Как выйти из кризиса и сохранить компанию, когда в стране война, приток инвестиций сократился, а международные заказчики то и дело уходят к конкурентам? Эта тема сейчас активно обсуждает на всех уровнях – начиная от разговоров на кухне за пивом и заканчивая переговорами в самых высоких кругах. Военные действия на востоке стране существенно сказываются на украинском бизнесе, в том числе и в IT-отрасли. Директор крупнейшей украинской аутсорсинговой компании Luxoft Украина Виталий Нужный в ходе Украинского Software development форума тезисно изложил, что нужно делать IT-компаниям, чтобы пережить кризис и помочь стране в трудные времена.
1. Государство должно поддержать IT-бизнес
Одна из проблем состоит в том, что роль государства в развитии бизнеса не такая четкая, как нам того хотелось бы. В соседней Польше бизнес-сервисов в 4-5 раз больше, чем в Украине, хотя население значительно меньше. Там есть специальные налоговые стимулы, реальная помощь в создании рабочих мест, поддержка стартапов и многое другое. И все это – приоритет экономической политики. В Украине мы привыкли работать без этого, что плохо. В большинстве европейских стран государство поддерживает IT-отрасль бы на уровне заявлений. И это помогает компаниям в работе с клиентами, конкурировать на глобальных рынках и так далее.
2. Начать борьбу с коррупцией
Чтобы повторить успех Польши, нужно начать что-то делать, а не просто говорить про реформы. И начать с борьбы с коррупцией и упрощения налоговой системы. Именно коррупция мешает Украине выйти на следующий уровень. И если мы хотим жить в стране, привлекательной для иностранных инвестиций, нужно коррупцию искоренять.
3. Сохранять рабочие места
Главная роль любого бизнеса во время кризиса – это сохранять рабочие места. Это означает, что мы продолжаем развивать бизнес, платить налоги и содержать государственный аппарат. Как известно, во время кризиса многие компании и проекты переехали в другие страны. Это устраивает далеко не всех заказчиков и если мы не будем продолжать развивать бизнес в Украине, то наши клиенты и заказчики уйдут к конкурентам. Мы стараемся делать все возможное для этого – Luxoft продолжает нанимать более 80 новых сотрудников каждый месяц. Это сложно, но мы это делаем.
4. Менять стратегии
С наступлением кризиса стратегии компаний, которые состояли в том, чтобы развиваться в Украине, перестали отвечать реальности. Если раньше Украина продавалась очень хорошо и все хотели делать бизнес здесь, то сейчас заказчики и инвесторы от нас отворачиваются. Мы должны адаптироваться, быть гибкими. Наши ведущие аутсорсинговые компании не конкурируют между собой на мировых рынках, у нас разные заказчики и сферы деятельности, и мы должны это использовать в свою пользу.
5. Занимайтесь общественными инициативами
Когда в стране кризис – каждый из нас может поддерживать общественные инициативы. Сейчас в стране существует множество организаций, которые нуждаются в волонтерах и активистах – “Волонтерская сотня”, “Фонд Русланы Лыжичко”, “Восток-СОС” и многие другие. Их можно и нужно поддерживать и продвигать. Ну и, конечно же, занимайтесь любимыми хобби, поддерживайте доброжелательную атмосферу в коллективе и в семье и не забывайте про помощь стране.
Недавно на AIN.UA публиковалась подборка советов о том, как перестать откладывать на завтра и заставить себя работать.