На прошлой неделе стало известно, что конференция IDCEE со следующего года поменяет название и станет частью глобальной сети конференций U-Start. AIN.UA расспросил организатора IDCEE Викторию Тигипко и CEO U-Start Стефано Гвидотти о состоявшейся между ними сделке и о том, что изменится в киевской конференции с приходом нового соорганизатора.

IMG_0327

Что будет означать сделка для IDCEE?

Стефано Гвидотти: Для IDCEE ничего глобально не изменится. Цель U-Start –присутствие в Центральной и Восточной Европе. Объединение с IDCEE – самый эффективный способ сделать это.

Как будет происходить объединение технически?

С. Г.: Мы объединяем команды. Соответственно, представители U-Start будут принимать участие в организации киевского мероприятия, а команда IDCEE будет вовлечена в подготовку конференций U-Start по всему миру. На сегодняшний день, наша география включает Милан, Лугано, Кейптаун, Сан-Паулу, Сантьяго, Мехико и Стамбул. Используя опыт команды IDCEE, мы выведем наши ивенты на тот высокий уровень, которого IDCEE уже достиг. С другой стороны, IDCEE получит сильную международную экспертизу и станет событием глобального масштаба.

Виктория Тигипко: Мы также многое получим благодаря сети контактов U-Start. Главный ФОКУС U-Start – Family-офисы, с которыми у компании налажены хорошие связи. Объединив наши нетворки Family-офисов, частных инвесторов, венчурных инвесторов, бизнес-ангелов, мы сможем на глобальном уровне сблизить их с молодыми предпринимателями на интересных рынках, к которым относится и Украина.

Еще одна вещь, которую мы хотим делать – обучать их венчурному делу. Тенденция такова, что Family-офисы сейчас активно инвестируют в венчурной сфере – об этом свидетельствуют исследования Bloomberg и EVCA. И сейчас верный момент, чтобы свести Family-офисы и остальных инвесторов на нашей конференции и обучить их инвестировать правильно. U-Start хочет стать для них катализатором роста в 2014-2015 годах.

Что будет с названием IDCEE, останется ли оно?

С.Г.: Со следующего года конференция будет называться U-Start CEE.

В.Т.: Investor Day – это скорее название формата мероприятия, чем бренд. Мы просто приняли его как данность. Привязка к региону – CEE – останется в названии, потому что это важно. Мы хотим привлечь на конференцию людей, которые заинтересованы не только в Украине, но и в регионе в целом – здесь более 19 стран, которые также интересуют инвесторов.

Какова история U-Start?

С. Г.: Я основатель и CEO U-Start. Это молодая компания, мы запустились в 2012 году. Но за такой короткий промежуток времени мы смогли спозиционировать U-Start как инструмент, который наводит мосты между Family-офисами и миром диджитал-стартапов.

Мы начинали в Италии – там широко представлены семьи, которые много лет занимаются предпринимательством и вкладывают деньги в новые бизнесы. Это финансово сильные династии, которые сейчас фокусируются на тех- и диджитал-сферах. В свое время мы начали работать с этими семьями и обнаружили пропасть, которая существует между ними и стартапами. Эту пропасть U-Start и предназначен преодолеть.

stefano

Стефано Гвидотти

Потом мы начали развиваться глобально, вышли на рынки Бразилии и Южной Африки. Эти страны имеют схожую структуру – в руках больших семейных бизнесов сконцентрирован крупный капитал, и они ищут разные возможности его инвестировать для диверсификации рисков. Также там присутствуют быстрорастущие технологические индустрии. Это также один из ключевых пунктов нашего глобального позиционирования – мы выходим на рынки, где экосистема активно растет и имеет большой потенциал. Потому мы заинтересовались Украиной и регионом CEE в целом.

Наш фокус – поддержка и сопровождение Family-офисов. Мы оказываем им консалтинговые услуги, обучаем их, учим пониманию стратегии построения портфолио прямых инвестиций, а также используем конференции как инструмент, благодаря которому Family-офисы получают прямой доступ к рынкам, которые мы для них мониторим. Им важно знать, что это за сфера, каков ее потенциал, кто основные игроки, как инвестировать правильно и так далее.

Почему решили выходить на украинский рынок? Как познакомились с Викторией?

С. Г.: Мы познакомились с Викторией через общих партнеров. Ну и, поскольку мы искали выход в Украину и регион в целом, мы понимали, что, пожалуй, лучший способ сделать это – партнерство с Викторией и IDCEE. Я впервые посетил IDCEE в 2012 году, а в 2013-м мы приехали довольно большой командой, чтобы лучше понять мероприятие и нетворк, который там собирается.

Не повлияла ли на ваши планы текущая ситуация в Украине?

С. Г.: Мы хорошо понимаем, что у Украины очень большие возможности. Здесь очень талантливые разработчики и высокая доступность интеллектуального капитала. Украинские стартапы уже хорошо себя показывают. Текущая ситуация – не проблема для нас, потому что мы настроены на долгосрочное сотрудничество и верим, что нынешние проблемы страны в скором времени разрешатся.

Каковы основные отличия Family-офисов в инвестировании? Чем отличаются от остальных типов инвестирования?

С. Г.: Тут надо немного вернуться в историю венчурного инвестирования. Первыми вкладчиками венчурных фондов, еще до пенсионных и других фондов, были именно богатые семьи. Позже, в 2000-х, они отошли от венчурного рынка в результате краха доткомов и того периода истории технобизнеса, о котором все пытаются забыть. Но позже, с восстановлением финансового и других рынков, Family-офисы возобновили свой интерес к техническому бизнесу и венчурному инвестированию.

Но если раньше они в основном выступали пассивными вкладчиками, действовавшими через венчуров, то в последние годы они все больше и больше вкладывают напрямую или по крайней мере диверсифицируют вложения, инвестируя и в VC, и напрямую в стартапы. Они поняли, что есть смысл вкладывать и так, и так, поскольку в прямых инвестициях другая стратегия и другие возможности. Также эти инвестиции могут быть привязаны к семейному бизнесу или семейным целям либо вкусам.

Европейские Family-офисы заинтересованы инвестировать в развивающиеся рынки вроде Украины?

С. Г.: Сегодня талантливых предпринимателей можно найти по всему миру, и возможности тоже есть везде. Фокусироваться на нескольких хабах, о которых все уже знают – вроде Калифорнии, Берлина или Тель-Авива – означает искусственно ограничивать выбор.

Кроме того, в развивающихся странах наблюдается стремительный рост в некоторых вертикалях и в некоторых сферах, и возможности там намного интереснее, чем на зрелых рынках. Это создает возможности для инвесторов по созданию диверсифицированного портфолио. Яйца лучше класть в разные корзины: можно инвестировать и на зрелых рынках, и на развивающихся. Особенно таких, которые растут с хорошей динамикой – как, например, Турция или Центрально-Восточная Европа. Здесь невысокая конкуренция среди инвесторов в раунде A – это создает интересные возможности для инвесторов.

Как фокус на Family-офисы отразится на программе конференции в этом и последующих годах?

С. Г.: Прежде всего, уже в этом году многие наши клиенты приедут на конференцию в Киев. Во-вторых, этому типу инвестирования будет посвящена отдельная дискуссия. Мы подробно расскажем, чем отличается мышление Family-инвестора от VC. На следующих событиях будем наращивать присутствие этих тем.

В. Т.: Весь нетворк будет заточен на это. Стартапы смогут получить прямой доступ к клиентам U-Start. Все знают, что получить инвестиции у Family-офисов гораздо проще, чем у венчурных капиталистов. С ними проще работать, хотя тоже есть свои нюансы.

idcee 2013

Если получить инвестиции от Family-офисов проще и быстрее, чем венчурные, можно ли ожидать сделок с участием Family-офисов уже на текущей конференции (в том числе в украинские стартапы)?

С.Г.: Да, это то, что мы наблюдаем на других рынках нашего присутствия, это действительно происходит.

В. Т.: Это как раз то, к чему мы стремимся и чего добиваемся. Для этого и предназначены такие мероприятия – наводить мосты между людьми с техническими и предпринимательскими талантами с одной стороны и людьми с деньгами с другой. И масштабировать это на глобальный уровень, в первую очередь, на развивающиеся рынки, которые и есть наша основная цель. Сделать инвесторов более вовлеченными, более активными – и это уже получается у нас. Раньше они не хотели вникать, куда идут деньги – лишь бы был возврат на инвестиции. Сейчас они хотят инвестировать напрямую, разбираться в этом и брать на себя ответственность за решения. Времена меняются, и это здорово для всех.

С.Г.: Как говорят, software eats the world. Сейчас уже практически нет сферы, которую не затрагивала бы IT-отрасль и которая не могла бы выиграть от использования передовых технических решений, будь то мода, сельское хозяйство, логистика или что-либо другое. Все отрасли зависимы от софта, он используется везде. Потому для любого предпринимателя стратегически мудро инвестировать в техническую сферу, чтобы привнести инновации в свой традиционный бизнес.

Планируете ли привлекать украинских спикеров к участию к конференциям U-Start в других странах, показывать их опыт?

С.Г.: Конечно! Мы видим Украину ключевым элементом нашей глобальной стратегии. Украинские спикеры будут участвовать в наших конференциях, начиная со следующего нашего ивента – после IDCEE это будет Кейптаун 28-го ноября. Оттуда мы и начнем использовать и распространять украинский опыт.

Виктория, что будет в этом году на IDCEE, какие планы?

В.Т.: Программа готова на 90%. Конечно, есть нюансы в связи с нынешней ситуацией в Украине. Было действительно сложно заманить крупных звезд. Не последнюю роль в этом сыграли европейские медиа – картинка, которую они рисуют об Украине сейчас, не очень лестная и не совсем отвечает реальности. В то же время, очень многие спикеры не видят никаких проблем в том, чтобы приехать и поддержать конференцию.

Это стоило многих усилий, но, как и всегда, на IDCEE будут действительно лучшие из лучших – сооснователь TechCrunch и первого в мире интернет-кафе Кейт Тир, лучший европейский специалист по онлайн-маркетингу Флориан Хайнеманн, создатель роботов Лимор Швайцер и многие другие. Супер-ангелы Фабрис Гринда и Хосе Марин проведут отдельный воркшоп по ангельскому инвестированию для членов UAngels – это уникальная образовательная возможность для всех украинских бизнес-ангелов и людей, которые хотят стать таковыми.

vtigipko

Виктория Тигипко

Вообще, в этом году венчурному инвестированию посвящен большой блок тем – глобальные тренды и прогнозы в этой сфере, состояние украинского венчурного рынка, особенности инвестирования на нестабильных рынках, специфические типы инвестиционных сделок и так далее. Например, свои кейсы Media for Equity представит Seven Ventures, один из крупнейших европейских фондов, который занимается таким типом финансирования. Кстати, они предложили нашим стартапам принять участие в своих Pitch Days, которые будут проходить в октябре в Лондоне. На кону – рекламный пакет по телесетям всей Европы, эквивалентный 7 млн евро! Надеюсь, кому-то из наших повезет хотя бы попасть на этот питч.

Углубляем технологическую составляющую – обсудим хардверные стартапы, роботов, интернет вещей. В этом году IDCEE будет более интерактивной, более технологичной. Будет много питчинговых форматов – конкурс стартапов на главной сцене, Стартап Тостер, хакатон, который в этом году состоится впервые. И еще один фокус – социальные проекты. В этом году мы представим charity board. Цель – привлечь IT-комьюнити в реализацию социальных проектов, в частности, онлайн-проектов для людей с ограниченными возможностями.

Многие западные фонды сейчас отказываются от сотрудничества с российским рынком и российскими стартапами. Возможно, Киев становится теперь центром региона для IT-индустрии?

С.Г.: Это определенно одна из причин, почему мы остановили свой выбор на Киеве. Украина действительно имеет потенциал стать мозговым центром и сердцем целого региона.

В.Т.: В эти сложные для страны времена рынок должен объединиться, а его игроки поддерживать друг друга. Только в этом случае у нас получится стать мозговым центром Восточной Европы. Надо постараться сохранить и даже нарастить количество профильных ивентов, включая узкоотраслевые и региональные. Талантливые молодые люди не должны уезжать из страны, потому что, по большому счету, инвестируют именно в мозги. А мозги остаются там, где есть активная жизнь, ивенты, инвестиции, позитивная медиасреда и так далее.