Недавно я прочитал на AIN.UA колонку, в которой обсуждаются стартапы, предприниматели, бизнесы и инвесторы. На эту публикацию у меня появился ряд возражений. С апреля 2013 года я занимаюсь текущей версией Preply.com и причисляю себя к предпринимателям, которые занимаются стартапами. Тема стартапов достаточно популярна и периодически произносятся самые разные версии того, что такое «стартап» и что к этому относится. Очень часто по этому вопросу высказываются люди, которые никогда не занимались стартапами, но почему-то считают себя крупными специалистами в этой теме.

Я решил написать несколько версий того, что такое «стартап» и дополнить рядом тезисов о том, чем стартап не является.

Man with Note Pad and Startup Business Concepts

Что такое стартап?

Есть ряд определений, которые часто цитируют. Наиболее цитируемое это определение от Steve Blank:

«A startup is an organization formed to search for a repeatable and scalable business model»

(«Стартап – это организация сформированная для поиска повторяемой и масштабируемой бизнес-модели»)

Далее прошу вас ознакомиться с другими определениями, которые мне нравятся.

«A startup is a company designed to grow fast»

(«Стартап - это компания, спроектированная для быстрого роста»)

Paul Graham(Y-combinator)

«A startup is a human institution designed to deliver a new product or service under conditions of extreme uncertainty»

(«Стартап - это человеческий институт, спроектированный для создания нового продукта или сервиса в условиях критической неизвестности»)

Eric Ries (Lean Startup)

В Facebook-дискуссии, вызванной колонкой на AIN.UA, я встретил не менее гениальное определение одного из моих инвесторов, которое считаю полезным оставить здесь:

“Startups are testing grounds of new TEAMS”

(«Стартап это площадка для тестирования новых команд»)

Borya Shakhnovich (PDFFiller)

Таким образом, мы видим, что единого определения «что такое стартап» нет. Утверждающие обратное – лукавят либо не разбираются в вопросе.

Лично для меня все определения являются дополняющими. Стартап – это и организация, которая создана для поиска повторяемой, масштабируемой бизнес-модели. Стартап также действует в условиях критической неизвестности. Стартап – это и рост, быстро расти ему позволяет масштабируемая и повторяемая бизнес-модель. Найти такую бизнес-модель может только правильно сформированная команда. Таким образом, если объединить эти определения мы получим:

Стартапы становятся площадкой для тестирования новых команд, которые способны в критической неизвестности найти повторяемую и масштабируемую бизнес модель для быстрого роста.

Это не означает, что это «слепленное» определение единственно верное, но приближает к понимаю того чем «стартап» все-таки является.

Также хочу отметить, что определение Бориса Шахновича выделяется из всех остальных и стоит отдельного рассмотрения. В следующем абзаце я предлагаю вам ознакомиться с его полной цитатой.

Хочу отметить, что я не претендую на абсолютность, я лишь стараюсь показать разные точки зрения людей из США на то, что такое «стартап». И это в корне отличается от многих высказываний, которые слышал в Украине:

  1. Стартап – это бизнес с нуля;
  2. Стартап – это компания, которая еще не начала зарабатывать;
  3. Стартап – это компания, которая создает инновационный продукт;

И так далее.

Предлагаю в комментариях отписать, кто еще какие определения слышал в своей жизни.

Чем стартап не является?

Прежде чем написать список того, что я считаю неверным по отношению к стартапам, я сошлюсь на ряд высказываний.

“A startup is a company designed to grow fast. Being newly founded does not in itself make a company a startup. Nor is it necessary for a startup to work on technology, or take venture funding, or have some sort of “exit.” The only essential thing is growth. Everything else we associate with startups follows from growth.”

(«Стартап - это компания, спроектированная для быстрого роста. То что компания новосозданная не делает ее стартапом. Точно так же необязательно стартапу работать над технологией или получить венчурные инвестиции или сделать какой-либо «выход» (выход наIPO или продажа,– прим. автора). Единственная необходимая вещь это рост. Все остальное ассоциируемое со стартапами выходят из роста»)

Paul Graham (Y combinator)

“In the last few years we’ve recognized that a startup is not a smaller version of a large company. We’re now learning that companies are not larger versions of startups.”

(«В последние несколько лет мы обнаружили, что стартап это не уменьшеная версия большой компании. Сейчас мы в процессе изучения того,что компании не являются увеличенной версией стартапов»)

Steve Blank

Из нашей Facebook-дискуссии:

“Its hilarious! All this talk about definitions of startups and what really shines is the difference in cultures. A startup has nothing to do with business, profit, revenue, investment, exit or any of those things! Startups are testing grounds of new TEAMS. There are startups that are successful with no revenue (GrabCad sold recently for 100M with 0 revenue) and there are startups that fail with hundreds of millions in revenue (MySpace) and there are startups that are successful with failed products (Hunch and its sale to yahoo) and there are startups that are wildly successful with many failed products (PayPal). The common thread is that some startups have teams that can deliver and others don’t. As such a startup is a very expensive (or very cheap, depending on what you compare it to) way to test teams. Its really a shame that despite all the investment in the ecosystem and all the reverence afforded to it, that central tenet and message of silicon valley doesn’t get through.”

(«Обхохочешься! Все эти разговоры по поводу определения «стартапов» и чем он действительно является это разница в культурах. Определение стартапа не имеет ничего общего с бизнесом, прибылью, доходом, инвестициями, «выходами» или другими подобными вещами! Стартапы это платформа для тестирования новых КОМАНД. Существуют успешные стартапы без дохода (GrabCad был продан недавно за $100M не имея дохода), и существуют стартапы, которые провалились с доходами в сотни миллионов (MySpace), и существуют стартапы, которые успешны с провалившимися продуктами (Hunch и их продажа Yahoo), и существуют стартапы, которые очень успешны с большим количеством провалившихся продуктов (PayPal). Объединяющим началом является то, что некоторые стартапы имеют команды, которые способны добиться результата, а другие нет. Раз так, то стартапы это очень дорогой (или очень дешевый, смотря с чем сравнивать) путь тестирования команд. Это реально позор, что, несмотря на все инвестиции в экосистему и всего внимания предоставленного ей, основной принцип и мысль кремниевой долины так и не были услышаны»)

Borya Shakhnovich (PDFFiller)

Мифы о стартапах

А теперь и сам список (далеко не полный) тех высказываний и мнений по отношению к стартапам, которые я считаю неверными.

  • «Стартап всегда убыточен»

Нет, это не так. Есть огромное количество примеров, когда стартапы начинали зарабатывать с самого первого дня, от этого они не переставали быть стартапами.

  • «Задача стартапа – продажа бизнеса или выход на IPO»

Есть огромное количество стартапов, которые никогда не продавались и не выходили на IPO. Продажа или выход на IPO – как правило, инструмент выхода из бизнеса инвесторов, которые ранее инвестировали в стартап, но это не обязательное условие по отношению к стартапу. У нас в Украине есть прекрасные тому примеры – это стартапы Jooble и Grammarly.

  • «Если стартап зарабатывает, то это уже бизнес»

Я уже писал, что огромное количество стартапов зарабатывают с первого дня, хочу только добавить, что Steve Blank в корне разносит эти понятия. Бизнес не является увеличенной копией стартапа, точно так же как и стартап не является уменьшенной копией бизнеса. Когда стартап можно назвать бизнесом? С моей точки зрения, когда процессы начинают превалировать над командой – то есть когда компанией начинают руководить процессы и можно заменить большинство людей (не в один миг, естественно) после чего компания не пострадает. Буду рад услышать альтернативное мнение в комментариях.

  • «Целью стартапа является привлечения инвестиций»

«Это не самоцель, а средство» как было написано в нашей дискуссии на Facebook. И я полностью согласен. Стартапы часто привлекают инвестиции по самым разным причинам, но многие и не пользуются этим средством и растут только благодаря своему доходу. Борис Шахнович привел прекрасную ссылку от 37 signals на громкие стартапы, которые создавались без инвестиций.

  • «Стартап – это компания основанная на новых технологиях и инновациях»

Есть cтартапы, которые не использовали новые технологии, а их инновации заключались в бизнес-модели. Например, скидочный сервис коллективных покупок Groupon.com. Точно также есть ряд стартапов, которые не испоьзуют инновации даже в бизнес моделях, а просто их копируют на других рынках. НО стоит отметить, что большое количество стартапов используют технологии, инновации и выходят на новые рынки. С моей точки зрения, это является следствием необходимости быстрого роста и конкуренции с большими игроками.

  • «Стартап обязательно должен зарабатывать деньги»

Лично я считаю, что так оно и есть. Для Preply.com я ставлю основной целью именно доход, и так делают многие стартапы. Но сегодняшняя цитата с примерами Бориса Шахновича бросила тень сомнения на такое утверждение. Действительно, есть огромное количество стартапов, которые никогда не зарабатывали и не ставили себе такой цели. Стоит заметить, что многие стартапы покупались ради аудитории или команд с целью так или иначе увеличить доход компании покупателя. Оставляю этот вопрос открытым для обсуждения в комментариях.

  • «Ваша идея, питч и навыки не коррелируют с успехом»

Идея, питч и навыки – это все производные от основателей стартапов. Команда – основа стартапов, поэтому говорить о том, что какие-либо навыки предпринимателя не влияют на успех, абсолютно не корректно. Более того, есть пример хороший серийных предпринимателей. Как показывает практика, процент успешных стартапов у них выше, чем у новых предпринимателей.

  • «Стартапер – это не предприниматель»

Появилось непонятное мне определение «стартапер», которое по мнению многих чем-то отличается от предпринимателя. Предприниматель, который занимается «стартапом» такой же предприниматель как и тот, который занимается созданием бизнеса. Илона Маска почему-то называют «серийным предпринимателем», а не «серийным стартапером», хотя занимается он стартапами и очень успешно.

Часто слово «стартапер» незаслуженно используют с негативной коннотацией. По моему мнению, тому причина – малое количество успешных украинских историй и брак знаний о тех, которые уже есть. Наблюдая за развитием украинской экосистемы, я уверен – скоро эта тенденция поменяется.

Зачем все это?

Целью данной статьи было развенчать некоторые некорректные утверждения по поводу стартапов. И показать, что мир стартапов настолько разнообразен и глубок, что прийти к единому мнению по определению «стартапа» очень тяжело. Точно так же как и к тому какие у них «основные цели» и «призвания».

По той же причине прошу людей, которые «хорошо разбираются» в стартапах, потому что «прочитали пару статей/книг» и/или «работают в аутсорсе, который рядом лежит» перестать выдумывать мифы и быть «крупными специалистами». Многие люди годами занимаясь этой сферой не считают себя экспертами.

Хотел бы закончить facebook ответом еще одного моего инвестора, который сейчас руководит TechStars Boston Семена Дукача:

«Like most things, a “startup” is a state of mind»

(«Как и многие другие вещи, стартап это способ мышления»)

Давайте обсуждать! Буду рад оказаться где-то неправым во имя истины.

Автор: Кирилл Бигай, сооснователь и CEO стартапа Preply.