Мода на украинское — это один из лучших трендов, пожалуй, за все годы независимости. Поддержка предпринимателей на национальном уровне привлекает внимание к украинскому бизнесу правительственные структуры. Вопрос об упрощении ведения предпринимательской деятельности довольно остро стоит уже не первый год. И чем больше предложений для потребителей рождается на украинском рынке, тем более необходимыми становятся соответствующие законопроекты. Кроме налоговых и бюрократических вопросов есть ещё и краудфандинг, который готов выводить на рынок украинский продукт, а потому требует подготовки необходимой законодательной базы.
Как сказал известный российский медиаменеджер и блогер Антон Носик в своём докладе на IForum, краудфандинг — это «источник финансирования, который никогда и никуда не денется», поэтому он так важен для стран, экономическое состояние которых оставляет желать лучшего (и далее следовал совет к действию про стрип-бар, депутатов и принуждение к легализации краудфандинга).
К тому же, краудфандинг может стать наиболее эффективной движущей силой для увеличения количества продуктов с пометкой «сделано в Украине». Причём зачастую мощности производства в стране позволяют изготавливать практически любой товар без применения импортных материалов. Юлия Савостина — ведущая проекта «В поисках Made in Ukraine» — за год поисков обнаружила, что в Украине изготавливается и выращивается буквально всё: от зубной пасты до качественной посуды, от чёрной икры до бананов. Но кто об этом знает?
И ещё больше творческих умов готовы предложить нечто уникальное, высокотехнологичное и сделанное в Украине для украинцев. Но или отправляются на поиски инвестиций заграницей, хотя далеко не каждая идея подойдёт для иностранного рынка, или оставляют проекты нереализованными. Краудфандинг — система более гибкая, чем целевое инвестирование. Венчурные фонды едва ли заинтересуются творческими проектами или бизнес-идеями молодых, амбициозных, но неопытных стартаперов. А краудфандинг даёт шанс каждому, кто готов работать над своим проектом.
Инвесторы хотят вкладывать деньги в успех. Краудфандинг может обеспечить этот успех. Таким образом, народное финансирование — это первый шаг к развитию успешного бизнеса. Проходя через платформу, стартапер получает результаты своего первого масштабного маркетингового исследования.
Итог краудфандинговой кампании даёт ответы на все вопросы, которые хочет видеть инвестор в бизнес-плане, но которые не может сразу предоставить стартапер: характеристика целевой аудитории, сколько денег готов вкладывать потребитель в готовый продукт, каковы перспективы развития проекта, сколько средств необходимо вложить в организацию производства и рекламу, ожидания по окупаемости стартапа и т.д.
Конечно, это не снижает степень ответственности автора проекта за его реализацию. Поскольку в него вкладывается не один, а сотни и даже тысячи инвесторов. Удержать их внимание и степень доверия не так просто и требует постоянной работы с аудиторией, поддержанием связи и публикации таких же отчётов о ходе реализации проекта, как и перед венчурным фондом.
Но если вы сумели собрать необходимую сумму от «народных спонсоров», реализовали идею, разослали продукт спонсорам, получили положительные отзывы и заказы на продукцию увеличиваются в геометрической прогрессии — инвесторы придут к вам сами, предложат выгодные условия и обеспечат дальнейшее развитие бизнеса.
Один из самых влиятельных венчурных капиталистов Нью-Йорка, партнёр фонда Brooklyn Bridge Ventures Чарльз О’Доннел настоятельно рекомендует своим коллегам перестать заставлять молодых и неизвестных стартаперов прыгать через «горячие обручи» в попытке попасть на встречу к инвестору. Он адекватно оценивает конкурентные возможности краудфандинга. О’Доннел считает, что простота получения бюджета на проект с помощью платформы угрожает благосостоянию венчурных фондов, и советует налаживать взаимовыгодное сотрудничество с краудфандингом уже сейчас.
В Украине краудфандинг не просто появился как заграничная диковинка, но достаточно быстро развивается. Первые положительные результаты не заставили себя долго ждать. Если на платформе BigIdea громадный толчок к развитию получило Громадське ТВ, то Na-Starte дала жизнь уже двум музыкальным альбомам, один из которых получил финансирование в размере 120% от необходимой суммы. При этом к сбору средств активно подключились дизайнерский проект «Колихва», фильм «Запорожье, я люблю тебя», городской проект из Днепропетровска URNA и другие.
Пока это всё ещё скорее необычная новость, чем обычный порядок вещей. Но успех одной кампании автоматически приводит в краудфандинг тех, кто не решался воспользоваться этим инструментом раньше. А особенно тех, кто уже не раз получал отказ от инвесторов или вообще не дождался ответа.
Кроме всего прочего, краудфандинг — идеальный инструмент для продвижения тренда «Покупай украинское». Кино, музыка, литература, web-сервисы, инновации, дизайн, мода, игры — всё это можно производить в Украине, причём высокого качества. И национальный конкурентоспособный продукт готовы спонсировать сами украинцы.