Буквально каждый руководитель в отрасли технологий утверждает, что боготворит Стива Джобса. Все – от хакеров до рядовых разработчиков – говорят, что он был самым эффективным СЕО, лучшим инноватором, самым сильным мотиватором и человеком с самым чистым видением в Кремниевой Долине. Конечно, он наступал конкурентам на больные места и время от времени был несправедлив с сотрудниками, но чего не сделаешь ради успеха, правда?

Впервые я встретил Стива на семинаре по гуманитарным наукам в Колледже Рид. Мы обсуждали фриз Парфенона, и Стив сказал мне, что мое мнение – это полное дерьмо. Этот семнадцатилетка с копной непослушных волос выглядел так, будто только что проснулся на диване (как оно, наверное, и было на самом деле). И он пристыдил меня, предложив думать собственной головой, отказавшись от чужих идей. Казалось, он всерьез вознамерился надрать мне зад.

Такое отношение Стив Джобс превратил в кредо бренда Apple, олицетворенное рекламой “Для сумасшедших” и знаменитым запуском рекламы Macintosh в 1984 году. Легко обожествлять его до иконы и бить челом у портрета Джобса, но почему-то сложно действительно следовать его советам. В Кремниевой Долине постоянно игнорируют 5 важных уроков от основателя Apple, которые на самом деле дорогого стоят.

Урок первый: для создания великих продуктов потребуется терпение

Известно, что Стив мог подолгу третировать работавшую над продуктом команду и в один момент заставить все полностью переделывать с нуля. Это дорого стоило Apple, но в результате компания добивалась успеха там, где другие проигрывали. У Microsoft софт и железо для планшетов появилось задолго до Apple, но именно iPad сделал эту категорию товаров мейнстримом. Другие компании могли предложить больше функций, и выпустить продукт раньше, но пользователи приходили в восторг именно от решений Apple.

В эру, когда все стараются выпустить продукт раньше и позволять рынку диктовать условия, Стив мог медитировать над продуктом бесконечно долго, пока не почувствует, что он готов к выпуску. На это требуется время, которое большинство компаний потратить не готово или не хочет в него инвестировать. Подход Стива основывался на видении и выскокомерии – он считал себя лучше других. А еще у него было огромное намерение видеть то, что находится за горизонтом человеческого восприятия – он хотел делать продукты, о возможности существования которых человечество еще не подозревало.

Урок второй: думать глобально

Что бы подумал Стив о сегодняшних робких инноваторах, которые создают очередное приложение “найди-своих-друзей”, социальную сеть или облачное решение? На каждого Илона Маска, который придумывает три глобальных и сумасшедших идеи за завтраком, есть тысячи тех, кто приезжает в Долину, чтобы запустить какой-то стандартный проект и получить под него инвестиции, даже если проект того не стоит. Стив осмелился встряхнуть этот мир – мыслить узко было не в его характере.

Урок третий: ФОКУСироваться на своих сильных сторонах

Многие восхищаются тем, с каким успехом Стив зарезАл проекты и, в результате, спас Apple после своего возвращения на пост СЕО в 1997 году. После отстранения он усвоил несколько истин, и, когда вернулся, сфокусировался на сильных сторонах компании, что вернуло ей пользователей. Ему это удалось, потому что он хорошо знал свою компанию, ее слабые и сильные стороны, и хорошо знал своих клиентов.

Мы до сих пор видим, как многие компании тратят энергию и ресурсы на множество различных направлений. Им стоило бы вернуться в 1997 год и поучиться на примере Джобса.

Урок четвертый: мыслить по-другому

Когда речь заходит о людях, которые пытаются извлечь пользу из успеха других, Долина может посоперничать с Калифорнией времен “золотой лихорадки”. Здесь сложно уронить флешку, не задев при этом туфель человека, который хочет вам что-то посоветовать, научить кодить, питчить или наращивать обороты продаж.

Стив сказал бы, что прислушиваться к другим нельзя – в этом корень зла. Человек не сможет мыслить по-другому, когда он пользуется советами тех же людей, чьими советами пользуются все остальные.

Урок пятый: самой по себе технологии недостаточно

И здесь мы, люди из Долины, больше всего тупим. Стив бросил колледж, но он ценил образование и культуру, он применял то, что ему известно о музыке, каллиграфии, дизайне и архитектуре в продуктах Apple.

Сегодня молодые предприниматели и программисты не боятся бросить колледж или вообще забить на высшее образование, чтобы сфокусировать все внимание на своем коде или запуске компании. Какой смысл изучать Шекспира, Бетховена или Моне тому, кто проводит по 20 часов в день за компьютером? Но продукты Apple не только полезные, они еще и красивые – это трендсеттеры в дизайне, стиле и концепции.

Как сказал Стив на презентации iPad 2 в марте 2011 года, “В ДНК Apple заложено, что технологии самой по себе недостаточно. У нас технология живет с гуманитарными науками, и это порождает песню в наших сердцах”. Если бы сегодня Стив был здесь, он бы надрал нам задницы.

Род Бауер,
директор консалтинговой компании Bauer Group, которая работает на венчурном рынке

Источник: Venture Beat