Около двух месяцев назад вышла World of Tanks Blitz – мобильная версия мегапопулярной многопользовательской онлайн-игры, созданной белорусской компанией Wargaming. Среди приглашенных к обзору журналистов оказалась и редакция AIN.UA. Мы решили повторить эксперимент одного российского издания, которое послало на недавний чемпионат мира в Бразилию журналиста, который не любит футбол. Обзор WoT Blitz написал человек, который почти не играет в видеоигры – особенно военные. Вот что из этого получилось.

Введение

Прежде чем перейти к, скажем так, обзору игры, нужно сделать несколько важных пояснений.

Все компьютерные игры в моей жизни можно пересчитать на пальцах обеих рук. Причем самыми большими пальцами будут онлайн-шахматы и судоку. В 2009 году я продал портативную приставку PlayStation (PSP), которая плохо влияла на мою работу и личную жизнь. На ней был только футбольный симулятор FIFA, но пару часов в день он отнимал у меня стабильно. Еще по несколько недель нормальной жизни у меня забрали “Ведьмак”, Wolfenstein и Diablo II. Да и все, пожалуй.

А в десктопный World of Tanks я не  играл никогда. Вообще ни разу. Зато, заглядывая через плечо, видел, как рубится в “Танки” сооснователь и CEO Wargaming Виктор Кислый, к которому в свое время я приезжал на интервью в Минск. Говорили мы, в основном, о бизнесе Wargaming и новых проектах компании, потому в детали танковых баталий не углублялись.

Тестирование военной игрушки совпало по времени с реальными военными действиями на востоке Украины. Это несколько напрягало, но также добавляло в игровой процесс неожиданные нотки, о которых еще будет сказано ниже.

фото (10)

Игра тестировалась на Apple iPad второго поколения. Пока играть в нее можно только на iOS-планшетах, но вскоре Wargaming обещает выпустить Android-версию.

Правила игры

World of Tanks Blitz – многопользовательская онлайн-игра. Для участия в ней нужно стабильное подключение к сети (юзеров с лажающим интернетом часто расстреливают, как слепых котят) и наличие других желающих поиграть. С последним проблем никогда не возникает. Игра в Blitz идет на нескольких серверах, меня по умолчанию отправили на тот, где играют наши соотечественники и другие выходцы с постсоветского пространства. Надо понимать, он самый массовый.

фото (12)

В профессии журналиста есть свои минусы, но и плюсы тоже есть. Например, в WoT Blitz можно играть по обычному аккаунту, можно по платному премиум-аккаунту, который дает определенные преимущества, а можно по пресс-аккаунту, который снимает в игре практически любые ограничения. За игровые кредиты и золото, которые достаются подписавшемуся на тестирование игры журналисту, можно увешать все свои танки самыми навороченными приблудами вроде маскировочной сетки (-25% к заметности неподвижного танка) или Ящика Колы (+10% ко всем навыкам экипажа). Впрочем, ни одна из приблуд не дает существенного преимущества над противниками в игре.

Новичку предлагается пройти очень краткий курс обучения длиной в пару минут. Лично я рассчитывал, что там подробнее расскажут о том, куда лучше стрелять и что бывает при попадании в ту или иную часть танка. Только через несколько дней игры я заметил, что пущеный в гусеницу вражеского танка снаряд часто сбивает ее и парализует движение боевой машины соперника. В неподвижную мишень стрелять удобнее, хотя сбитый трак не мешает врагу отстреливаться и параллельно заниматься быстрым ремонтом.

Залогинившись в игре, игрок попадает в ангар, где отдыхают от боев все его танки. Как я понял, обычный юзер начинает с простейшего танка и добывает себе прокачку, долгими часами набивая опыт в боях. У меня же было все и сразу – мог сразу играть танком любого уровня, включая премиальные машины. В игре есть три ветки танков – американские, советские и немецкие. В каждой ветке есть несколько типов танков (легкие, тяжелые), которые прокачиваются от первого до десятого уровня.

фото (11)

Когда танк выбран, заряжен и оборудован, можно идти в бой.

фото (17)

После непродолжительного подбора однополчан и врагов игровым алгоритмом, вы попадете на одну из восьми живописных карт. Пять из них довольно абстрактны (зимний “Эшелон” с железнодорожной станцией, “Форт”, “Протока”, “Рудники”, “Карьеры”), остальные три отсылают к реальным локациям. Правда, называя карту “Балтийский щит” создатели игры вряд ли имели в виду тектонический щит на северо-востоке Европы. Но вот “Эль-Аламейн” и “Миддлбург” – вполне реальные города, ставшие ареной боевых действий Второй мировой войны.

Бои танков командные, семь на семь. Игровой алгоритм отряжает в бой примерно одинаковые по уровню танки (разброс не превышает двух левелов), но разные по своим игровым качествам. Таким образом, в каждой команде оказывается несколько легких маневренных танков, несколько средних и парочка неповоротливых монстров, стреляющих редко, но способных порешить вражеский танк одним-двумя выстрелами.

В начале каждой битвы команда обнаруживает себя в одном углу довольно обширной карты, команда соперника – в другом ее углу. Где-то посредине карты находится очерченный мелом круг с белым флагом – это так называемая база, которую можно захватить и удерживать. В битве возможны три исхода: полное уничтожение одной из команд, удержание базы в течение 100 условных единиц времени (чем больше союзных танков на базе, тем быстрее идет время) или ничья – если за семь минут не случилось ни первое, ни второе.

Историческая несправедливость состоит в том, что в одной команде играют и советские, и немецко-фашистские, и американские танки. Но никто не смущается, да и незачем.

фото (9)

Вы играете танком от третьего лица (можно переключиться на “снайперский” режим от первого лица). Большим пальцем левой руки управляете движением танка, правой – прицелом. Все довольно просто, пока не столкнешься с мастеровитыми соперниками.

Играть раком: плюсы, минусы, подводные камни

Начинал играть я, конечно же, на танках начального уровня, надеясь поднатореть и потом потягаться на равных с более опытными танкистами. Но в первые дни выгребал даже от таких же новичков, как сам. Говорят, на то, чтобы обжиться в World of Tanks Blitz, у неподготовленного игрока уходит 2-3 дня. А у того, кто раньше играл в десктопную версию – 2-3 часа. Где-то на третий-четвертый день я действительно осмелел и начал убивать врагов – иногда даже по несколько штук за сражение.

фото (22)

Вражеский Т-45 на мушке. Главное – не попасть в “своего” Т-45

Больше других мне приглянулись американские танки. На боевой машине второго уровня T2 Medium и премиальном танке пятого уровня Ram II я наиграл наибольшее количество часов. Из немецкой и советской веток тоже интереснее всего было играть премиальными танками III-VIII левелов: T-127, КВ 220 Бета-Тест, КВ-5, Dicker Max, T-25, Lowe, Panther/M10.

Если игроки начальных уровней не сильно отличались от меня своими умениями и были толерантны, то выше пятого левела я встретил настоящих снобов. Они быстро распознали во мне “рака” и не стеснялись говорить мне это прямо в лицо, точнее в дуло. Раком в “Танках” называют игрока, набившего (или купившего) немалый опыт, но так и не научившегося играть на высоком уровне. Для опытного противника рак – легкая мишень, неуклюжее существо, теряющее самообладание под обстрелом, для товарищей по команде – обуза. В самых топовых сражениях танков IX-X уровня, где бой может идти даже три на три, а не семь на семь, наличие рака в команде автоматически делает силы очень неравными. Бывало стыдно перед однополчанами, иногда я сразу предупреждал их в чатике, что играю плохо.

При этом премиальные танки, на которых я щеголял на высоких уровнях, вызывали у опытных игроков неподдельный интерес. Когда я появлялся на игровом поле в кабине немецкого Dieter Max или советского КВ-5, то-нибудь обязательно спрашивал, что за танк и откуда он у меня, а бывало даже описывал вокруг моей эксклюзивной железяки круги, чтобы рассмотреть ее в деталях. Соперники же начинали вопить “чтозанах”, подозревая, что эксклюзивный супертанк сейчас порвет всех на куски. Но он не рвал. После того, как мой танк удовлетворял всеобщее любопытство, он получал пару тройку снарядов и отправлялся к праотцам. Примерно так, как Т-28 пользователя slavek99 на фото ниже.

фото

Гибель танка на фоне живописной горной вершины

Через какое-то время мне надоело быть жертвенным ягненком и я спустился на средние и низкие уровни. Совсем другая история! Там я редко уходил с поля боя без трофея в виде одного-двух скальпов или захваченной базы. В одном из боев, находясь за рулем Ram II, я почти в одиночку разбил команду соперника, уничтожив пять их танков из семи. Начал получать разные индивидуальные награды – “Знак классности” различных степеней, “Спартанец”, “Стрелок”, “Бронебойщик”, “Захватчик” и т. д.

фото (7)

Кульминацией моей танковой карьеры стала медаль Книспеля третьей степени, которая дается за 100 000 единиц суммарного нанесенного и полученного урона (подозреваю, доля полученного в этом достижении ощутимо больше). Примерно в этот момент я понял, что пора завязывать.

фото (13)

Эхо войны

Этот вопрос можно было бы обойти стороной, но я не буду. Поскольку игра военная и во многом архетипичная (СССР, фашисты, пиндосы), а на постсоветском пространстве возникают новые очаги вооруженных противостояний, все это находит свое отражение в игре. Нередки случаи, когда кто-то из игроков усердно примешивает в игровое противостояние политику. Например, некий умник с ником gibdd_samara уже на девятой секунде боя решил подзадорить себя и остальных призывом “На Киев!”. Еще чуть позже он добавил к этому “Бей бандеру!” и еще несколько характерных ватных кличей. К сожалению, такие случаи в игре случаются нередко.

фото (16)

Наверное, самая правильная реакция на подобное – отсутствие всякой реакции. Но поскольку от просветления я все еще далек, то в особо успешных боях удержаться не мог. На скриншоте ниже – кульминация сражения на карте “Эшелон”. Мой Т-127, убивший три вражеских танка, остался единственным из команды. Та же история у соперника – у них остался лишь Serega_ubivec на Т-46. Серега тоже хорошо повоевал в этом бою – от его рук полегло четыре моих напарника. Но его серьезно потрепанный танк уже ничего не мог сделать против моего небитого, надежно занявшего базу. Поэтому я нашел время похулиганить кличем “Слава Украине!”. Тот же ФОКУС я повторил в еще нескольких боях. Пару раз мне отвечали “Героям слава!”, а еще пару раз – не буду говорить что.

фото (1)

При всем при этом не стоит забывать, что World of Tanls Blitz – всего лишь игра.

Баг-репорт

За время тестирования (немногим более двух недель) я столкнулся в игре с парой проблем. Одна ерундовая, а вторая довольно существенная. Правда, я так и не выяснил, кто виноват в существенной и не рискну вешать всех собак на Wargaming – возможно, выкаблучивался мой iPad. Обо всем по порядку.

Сначала несущественная. На карте “Форт” я обнаружил “слепое пятно”. Если подъехать в одном из мест карты к стене укрепления, то танк пропадает из видимости. Но это полбеды – он еще и теряет возможность оттуда выехать, торчит на месте и ничего поделать с этим невозможно. Пришлось дожидаться там, пока закончится бой.

фото (15)

Но то пустяки. А вот где-то через неделю после начала теста я разглядывал имеющиеся в моем ангаре танки и покупал для понравившихся моделей оборудование и снаряды. В какой-то момент меня выбросило из игры на домашнюю страницу iPad. При попытке вернуться в игру история повторилась – выбрасывало уже на входе в ангар. Помогла только переустановка игры.

Однако через несколько дней случилось то же самое. И снова из игры меня выбросило тогда, когда произошло существенное обновление информации на аккаунте – я усовершенствовал несколько танков новым снаряжением, поменял немного золота на кредиты – и бац, приехали, мы снова на рабочем столе iPad без возможности войти в игру. Всего из-за этой проблемы мне пришлось переустанавливать игру три или четыре раза.

Заключение

World of Tanks Blitz – хорошо сбалансированная игра, которая довольно сильно затягивает. Полным лузером чувствуешь себя лишь первый день, максимум два. Насколько я понимаю, десктопная версия требует куда большего задротства и вникания в тонкости военпрома середины XX века.

Обладать пресс-аккаунтом – круто, у тебя есть танки любого уровня любой ветки, ты можешь выстреливать самые дорогие снаряды в воздух сколько угодно и оснастить каждый игровой танк по последнему слову техники – мошна не опустеет. Но надо помнить, что ты король лишь в ангаре, а в самой игре на высоких уровнях тебя легко прихлопнут вместе со всеми твоими наворотами, да еще и посмеются вслед.

Чего я не попробовал – клановой игры, которая позволяет сформировать команду из своих друзей или знакомых и сражаться с такими же группами единомышленников. Но уже и не попробую – пора возвращаться к шахматам и покеру.