Илон Маск – один из основных претендентов на место предпринимателя-легенды, которое ранее занимал Стив Джобс. Все компании, которые он создавал и в которых участвовал, достигали успеха. Ему было мало традиционного технологического бизнеса, и он решил смело идти туда, куда не ступала нога человека: заняться частными космическими перевозками и в конце-концов основать колонию на Марсе. В обширном интервью журналисту издания Aeon Россу Андерсену Маск рассказал о том, как видит межпланетные и межзвездные перелеты. Предлагаем вам сокращенную версию материала.

“К черту Землю, – сказал мне Илон Маск, смеясь – Кому она нужна”? Мы сидели в его кабинке, в переднем углу огромного openspace штаб-квартиры SpaceX в Лос-Анджелесе. Был солнечный день, четверг, один из трех специальных дней недели, которые Маск проводит в SpaceX. Он смеялся, потому что пошутил: на самом деле, Земля ему очень небезразлична. Когда он не здесь, не в SpaceX, он управляет компанией по производству электромобилей. Но это его манера. На ТВ Маск может казаться серьезным, но в личном общении он шутник. Посмеивается. Говорит вещи, которые поражают вас.

musk

Когда я прибыл, Маск сидел за компьютером, продираясь сквозь поток электронных писем. Я присел и оглядел место его работы. Там стоял черный кожаный диван, огромный стол, пустынный, если не считать нескольких бутылок вина и наград. Окна выходили на пропеченную солнцем автостоянку. Аура этого места была обычной, практичной, даже скучной. Прошло несколько минут и я забеспокоился, что Маск забыл обо мне. Но потом он внезапно, даже театрально крутанулся на кресле, привстал и протянул руку: “Я Илон”.

Это был милый жест, но в 2014 году Илону Маску не требуется особое представление. Со времен Стива Джобса ни один технический предприниматель не привлекал такого внимания как Маск. На Tumblr и Reddit целые топики посвящены ему. Он послужил прототипом для Железного человека, сыгранного Робертом Дауни Младшим. Его история жизни уже стала легендой. Одинокое детство в Южной Африке, видеоигра, которую он придумал в 12, иммиграция в США в 90-е.

Затем – быстрый взлет, стартовавший после того, как Маск в 28 лет продал софтверную компанию Zip2 за $300 млн и продолжившийся три года спустя, когда он продал PayPal eBay за $1,5 млрд. И наконец спад, когда Маск решил, что праздный гедонизм – не для него и спустил состояние на два необычайно амбициозных проекта. С помощью Tesla предполагалось заменить бензиновые авто во всем мире на электрические, а с помощью SpaceX – колонизировать Марс. И автомобильная промышленность и авиакосмическая – солидные отрасли, где правят корпоративные мастодонты с громадными бюджетами на лобби и фабриками по всей стране. Но ему было все равно. Маск хотел изменить обе отрасли, одновременно, при этом – за одно поколение.

Маск объявил об этих планах как раз во время интернет-пузыря, когда ко многим техномиллионерам относились как к победителям лотереи. Над ним смеялись. Называли дилетантом. Но в 2010 году он вывел Tesla на биржу и опять стал миллиардером. SpaceX все еще частная компания, но сейчас она также стоит многие миллиарды. И две трети ее принадлежит Маску. SpaceX собирает свои ракеты с нуля на фабрике в Лос-Анджелесе, продает места на них задешево (поэтому они раскуплены на годы вперед до запуска). Компания специализируется на запусках мелких спутников, а также на перевозке грузов на МКС. И сейчас сдвигается в сторону более мифического бизнеса – космических полетов для людей.

falcon9

Запуск Falcon 9 со спутником Asiasat 6

В сентябре НАСА выбрала SpaceX и Boeing как первые частные компании, которые будут перевозить астронавтов на МКС. Перед Маском открываются эпические перспективы. Но он все еще хочет большего. В каждом интервью он озвучивает новую цель, кажущуюся невозможной, которую привязывает к гибкой дате. Всегда дает вам причину сомневаться в нем.

Я прибыл в SpaceX, чтобы поговорить с Маском о его видении будущего космических исследований, и начал разговор со старого вопроса: почему мы тратим так много денег на космос, когда на Земле царит бедность, перенаселение и т.д.?Может показаться, что спрашивать о таком – нечестно. Маск – частный предприниматель, а не космическое агентство, существующее на налоги. Но он также – особый случай. Его крупнейший клиент – НАСА, и что более важно, Маск постоянно говорит о том, что хочет изменить будущее человечества. Он вам сам это скажет при малейшей возможности, не пугаясь грандиозности такого плана, не обращая внимание на то, что об этом много раз говорили ранее. Конечно, Маску нравится делать деньги, и кажется, он наслаждается жизнью миллиардера, но он не просто капиталист. Что бы о нем не говорили, Маск построил бизнес на том, что лежит в основе фундаментальных проблем человечества. Так что я поинтересовался: а почему космос?

Маск не стал перечислять обычные причины. Не утверждал, что нам нужен космос, чтобы вдохновлять людей. Не говорил, что космос – идеальная лаборатория для прорывных технологий, вроде разработки еды для космонавтов. Не утверждал, что космос – идеальная тестовая площадка для человеческого интеллекта. Вместо этого он сказал, что полет на Марс – это срочное и важное дело, которое поможет миллиардам справиться с бедностью или победить смертельные болезни.

asiasat_8

“Мне кажется, существует сильный гуманистический аргумент в пользу жизни на многих планетах, – говорил он, – чтобы обеспечить безопасность человечества на случай, если случится катастрофа. В таком случае болезни или бедность будут уже неважны, поскольку человечество исчезнет.

Маск продвигает идею колонизации Марса как страховки в случае уничтожения уже больше десяти лет, и даже сталкивается с отпором. “Занятно, – говорил он мне. – Не всем нравится человечество. Сознательно или нет, но некоторые люди считают, что человечество – это гниль на лице планеты. Они говорят что-то вроде: природа так прекрасна, в сельской местности, где людей меньше, всегда чувствуешь себя лучше. Подразумевая, что люди и цивилизация – это зло. Но я не принадлежу к этой школе. Мне кажется, наш долг – сохранить свет сознания, пронести его в будущее”.

Люди связывали “свет” и “сознание” еще со времен Платона и его пещеры, поскольку как и свет, сознание освещает, позволяет миру проявиться. Это, согласно Карлу Сагану, вселенная, познающая себя. Но эта метафора – неидеальна. В отличие от света, чьи фотоны расходятся по всему космосу, сознание уровня человечества – очень редкая штука во вселенной. Это можно сравнить с одиноким пламенем свечи, что еле мерцает в безлюдной ветренной пустоте.

Маск сказал мне, что часто задумывается о загадочном отсутствии разумной жизни в наблюдаемой вселенной. Людям все еще предстоит предпринять исчерпывающий, энергичный поиск внеземных цивилизаций. Но мы уже совершили намного больше, чем простой взгляд на небо. За 50 с лишним лет мы “натаскали” радиотелескопы на близлежащие звездные системы, надеясь засечь электромагнитный сигнал, маяк, мерцающий сквозь бездну. Мы искали караульные зонды в своей солнечной системе, исследовали близкие звезды на предмет влияния внеземных технологий. Скоро мы начнем искать следы синтетических загрязнителей в атмосферах далеких планет и астероидные пояса со следами добычи металлов.

Сотрудники SpaceX наблюдают за очередным запуском ракеты из штаб-квартиры компании

Сотрудники SpaceX в штаб-квартире наблюдают за очередным запуском ракеты

Почему эти попытки провальны – загадка, ведь человеческий разум не должен быть уникальным. Со времен Коперника нас учили, что мы занимаем однообразную вселенную, по структуре напоминающую сеть, протягивающуюся на десятки миллиардов световых лет. И каждая нить этой сети набита звездными скоплениями, со множеством планет и спутников, созданных из того же материала, что и мы. Если природа везде подчиняется одним и тем же законам, конечно, в каких-то из этих мест в конце концов должна появиться жизнь и развиться в цивилизацию, способную строить космические корабли.

“При текущем темпе развития технологий человечество скоро получит практически богоподобные возможности, – говорил Маск. – Если в любом месте этой галактики существовала бы развитая цивилизация, в любое время из прошедших 13,8 млрд лет, почему ее следов нет? Даже если бы она развивалась очень медленно, ей понадобилось бы около 0,01% жизненного цикла нашей вселенной, чтобы распространиться повсюду. Почему этого не случилось?”.

Раннее возникновение жизни на Земле, всего через полмиллиарда лет после того, как планета остыла, предполагает, что микроорганизмы возникнут везде, где сложатся обстоятельства, сходные с земными. Но это все еще не означает, что разумная жизнь повсеместна. Эволюция бесконечно изобретательна, прощупывает пути с помощью различных черт, вроде глаз или крыльев, и все же технологический разум возник всего в одном из ее ответвлений.

У Маска на этот счет своя зловещая теория: “Отсутствие любой заметной жизни может быть аргументом в пользу того, что наш мир – всего лишь симуляция. А если нет, возможно, мы просто подопытные, и некая развитая цивилизация просто наблюдает за тем, как мы развиваемся, из чистого любопытства, как за штаммом в чашке Петри”. Маск перечислил несколько возможностей, которые подсуммировал так: “Если взглянуть на текущий уровень технологий, нечто странное должно случаться с цивилизациями. И когда я говорю “странное”, имею в виду нечто плохое. Возможно, в мире уже есть множество вымерших цивилизаций”.

spacex1

Конечно, ни одна цивилизация не выживет, если привязана только к одной планете. Наша мощная звезда, шар пылающего водорода, когда-то расширится до таких пределов, что ее внешняя атмосфера достигнет или даже поглотит нашу планету. Это событие обычно прогнозируют через 5-10 миллиардов лет, но у нашей биосферы немного шансов дожить до него.

Через пять сотен миллионов лет солнце достаточно расширится, чтобы на Земле начала сворачиваться пищевая цепочка. К этому времени континенты сольются в один, новую Пангею. Солнце, расширяясь, будет выбрасывать в атмосферу все больше радиации, перепады температур станут заметнее. Силикаты с наружной поверхности Земли начнут разрушаться, уменьшая количество углекислого газа. В конце-концов в атмосфере СО2 останется так мало, что деревья не смогут фотосинтезировать. Остатки растений убьет солнце, а с ними – и животных, зависящих от растений, то есть, всех животных.

Через миллиард лет океаны выкипят, оставив после себя котлованы глубже, чем высота Эвереста. Земля станет Венерой, горячей планетой, где даже самые закаленные микробы выжить не смогут. И это еще оптимистический сценарий, ведь он предполагает, что наша биосфера умрет от старости, а не от чего-то более внезапного, природных катастроф вроде наводнений или Ледникового периода. За миллиард лет орбита нашей галактики несколько раз поменяется, что может привести к столкновению с другой звездной системой, с сверхновой и т.д.

И если человечество переживет эти катастрофы (как “черных лебедей”, так и предсказуемые), нам нужно будет заняться дальнейшим выживанием: развить новые возможности, как сделали наши далекие предки, отказавшись от жабр и плавников, и выйдя на сушу. Нам придется лететь на поиски новых планет и звездных систем. Но стоит ли торопиться с этим?

Кое-кто в сообществе исследователей космоса, включая видного физика Фримена Дайсона, считает, что в краткосрочной перспективе космические перелеты – глупость. Пока что не все запуски космических аппаратов безопасны, а чтобы основать колонию на другой планете, нужно, чтобы астронавты всегда приземлялись безопасно. Возможно, пока стоит приостановить миссии с участием людей и исследовать космос зондами, такими как “Вояджер”. И вернуться к космическим перелетам позже, в этом столетии или следующем. Возможно, к тому времени значительно разовьются искусственный интеллект, новые материалы, произойдет революция в источниках энергии, что значительно облегчит задачу перелетов.

Вид на грузовой Dragon с МКС

Вид на грузовой Dragon с МКС

“Мы. конечно, высылаем зонды, – говорит Маск, – и они, между прочим, страшно дорогие. Последний из аппаратов, который мы выслали к Марсу, обошелся в $3 млрд. За эти деньги мы смогли бы переправить на Марс людей”.

Эту историю, часть мифа об основании SpaceX, Маск любит рассказывать часто. Она о том, как он поздним вечером искал на сайте НАСА данные о человеческом экипаже в миссии на Марс и не находил. Это было еще в 2001 году, когда все еще запускались шаттлы, и обывателю казалось, что космические перелеты не находятся в упадке. Сегодня уже невозможно придерживаться этой иллюзии.

Прошло уже три года с тех пор, как НАСА, самое хорошо спонсируемое космическое агентство в мире, последний раз запустило человека на орбиту. Американцы, которые хотят попасть на МКС, должны лететь теперь на российских ракетах из Казахстана, полагаясь на милость Владимира Путина. И даже успешные перелеты на МКС не обнадеживают, ведь станция расположена в тысячу раз ближе к Земле, чем ЛУНа. Политики время от времени делают смелые заявления о том, чтобы колонизировать Марс. Но Маск обнаружил еще десять лет назад, что реальных запланированных миссий не существует. И даже оптимисты говорят о том, что будет это не ранее 2030 года.

Когда Маск понял, что миссий на Марс не предвидится, ему показалось, что американцы потеряли интерес к космическим исследованиям. Пока длилась холодная война, на поддержание космической гонки выделялись огромные бюджеты. Но после ее окончания все снова начали думать о деньгах.

В 1966 году НАСА из бюджета выделяли 4,4%, но десятилетие спустя это уже было менее 1% и примерно на этом уровне все и остается. Уменьшение финансирования заставило НАСА закрыть производство Saturn V и свернуть планы по миссии на Марс в поздних 80-х. Именно поэтому Маск в 2001 году так ничего и не нашел на сайте агентства.

После этого Илон начал планировать собственную миссию на Марс. В частности – выслать на Марс теплицу, полную растений, которые бы, в случае успеха, стали первой формой многоклеточной жизни, достигшей таких пределов в Солнечной системе. Фото буйной растительности на красной планете вдохновило бы людей точно так же, как восход Земли с лунной поверхности вдохновлял предыдущие поколения. Немного удачи, и эти эмоции воплотились бы в политическую волю и увеличение бюджетов НАСА.

То самое фото. Сделано с борта Apollo 8 во время облета Луны, в декабре 1968 года

То самое фото. Сделано с борта Apollo 8 во время облета Луны, в декабре 1968 года

Когда Маск поинтересовался ценами такого перелета в американские компании, ему сказали, что транспортировка обойдется в $60-80 млн. Он попытался купить подновленную российскую интерконтинентальную баллистическую ракету для этого задания, но продавец постоянно повышал цену. Маск от этого просто устал. И основал свою ракетостроительную компанию. Друзья говорили ему, что он сошел с ума, но он не дал себя заболтать. Маск – сильный инженер, поэтому в своих компаниях занимает должность CTO наравне с CEO. Он прочел гору книг о ракетостроении. Он хотел построить ракету сам.

2008 год сам Илон описывал как худший в своей жизни. Tesla была на грани банкротства. Маск только что развелся и одалживал денег на жизнь у всех друзей. А SpaceX затухала, в самом буквальном смысле. Маск потратил $100 млн на компанию и ее новую ракету, Falcon 1. Но первые три запуска были неудачными. И если бы осенью того года сорвался четвертый запуск, SpaceX отошла бы в историю. Аэрокосмические журналисты уже набрасывали черновики некролога для компании. Но полностью неповрежденный Falcon 1 выстрелил в атмосферу и вошел в историю как первая частная ракета на жидком топливе, достигшая орбиты.

По следам этого запуска SpaceX подписала контракт с НАСА на $1,6 млрд. Маск использовал деньги для быстрой экспансии. С тех пор его компания осуществила 15 запусков без глобальных поломок, включая первый транспорт груза на МКС, совершенный частной ракетой. В этом году Маск купил землю в Техасе, где планирует построить космопорт специально для SpaceX. “Кажется, нужны годы, чтобы получить все разрешения”, – рассказывает он. Последнее понадобилось от Национальной ассоциации исторических памяток, поскольку последняя битва Граджанской войны проходила неподалеку от этого места и посетителям была бы видна ракета.

Его компания провела несколько лет, чтобы стать первым частным перевозчиком для космонавтов на МКС. Выгода от этого стала более очевидной, когда в марте Россия ввела войска в Крым. Неделю спустя вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин пошутил насчет того, что после санкций против российской космической отрасли США придется отправлять космонавтов на МКС с помощью трамплина.

Контракт от НАСА, который компания SpaceX разделила с Boeing (по шесть запусков каждый) – это шанс для Маска показать, что он может проводить космические перевозки людей, и делать это лучше, чем кто либо другой. И это даст ему денег на более смелые инженерные задачи, к примеру, безопасную транспортировку людей к новым мирам.

Дистанция между Землей и Марсом сильно меняется, пока две планеты обращаются на орбитах. В самой отдаленной точке Марс в тысячу раз дальше от нас, чем Луна. Но периодически Земля пролетает между Марсом и солнцем. И тогда Марс находится на расстоянии 58 млн км, что только в 150 раз дальше Луны. Следующее такое окно – всего через четыре года, это слишком небольшой срок, чтобы успеть подготовить пилотируемый корабль. Но в середине 2030-х Марс снова вспыхнет яркой оранжевой точкой в нашем небе, и к тому времени, возможно, Маск уже будет готов выслать миссию на планету, чтобы основать там город-колонию.

SpaceX сейчас только 12 лет, говорит Илон: “До 2040 года ее жизненный цикл утроится. Если технологии будут развиваться линейно, а не логарифмически, значит, до этого времени у нас уже будет база на Марсе, возможно, с тысячами или десятками тысяч людей”.

Вид на кратер Индевор

Вид на кратер Индевор

Первой группе переселенцев придется платить за себя. Это будет выборка из людей, которые бы хотели полететь и тех, кто может себе это позволить. И их должно быть достаточно, чтобы основать цивилизацию. Возможно, найдется достаточно людей, которые согласятся отдать полмиллиона долларов за такой полет. Но это будет не увеселительная поездка. Это будет путешествие в стиле “продай все и езжай”, подобно первым переселенцам, которые заселяли Северную Америку.

Но даже по этой цене билет в один конец на Марс, возможно, будет сложно продать. Суровый аскетизм и жесткая экономия, а также ностальгия для тех, кто поселится на Марсе, могут привести к сожалениям и даже к психозу. Издалека красные пустыни Марса напоминают Сахару или американский Запад, но климат там холоднее, чем в Антарктике. У Марса когда-то была плотная атмосфера, но она рассеялась, а жалкие остатки не могут удерживать тепло или создавать давление. Без скафандра там существовать просто невозможно, и это значит, что вы никогда больше не почувствуете солнца или ветра на своей коже. Даже скафандр не защитит от космической радиации или пылевых бурь, чьи частички настолько мелкие, что проникнут сквозь любой шов. Жить, скорее всего, придется в тесной подземной искусственной пещере без окон.

Кроме того, даже если колония будет насчитывать миллион поселенцев, их производительность должна быть поистине безграничной, ведь придется воссоздавать всю промышленность с нуля. Возможно, когда-нибудь Марс и будет терраформирован, но это точно случится нескоро. Даже на нашей планете, чьи системы мы изучали столетиями, природу слишком трудно прогнозировать, а геоинженерия – одна из самых продвинутых отраслей. Мы можем, к примеру, с помощью аэрозолей в стратосфере, отражающих солнечный свет, “подкрутить термостат” Земли, но никто пока не в курсе, как с нуля создать атмосферу. Лучшее, на что стоит надеяться на Марсе – жилище с суровыми условиями, построенное роботами. И даже если им удастся выстроить нечто комфортное, посидеть в скайпе с Землей не получится, любой обмен сообщениями будет идти с чудовищными задержками.

И все же, несмотря на трудности и возможные конфликты и даже войны между колониями, Маск уверен, что миллиона людей хватит для поддержания постоянной, генетически разнообразной цивилизации. А если исключить органический прирост популяции, понадобится 10 000 перелетов, чтобы доставить на планету миллион людей, говорит предприниматель. Но понадобится также и множество грузов, чтобы поддерживать их жизни, и соотношение объема груза на одного человека будет довольно высоким, к примеру: 10 грузовых перелетов на один человеческий. То есть, мы говорим о 100 000 перелетов гигантского космического корабля.

Маск считает, что это может произойти уже в этом столетии. По слухам, он уже держит в уме дизайн этого корабля, концепт под названием Mars Colonial Transporter. Но дизайн – не самая сложная часть задания. Настоящим вызовом станет уменьшение стоимости таких аппаратов, чтобы можно было создать целый флот. У Маска и на это найдется ответ. По его словам, он работает над ракетой многократного использования, над такой, которая сможет нормально приземлиться на Землю после запуска, и уже через час будет опять готова к перелету. Работа над такими ракетами движется медленно, но один из прототипов уже смог пролететь тысячу метров и нормально приземлиться. Возможность многократного использования ракет смогла бы урезать затраты на полеты до десятков долларов на полкило массы. В таком случае, запуск 100 000 кораблей уже не кажется нереальным.

Кто знает, что компании Маска удастся совершить за столетие? Возможно, через сто лет его будут считать пророком, но может быть, первая миссия на Марс и обернется трагедией. А сам Маск из пророка обернется Икаром.

Я спросил у Маска, как он относится к тому, что его проект колонизации Марса все еще будет в стадии младенчества, когда сам предприниматель состарится или даже умрет. “Скорее всего, так и будет, и конечно я с этим смирился. Я много об этом думал, и я пытаюсь создать условия, при которых SpaceX будет продолжать работу над этим, когда я уйду, – говорит он. – Не хочу, чтобы ее контролировала какая-то частная фирма, которая пыталась бы выдоить из SpaceX немедленную прибыль”.

Что касается того, хотел ли Маск лично полететь на Марс… Да, но если шанс гибели будет высоким, не хотелось бы подвергать риску компанию, отвечает он.

Но описывать перспективы полета к другим звездным системам предприниматель не спешит. “Довольно трудно добраться до другой звездной системы. Альфа Центавра всего в четырех световых годах от нас, так что если двигаться на 10% от скорости света, путешествие займет 40 лет, при том, что достичь такой скорости сложно. Нужно будет ускоряться, а затем замедляться… При текущей длительности жизни придется строить корабли для целых поколений”.

Если получится построить колонию на Марсе, получится колонизировать и всю Солнечную систему, полететь на спутники Юпитера, на Титан Сатурна, на астероиды, поскольку у человечества уже будет мощная экономическая база на Земле и Марсе. Но для начала нужно справиться с задачей по колонизации Марса. “Мы должны стать мультипланетной цивилизацией”, – уверен Маск.