22 сентября Нацбанк принял постановление №591, которое ограничило некоторые валютные операции для физических лиц и компаний. Постановление вызвало у бизнеса резко негативную реакцию. Особенно сильным было возмущение IT-бизнеса, так как новая норма фактически блокировала работу с зарубежными партнерами, в частности оплату хостинга, роялти, лицензионные платежи и так далее. AIN.UA попросил руководителя группы «Технологии, медиа и телекоммуникации» компании Deloitte Алексея Аристова разъяснить, насколько опасно для бизнеса новое постановление.

IMG_6056 (1)

Узнав о нововведениях НБУ в отношении валютного контроля, финансовый директор крупной международной продуктовой IТ-компании, владеющей бизнесом в Украине, со свойственной ей импульсивностью, отреагировала очень емким, но нелитературным термином.  Как потом оказалось, новые ограничения по валютным операциям не оказывают катастрофического влияния на их бизнес, поскольку ограничения распространяются на незначительное количество операций. Но, как говорится, «ложки нашлись, а осадок остался».

Новые ограничения

22 сентября Национальный банк Украины принял Постановление НБУ №591, которым вносятся значительные изменения в правила проведения валютных операций украинскими банками. Помимо ограничений для физических лиц на приобретение валюты,  Постановление, так или иначе, затрагивает многие бизнесы в Украине и иностранные компании, взаимодействующие с зарубежными партнерами. Изменения также могут значительно отразиться на деятельности IT-компаний Украины, работающих с зарубежными заказчиками, подрядчиками или собственниками. Назовем наиболее значимые для отрасли изменения:

До 2 декабря 2014 года включительно запрещается:

  • Рассчитываться за импорт без ввоза товара на территорию Украины. Фактически, запрещаются расчеты с зарубежными подрядчиками, поставляющими услуги компаниям из Украины. Следующим своим постановлением НБУ уточняет, что данное ограничение не распространяется на оплату туристических, транспортных и телекоммуникационных, а также некоторых других услуг. В то же время, данное постановление пока распространяется на операции при оплате за:
  1. лицензионные платежи,
  2. хостинг,
  3. роялти и ТМ,
  4. аренду оборудования;
  5. прочие услуги, с которых непосредственно не снято ограничение дополнительными разъяснениями или постановлениями НБУ.
  • Выплачивать дивиденды иностранным инвесторам. Фактически, иностранные собственники украинских IT-компаний лишатся возможности получить дивиденды за III квартал 2014 года до 2 декабря.

До 21 ноября включительно:

  1. Снижен уровень требования по продаже выручки в иностранной валюте со 100% до 75%, что позволит IT-компаниям снизить потери на курсовых разницах при расчете с сотрудниками и держать часть выручки в валюте.
  2. Банки обязаны продавать часть валютных поступлений (75%) без поручения клиента на следующий рабочий день после зачисления их на счет клиента. Это будет ограничивать заведение валютной выручки компаниями в Украину.
  3. Усилен контроль над валютными операциями со стороны НБУ, который отныне имеет право приостанавливать рисковые операции и требовать пакет подтверждающих документов от банка, который, в свою очередь, обязан получить такой документ от клиента.

Влияние на IТ и коммуникационный бизнес

Общение с компаниями сектора позволяет сделать вывод о том, что врожденная осторожность, предпринимательский инстинкт или же горький опыт стимулируют многих по возможности избегать взаимодействия с финансовой системой страны, заводить сюда валютную выручку и платить зарубежным подрядчикам. Тем не менее, новые ограничения затрудняют отдельные операции, а также могут стимулировать переход на расчеты электронными деньгами.

Прежде всего, дополнительные сложности возникают для компаний, ориентированных на внутренний рынок и предоставляющих права пользования на объект интеллектуальной собственности, например различное программное обеспечение. Такие компании получают преимущественную часть дохода внутри страны, но ограничены в возможности оплаты непосредственно материнским компаниям или владельцам объектов интеллектуальной собственности. И заложниками подобной ситуации на данный момент стал ряд «дочек» глобальных компаний в Украине. В подобной ситуации были и телекоммуникационные компании, однако недавнее разъяснение НБУ позволило им осуществлять оплаты зарубежным партнерам за «нетоварный импорт» услуг связи. И хотя можно дискутировать о том, что при передаче прав пользования на объект интеллектуальной собственности фактически импорт происходит – на данный момент прямой отмены ограничений нет.

Для экспортоориентированных компаний и таких, которые ориентированы на внутренний рынок, но получают доход в виде комиссий за рубежом, ситуация проще, они попросту не заводят в страну валютную выручку без острой необходимости.

В целом новые ограничения могут в краткосрочной перспективе повлиять на финансовые потоки в секторе следующим образом:

  • ограничение возможностей, а также дополнительные сложности в работе с банками по операционным взаиморасчетам и необходимость обоснования отдельных платежей для компаний, продающих внутри страны права и лицензии на пользование объектами интеллектуальной собственности, зарегистрированные за рубежом;
  • вероятность  появления  необходимости реструктуризации финансовых потоков, в т.ч:
    • валютную выручку, которая раньше заходила непосредственно в Украину – по возможности будут держать вне Украины;
    • возможен частичный переход на электронные деньги и альтернативные механизмы платежей;
  • ограничение возможностей и возникновение дополнительных затрат (комиссии банку или затраты при двойной конвертации) по выполнению (оплате) уже действующих контрактов в части оплаты инвойсов, выставленных в адрес украинских юрлиц;
  • ограничения по выплате дивидендов зарубежным инвесторам, хотя это и не является распространённой практикой, по крайней мере, в официальном режиме.

Как стимулировать приток, а не ограничить отток валюты

Мотивы введения подобных ограничений со стороны НБУ понятны и обоснованы. Не секрет, что импорт различного рода услуг часто использовался для репатриации прибыли и управления налоговой нагрузкой. Хочется надеяться, что такие беспрецедентные меры позволят ограничить «налоговые лазейки» и поспособствуют стабилизации национальной валюты, что позитивно скажется на экономике Украины в целом, и в то же время не окажут деструктивного влияния в долгосрочной перспективе на работу бизнесов в сфере объектов интеллектуальной собственности.

При этом следует помнить, что многие IТ-компании глубоко интегрированы в глобальный бизнес и любые ограничения валютных операций усложняют им операционную деятельность, потребуют дополнительных усилий для реструктуризации бизнес процессов и дополнительного контроля над валютной позицией и взаиморасчетами в валюте. А это один из немногих секторов экономики в Украине, который развивается вопреки всему, благодаря высокому интеллектуальному потенциалу наших ребят. При этом многие компании, работающие в различных сегментах IТ и коммуникационного бизнеса на международном уровне, предпочитают не заводить деньги и валютную выручку в Украину без острой необходимости/потребности для финансирования текущих затрат внутри страны.

И поэтому на повестку дня #житипоновому , в т.ч. в сфере валютного контроля, стоит выносить вопрос о том, как стимулировать приток, а не ограничить отток валюты и как стимулировать компании IТ и коммуникационного бизнеса направлять больше финансовых потоков в Украину.

Автор: Алексей Аристов, директор, руководитель
группы «Технологии, медиа и телекоммуникации»  компании «Делойт»