Все мы знаем, что украинские программисты по прежнему остаются очень востребованными на западе. Программист из Украины – означает хороший профессионал. Но как же обстоят дела с графическим дизайном? Если с дизайном приложений и сайтов все достаточно понятно – здесь с каждым годом всё важнее становится удобство, а не красота, то с брендингом и логотипами всё немного сложнее. Брендинг – это своего рода высший класс графического дизайна. Ведь вложить, к примеру, 20 лет истории компании в один маленький знак – задача очень непростая.
Reynolds and Reyner – достаточно необычное название как для Украины, но это часть особенности агентства – ориентация на международный рынок. Немножко деталей и тонкостей работы агентства – в блиц-интервью с основателями компании Александром Андреевым и Артемом Куликом.
Первый, и вполне ожидаемый вопрос – откуда такое название?
Александр: В генах компании английский дизайн. Мы доносим эту идею во всем – от визитки до сайта, создавая действительно качественные проекты. Мы перфекционисты и нам нравятся идеальные вещи. Reynolds and Reyner – это своего рода два наших основателя, два партнера, создавших агентство лет 70 назад, как Дэвид Огилви или Лео Бернет.
Артем: Кроме того, одной из наших целей было желание выделиться. Правда удалось нам это, похоже, уж слишком сильно – теперь не верят, что мы из Украины. Но нам это льстит.
Почему в Украине так мало хорошего дизайна, ведь агентств много и рынок достаточно конкурентный?
Александр: В дизайне, в отличии от программирования, нет прозрачной и стопроцентной системы получения качественного результата. Весь процесс – это смесь творческого процесса и определенной бизнес модели работы над проектами. У каждого агентства эта модель своя, но работать она начинает лишь когда вы завершите 50-60 действительно достойных брендинг проектов. В нашем случае эта цифра уже близка к 100, и каждым проектом из этой сотни мы гордимся и всегда готовы показать.
Артем: В украинском дизайне я вижу две проблемы – менеджеры и дизайнеры. Менеджеры, продающие дизайн, чаще всего не знают сути процессов, и уверены, что хороший логотип можно создать за неделю. Дизайнеры же, в свою очередь, не достаточно мотивированны, они могут 4 дня потратить на чтение блогов, а лишь на пятый, по-быстрому, сделать “пару вариантов”. Отсюда и плохой результат – один не может, а второй не сильно хочет.
Выходит, исполнителей много, но на практике обращаться не к кому?
Александр: Так и есть, и большинство маркетологов со стороны клиента это подтвердят. У нас много агентств, много портфолио, но большая часть этих портфолио сделана разными людьми уже не связанными с этими агентствами. То есть заказчик часто покупает кота в мешке. Основное правило Reynolds and Reyner – все сотрудники компании, в той или иной степени, дизайнеры. Все работы делались и делаются внутри компании – никаких фрилансеров и аутсорсеров.
Артем: Еще один непростой вопрос в работе – это экономия со стороны заказчика. Клиенты просят уникальный и качественный дизайн, к примеру этикетки, но когда доходит до его воплощения – начинают вспоминать о бюджете. Хороший дизайн создают детали – не бронзовый пантон, а тиснение фольгой, не полноцветная печать, а печать пантонами. Не стоит в брифах писать такие фразы, как “можно всё, главное сделайте классно” – так не бывает.
Каково работать с зарубежными заказчиками? Отличаются ли они от украинских и российских?
Александр: Отличаются, но не все в лучшую сторону. Проще работать с Америкой и Европой – там клиенты ориентированы на результат, у них есть сроки и нужны результаты. Сложнее с восточными странами, Китай и Индия оставили не лучшие впечатления – пытались за очень небольшой бюджет выжать в 2-3 раза больше обещанного. Во Франции, например, нам попались очень неторопливые клиенты из провинции Шампань. А вот для Саудовской Аравии всё было очень быстро и прозрачно. Многое ведь еще и от опыта клиентов зависит.
Артем: Уровень дизайна в России выше, чем у нас, все же страна больше и рынок больше. Но русский дизайн имеет свой стиль и это часто слишком заметно. Украинский дизайн же своего стиля не имеет, хотя бы потому, что у нас нет своих хороших школ дизайна и неких гуру, которые бы задавали тренды. Плюс сама по себе Россия сейчас берет направление к дизайну и стилям СССР, мы же ориентируемся на Европу не только в политике.
Как вы оцениваете текущую ситуацию в сфере дизайна в Украине? Чего ждать и на что надеяться?
Александр: С начала кризиса 2008 года рынок продолжает падать. Таких тяжелых времен страна не переживала очень давно. Соответственно все спрятались и ждут, что же произойдет. Как только ситуации стабилизируется, мы ожидаем резкий рост количества украинских проектов. Сейчас у нас в процессе два больших брендинг проекта для Украины, но их запуски перенесены на следующий год. Для положительной динамики нужен повод, но его пока нет.
Артем: Если говорить о “внутренней кухне”, то в ситуации нестабильности сложнее концентрироваться на работе. Творческий процесс требует полного баланса и спокойствия, но заставить себя и команду совсем не читать новости практически невозможно. Фраза “Меньше знаешь – крепче спишь” сейчас как никогда актуальна для дизайнеров и других творческих профессий. Приходится заставлять себя изолироваться от происходящего вокруг.
Расскажите немного о своих свежих интересных проектах?
Артем: Из последних интересных проектов – мы выиграли тендер у известного французского агентства на дизайн упаковок новых парфюмов премиум класса. Это один очень известный бренд. Далее, мы второй год делаем брендинг для международного экономического форума, который в прошлом году был в Лондоне, в а этом – в Мексике. Очень много проектов делаем для дизайнеров одежды из разных стран – работать с творческими людьми всегда интересно. По недвижимости в Канаде и США были интересные проекты. Во Франции есть два наших бренда шампанского. Недавно взялись за итальянский ресторан в ОАЭ. И, само собой, в Украине, почти в любом супермаркете, можно найти наши работы. Работы много и она очень интересная.
Александр: Мы делаем очень немало значимых проектов по всему миру. Наши бренды найти можно в США, Канаде, Франции, Китае, Австралии, Израиле, Норвегии, Дании, Испании и даже в такой закрытой стране, как Саудовская Аравия. Но 70% проектов делаются лишь после подписания Non-disclosure agreement, что чаще всего означает запрет на публикацию проекта в открытом портфолио. Это стандартная практика для западных компаний, ведь никто не хочет раскрывать контакты хороших подрядчиков. Несколько наших работ на сайте это лишь вершина айсберга, но когда доходит до личной встречи, то нам уж точно есть чем удивить почти любого клиента.
Несколько работ из портфолио Reynolds and Reyner:
Кофейный дом London – английский стиль в центре Киева
Waldo Trommler Paints – Самый яркий бренд красок в мире
Breaze Cars – бесплатный транспорт будущего в Гонконге
Liverpool English Pub – первый современный паб в Украине
Colier – Лимитированная коллекция элитного шампанского
Anti-smoking Pack – дизайн упаковки с социальным подтекстом
Для справки
Reynolds and Reyner – международное брендинговое агентство с главным офисом в Украине. Имея представителей и партнеров в США, Канаде и Франции, мы по-прежнему остаемся и считаем себя украинским агентством. То, что мы делаем – это по настоящему качественный европейский дизайн, ведь большинство проектов делаются для рынков Европы и Америки. Основная специализация агентства – потребительский и корпоративный брендинг.