsApp.
В Украине уже накопилась достаточная экспертиза, чтобы перейти на новый уровень и предоставлять PDS, наравне с западными конкурентами?
Отчасти да, отчасти нет. Тут очень важен, помимо всего прочего, product mindset. В компании должны быть люди, которые четко понимают, как будущий продукт будет использоваться, какие к нему требования, зачем он нужен и кому. Без этого даже с самой лучшей командой инженеров хорошего продукта не сделаешь.
Еще одна важная часть – это UXD, user experience design. Это не просто ‘nice to have’, как было раньше, сейчас это ‘must have’. Хороший дизайн продукта, удобство его использования, интуитивность в использовании сами по себе несут дополнительную ценность для конечного пользователя. К сожалению, школа дизайна и юзабилити в Украине практически отсутствует.
По сути, сейчас прямые конкуренты находятся друг от друга на расстоянии всего в один клик. Плохой опыт взаимодействия – и ваши клиенты уже ушли к другим, время на принятие решения сокращается, фактически, до долей секунды. UX, таким образом, стал краеугольным камнем успеха на рынке.
В этом отношении можно что-то предпринять?
Конечно! Вариантов много. Это создание центров технических компетенций, развитие best solution practices, R&D, ряд специальных мероприятий, тренинги. То есть, разнообразные специальные структуры и активности, которые организованы и на глобальном уровне в международных IT-компаниях, и на местном, в украинских компаниях.
Сейчас тесно переплетены front-end, mobile, e-commerce и big data, так как ритейл и анализ данных идут рядом. Мы, например, очень активно используем платформы Hybris, Day CQ, ATG и ряд других, что позволяет поднять эффективность разработки, переложить ряд рутинных операций на уровень платформы и сосредоточиться на креативных задачах.
Но для того, чтобы e-commerce решения работали, нужно делать их ко всему прочему еще и более привлекательными, чем решения конкурентов – тут, как я уже говорил, нужна UXD экспертиза. Причем, чтобы UX решение было гибким, сам продукт должен быть написан на новых технологиях, а его архитектура построена грамотно.
Все это приходится развивать и даже пропагандировать в масштабе всей индустрии, так как даже менеджеры проектов зачастую не совсем понимают специфику. Если посмотреть с точки зрения программиста, то такие проекты намного более интересны – человек создает не куски кода, а конечный продукт, только его продавать будет не твоя компания, а твой клиент.
Юрий, Вы являетесь Президентом Ассоциации «IT-Украина», каково направление ее деятельности в этом году?
Основные направления работы ассоциации – это поддержка IT-образования и совершенствование законодательства в области IT.
Мы стараемся координировать изменения IT-законодательства, чтобы, новые и старые чиновники в попытках улучшения ситуации в экономике страны не загубили отрасль. Например, только по реформированию налогового законодательства в новом правительстве образовано более десяти рабочих групп. Результаты их работы могут принести не только позитивные изменения, но негативно повлиять на нашу отрасль. Поэтому сейчас речь идет скорее не о продвижении специального IT-законодательства (хотя это также важная и полезная работа, которую нужно продолжать), а о координации законодательных и государственных инициатив в области IT-индустрии.
Очень много усилий делается в плане совершенствования IT-образования. В мире уже давно активно используются новые технологии, лучшие мировые ВУЗы идут в онлайн, а у нас это все еще находится в зачаточном состоянии. Крупные IT-компании создают специализированные лаборатории, инвестируют большие деньги в ВУЗы и подготовку преподавателей. EPAM, как одна из таких компаний, инвестировала в создание 15 лабораторий в десяти ВУЗах страны, развитие материальной базы факультетов, тренинги для преподавателей около полумиллиона долларов США. Но это капля в море, и IT-бизнес должен больше поддерживать профильное образование, т.к. это главный источник роста нашей индустрии
Кроме того, IT-Ассоциация активно ведет обсуждение и развитие стандартов обучения, программ и квалификационных характеристик. Парадоксальный факт – у нас еще с времен СССР выпускаются и работают преимущественно только программисты и администраторы баз данных. Нет ни проектных менеджеров, ни архитекторов, ни аналитиков, ни тестировщиков. Есть «ведущий программист», «главный программист», и «администратор баз данных». Да и кроме этого масса других проблем. Поэтому ассоциация открыта к сотрудничеству с перспективными компаниями и коллективами в области совершенствования IT-образования.
На чем сейчас сфокусирована деятельность EPAM? Из каких индустрий приходят в компанию клиенты?
Есть четыре основных направления: финансовая сфера, ритейл и электронная коммерция, медиа, а также разработка продуктов для крупных IT-компаний.
В этом году быстрее других растет e-commerce направление, хотя активно развиваются и другие сферы нашего бизнеса. Поэтому мы вновь очень много набираем сотрудников во всех локациях – в Украине это Киев, Харьков, Днепропетровск, Львов и Винница. Кроме того, некоторые кандидаты сразу приходят к нам с желанием поменять свое место жительства из-за личных убеждений или по другим причинам. В таких случаях, мы предлагаем релокацию внутри Украины (в Киев и Львов), в ближнюю Европу – Польшу, Венгрию (и откроем еще несколько стран в регионе в этом году), Беларусь, или в дальнее зарубежье – Швейцарию, Великобританию, США, Китай и Канаду.
IT в целом достаточно молодая индустрия и в каком-то смысле всегда будет оставаться такой, поскольку технологии и идеи здесь развиваются быстрее, чем за ними поспевают образование или бизнес-процессы. Поэтому, в IT еще очень долго будет не хватать кадров и в Украине, и в других странах, и возможностей для развития карьеры перспективных молодых ребят будет очень много в любой стране.