Сооснователь и бывший партнер бизнес-инкубатора EastLabs Эвелин Бучацкий недавно посетила Украину и приняла участие в одном из выпусков интернет-телевидения для специалистов по маркетингу WebPromo.TV. В процессе 40-минутного разговора Эвелин рассказала о маркетинге молодых проектов и роли инкубаторов в жизни стартапов. Эксперт также на практических примерах пояснила, какие методы нужно использовать для развития стартапа и о важности партнеров для начинающего бизнеса. AIN.UA предлагает познакомиться с самыми интересными тезисами разговора.
Зачем стартапам нужны инкубаторы и что они предлагают
Инкубатор играет очень важную роль в этапе предпосевного развития стартапа. Но, что самое главное – инкубатор предлагает советы сотен менторов, людей, которые имеют опыт развития стартапов. Надо понимать, что когда стартап находится в инкубаторе, то у него очень мало ресурсов, мало денег и много задач.
Как подать заявку на участие в инкубаторе
Для начала нужно найти платформу (например f6s), через которую можно отправить заявку в инкубатор, который вам понравится, или отправить ее напрямую. После этого партнер инкубатора рассматривает вашу заявку и если вы ему интересны, то приглашает на интервью. Если же после интервью все ок, тогда вы получаете предложение.
К интервью надо подготовить презентацию, в которой предстоит ответить на шесть простых вопросов:
- Какую проблему вы решаете?
- Как вы ее решаете?
- Конкурентный анализ.
- Какое у вас конкурентное преимущество?
- Монетизация.
- Команда.
Самое главное — это команда. Честно говоря, на предпосевном этапе у инвесторов возникает много подвопросов, поэтому большинство хороших инкубаторов смотрят в первую очередь на команду.
Какие методы нужно использовать для развития стартапа
Для стартапа очень важен PR и, самое главное, партизанский маркетинг. Мне очень интересен партизанский маркетинг, потому что он, как правило, дает учредителю компании возможность найти самую лояльную аудиторию, пообщаться с ее представителями и понять их.
У стартапов есть очень много вещей, которые находятся под вопросом. Они должны вместе со своей аудиторией учиться, как лучше делать продукт. И партизанский маркетинг дает эту возможность общения с аудиторией. Кроме того, я считаю, что партизанский маркетинг позволяет понять, кто является настоящим предпринимателем, а кто просто менеджер.
Например, у нас есть компания Preply. Они занимаются поиском репетиторов по английскому языку. Сейчас они развиваются на двух рынках – украинском и американском. После нескольких попыток ребята поняли, что репетитора выбирает мама. После этого они нашли список блогов для мам, начали писать там комментарии и слушать, что скажут мамы. Они стали частью сообщества мам, хотя сами мамами не были. Но им нужно было понимать эту аудиторию! Я помню их акцию с призовым iPad, которую поддержали сотни блогов и которая сгенерировала много лидов для сайта с достаточно неплохой конверсией. Почему они всем этим занимались? Да потому что, речь идет о трех людях, средний возраст которых 23-24 года и которые вообще не понимали, как принимается решение. Но несколько недель общения в блогах дало четкое понимание того, как мама принимает решение.
Если же речь идет о вебе, то там очень важна контекстная реклама. Она дает возможность быстро собирать трафик на сайт и быстро понимать, кому нужен данный продукт. Не стоит забывать и про SEO — это инвестиции на будущее.
О важности контент-маркетинга
Контент-маркетинг сейчас важен для всех, в том числе и для стартапов. Потому что это практически бесплатный инструмент. От учредителей требуется немного времени, чтобы придумать интересный контент для определенной аудитории, а это очень важно. Я бы сказала, что сейчас все занимаются контент-маркетингом, но необязательно делают это хорошо. Контент-маркетинг это слабая сторона у большинства стартапов. Например Preply смогли правильно построить свой контент-маркетинг. Они наняли community–менеджера в США и в Украине, и постоянно генерировали интересный для аудитории мам контент.
О важности партнеров для стартапа
Инструменты зависят от того, на каком этапе развития находится стартап и какой у него продукт. Я очень люблю партнерства, но очень многие не пользуются этой возможностью. Как правило, большинство стартапов — технологические, а их учредители — интроверты. Поэтому им бывает очень сложно идти навстречу и договориться с кем-нибудь. Но это очень важно и я всегда говорю, что создавать партнерства — это огромный толчок вперед.
В последнем наборе у нас была команда с мобильным приложением, связаным с медицинским направлением. В приложении была возможность заказать медикаменты, поэтому мы позвонили в компанию TAS, у которых есть своя сеть аптек. Благодаря этому партнерству, команда проекта сразу получила доступ к некоторым аптекам. Я думаю, что те команды, которые не стесняются и ищут такой вид партнерств, развиваются гораздо быстрее, чем те, кто этого не делает.
С видеоверсией интервью Эвелин можно ознакомиться ниже.
Напомним, что летом 2014 года возглавляемый Эвелин инкубатор EastLabs решил поменять концепцию работы. По ее словам, текущая модель финансирования стартапов на preseed-стадии показала себя коммерчески нежизнеспособной.