Сегодня с полос профильных СМИ и лент в Facebook и Twitter не сходит одно и то же слово – Ello. Интернет-пространство заполонили черные безглазые смайлы, и сложно себе представить, что вся эта истерия крутится вокруг очередной новой соцсети. Да, она без рекламы. И да, она закрытая, а, как известно, люди больше всего хотят туда, куда их не пускают. Но все-таки – что в ней такого особенного, что шум вокруг нее не утихает уже несколько недель? Внештатному автору VentureBeat Ронни Черриеру удалось внедриться в Ello – и вот что он рассказал после 48 часов, проведенных на сайте.
“Если вы заходили в Facebook или Twitter за последние пару недель, скорее всего, вы видели, что сейчас только и разговоров, что об этой штуке под названием Ello. Если вы пытались подписаться и поглядеть, что оно такое, то очевидно получили сообщение: “Мы пригласим вас, как только сможем. На текущий момент Ello находится в бете и мы приглашаем новых пользователей небольшими группами по мере того, как запускаем новые функции”.
Один из основателей Ello Пол Будниц сказал Betabeat, что на этой неделе на сайт поступало более 30 000 запросов в час. Единственный способ завести аккаунт – это получить один из пяти уникальных инвайтов, которые предоставляются каждому новому пользователю. Из-за этого сразу пошел слух, что люди попросту покупают эти инвайты на eBay по цене от $5 до $500.
Так что же такое это Ello?
Ello – это бесплатная независимая социальная сеть без инструментов экспорта или интерфейса прикладного программирования (API). Она светлая и чистая, и провозглашает себя свободной от рекламы, обещая никогда не продавать пользовательские данные и не принуждать вас использовать настоящее имя. Мне удалось получить инвайт от друга, после чего несколько дней я игрался этой новой соцсетью.
Вот как выглядит мой профиль:
Погодите, у нее есть пользовательское соглашение?
Да, и оно гениально. Я бы сказал, и скажу, что они использовали блестящую маркетинговую стратегию. Проще говоря, они ясно дали понять, кто является их целевой аудиторией.
“Ваша социальная сеть принадлежит рекламодателям.
Каждый пост, которым вы делитесь, каждый друг, которого вы добавляете, и каждая ссылка, на которую вы подписываетесь, отслеживается, записывается и конвертируется в данные. Рекламодатели покупают ваши данные, чтобы показывать вам еще больше рекламы. Вы – продукт, который покупается и продается.
Мы верим, что есть лучший путь. Мы верим в дерзость. Мы верим в красоту, простоту и доверие. Мы верим, что люди, которые создают вещи, и люди, которые их используют, должны быть партнерами.
Мы верим, что социальная сеть может быть инструментом для расширения прав и возможностей. Не инструментом обмана, удержания и манипуляции – но местом для общения, креатива и праздника жизни.
Вы – не продукт”.
Почему вокруг нее столько шума?
На самом деле, Ello запустилась в апреле, изначально ею пользовались примерно сотня друзей Будница. Вы можете утверждать, что Ello стала столь популярна по другим причинам за последнюю неделю – во-первых, благодаря маркетингу – но основная причина, как мне кажется, в новой политике Facebook, которая блокирует страницы пользователей, заставляя их использовать настоящие имена (так, например, блогеру Крусу Крусу пришлось стать Александром Барабошко). Это повлекло за собой волну протестов в интернете.
А когда вы сталкиваетесь с “политикой нулевой толерантности” Ello (здесь наказывают за агрессию, троллинг, хейтерство, спам, детскую порнографию и вообще любое “не джентельменское” поведение), которой так не хватает Twitter и Facebook, становится ясно, откуда вся эта шумиха.
Чем Ello так сильно отличается от других соцсетей?
В основном, таймингом. В целом она не очень-то отличается от Facebook или Twitter: вы можете менять аватар, обложку, обновлять статус, делиться фотографиями, добавлять друзей. Но (и это реальное но!) здесь нет рекламы. И это обещание – что вы сможете общаться с друзьями не отвлекаясь на спонсированные посты, приглашения в игры, нескончаемую Facebook-рекламу, интегрированную в приложения – стало причиной того, что все так хотят проникнуть сюда и посмотреть, что да как.
Что я думаю по этому поводу?
Это определенно новый опыт. Очевидно, что они позиционируют себя анти-фейсбуком, но беда в том, что у Facebook ушло много времени и денег на то, чтобы стать удобной для пользователей. Быть новым, другим – круто, но долго на этом не продержишься без понятного и удобного интерфейса. Есть моменты, из-за которых можно с ответственностью заявить, что Ello пока в бете и здесь хватает багов, над которыми надо поработать. Также есть нехватка функций, в частности недостает блокировки пользователей и мобильного приложения.
Впрочем, администрация обещает, что скоро станут доступны новые функции:
“Скоро в ассортименте:
- блокировка пользователя
- пометка запрещенного контента
- аудио-интеграция с Soundcloud
- приватные аккаунты
- мультимедиа
- улучшенный мобильный интерфейс
- репосты
- центр уведомлений
- онлайн/офлайн маркировка
- закладки в ленте
- смайлы
- видео-интеграция с YouTube, Vimeo, Instagram, Vine
- приватный мессенджер
- автоперепосты в другие соцсети
- приложения на iOS и Android“
Однако, не все так плохо. Простота интерфейса очень линейная, а лента чрезвычайно изменчива. Здесь нет ограничения по количеству символов, как в Twitter, можно публиковать GIF-картинки и делать прочие веселые штуки, которых нельзя делать в Facebook. Есть несколько интересных вещей вроде инструмента Ello Facemaker, с помощью которого можно поставить себе на фотографию вместо лица лого Ello, скрыв таким образом свою личность или просто в поддержку нового сайта.
Если бы мне пришлось оценивать эту соцсеть, я бы сказал, что она незакончена. Здесь имеется несколько хороших идей, но есть и очень много к чему стремиться. И то, куда она идет – это самое интересное.
Она действительно может выжить без рекламы?
Скорее всего – нет. Ello получила венчурные инвестиции в марте в размере $435 000. Венчурные инвесторы – это вам не бекеры с Kickstarter, они дают деньги не ради добра. Разумеется, на создателей Ello будут давить, требуя делать деньги и для себя, и инвесторов, и это может изменить направление движения компании.
Один из вариантов, как они могли бы этого избежать – предложить пользователям какие-то “особые функции” за небольшую единоразовую плату. И хотя это показывает, как стартаперы пытаются “думать по-другому”, чтобы предотвратить появление рекламы на сайте, тяжело представить, чтобы эта модель была способна генерировать достаточно прибыли и при этом удержать пользователей, учитывая, что у них есть готовые бесплатные аккаунты в других соцсетях. Не забывайте, что Facebook изначально тоже была бесплатной, с лозунгом “прежде всего продукт”.
Стоит присоединиться?
Дело ваше. Для начала придется получить приглашение, но я сомневаюсь, что это будет так уж сложно на грядущей неделе. Все зависит от того, чего вы хотите от социальной сети. Вы можете пройти через все эти треволнения напрасно. За успех Ello придется долго и тяжко сражаться, и сложно представить, что при этом она умудрится остаться свободной от рекламы и ненависти.
Но пока она именно такая. И это что-то”.