Есть мнение, что люди становятся успешными основателями компаний потому, что обладают правильной “стартаперской ДНК”. Эта ДНК состоит из таких характеристик, как несгибаемость и способность рисковать. Другая характерная черта, общая для крутых предпринимателей – это самоуверенность. Или, что хуже – сволочность натуры. О том, нужно ли CEO стартапа быть жестким или даже жестоким, чтобы стать успешным, рассуждают в VentureBeat. Предлагаем перевод основных тезисов этой статьи.

Когда прошлой зимой на Business Insider появилась большая статья о главе Uber Трэвисе Каланике, издание нашло для комментариев множество людей, которые считали Каланика легендарным CEO. Друзья сравнивали его со Стивом Джобсом и Ларри Эллисоном. Но кое-кто, испытывая к нему чувства, не граничащие с благоговением, в то же время считали, что он тот еще ублюдок. “Иногда сволочам удается создать великий бизнес”, – заметил один из его знакомых.

Businessman with boxing gloves

Внутри Кремниевой долины самоуверенность и наглость цветут пышным цветом, и кажется, будто инвесторы подпитывают такое поведение пачками наличных денег.

Есть бесчисленное множество примеров основателей, которые временами вели себя просто ужасно, и это поведение потом осуждалось. Конечно, основателю стартапа не нужно вести себя как урод все время. Наверное, у каждого в жизни случались моменты, за которые потом было стыдно. Но иногда истории настолько невероятны, что создают персоне постоянную негативную репутацию – неважно, заслуженную или нет.

Марк Цукерберг, чья компания стоит сейчас десятки миллиардов, изгнал своего друга Эдуардо Саверина из Facebook (и это все знают). Он также украл бизнес-идею у близнецов Винклвоссов. “Собираюсь их взгреть”, – писал он другу в мессенджере.

CEO Snapchat Эван Шпигель в свое время написал целую серию мизогеничных писем своим друзьям по студенческому братству. Он также настолько злился на родителей, что по слухам вырезал себя из всех семейных фотографий.

Сооснователи Twitter множество раз всаживали друг другу “нож в спину”. Основателя Ноа Гласса вышвырнули из компании. Эв Вильямс и Джек Дорси оба получали титул CEO, а затем теряли его. А Джефф Безос, управляющий Amazon, сеет ужас в компании, расcылая сотрудникам письма с единственным знаком “?”.

Даже у личности Стива Джобса, одного из наиболее превозносимых и любимых предпринимателей в мире, как говорят, имелись две стороны. Уолтер Айзексон живописал покойного главу Apple как “хорошего Стива” и “плохого Стива”. Пример: Джобс когда-то ворвался в комнату для совещаний, обзывая всех присутствующих чертовыми безмозглыми тупицами (в оригинале – fucking dickless ass-holes).

Меня беспокоит, что в нашей культуре принято: если ты победитель, то тебе дозволяется вести себя как сволочь

Роберт Саттон много времени потратил на исследования для своей книги “Не быть м*даком: Построение цивилизованной рабочей среды и выживание в нецивилизованной”. То, что ему удалось обнаружить, разочаровывает.

“Люди, которые работали с Джобсом, рассказывали, как он доводил до слез сотрудников множество раз, но в 80% случаев он был прав, – пишет Саттон. – Меня беспокоит, что в нашей культуре принято: если ты победитель, то тебе дозволяется вести себя как сволочь”.

Журналист Том МакНикол из The Atlantic согласен с этим. Он – автор статьи под названием “Будь сволочью: Худший бизнес-урок из биографии Стива Джобса”.

Вот небольшая выдержка из его статьи:

“Та легкость, с которой некоторые люди совмещают в себе удивительно противоречивые качества – одна из тайн человеческой натуры. Это действительно одна из тех вещей, которые отличают человека от, скажем, компьютера Apple. Каждая деталь, из которых состоит iPad, важна для его работы. Удалите одну – и устройство сломается, и даже “гений” из компьютерного магазина Apple не сможет вам помочь. Но люди полны качествами, которые несущественны для их полноценной деятельности в мире. Некоторые аспекты личности слабо влияют или вообще не влияют на то, как человек работает и немало людей добилось успеха, несмотря на свою “темную сторону”.

Так возможно ли быть милым и при этом дико популярным в бизнесе? В Кремниевой долине, где принято превозносить Джобса за его скверные привычки, можно ли получить финансирование, если вы ведете себя вежливо?

Один венчурный капиталист, чья компания внедрила политику в стиле “нет м*дакам”, осознанно пропустил возможность инвестировать в Uber. По его словам, Каланик не смог сойтись ни с одним из партнеров и вообще вел себя, как будто он ниспослан свыше.

Цельность и честность предпринимателя очень важны большинству инвесторов. Но не верю, что именно эти качества необходимы, чтобы делать деньги

“Не хочу инвестировать в сволочей”, – говорит бывший инвестор из Кремниевой долины Эйлин Бербидж. Сейчас она работает в лондонском фонде Passion Capital, который вложился в Lulu и Go Cardless. “Я думала над тем, что, возможно, это – не лучшая философия для инвестора. Все же я должна поддерживать основателей ради лучшего ROI, а не ради их прекраснодушия”.

Марк Састер, инвестор из Лос-Анджелеса, также не уверен по поводу того, как именно стоит относиться к неприятным людям в бизнесе. Он включает “цельность натуры” в список положительных характеристик, когда речь заходит о предпринимательской ДНК. “Верю, что цельность и честность предпринимателя очень важны большинству инвесторов”, – пишет он в блоге. – К сожалению, не верю в то, что именно эти качества необходимы, чтобы делать деньги”.

Многие соглашаются: излишняя агрессивность в предпринимательстве, как правило, окупается.

“Трэвис очень вдохновляет, но он также является противоречивой личностью, – говорит бывший коллега Каланика. – Если бы он был менее наглым, вряд ли у него получилось бы достичь половины из того, что у него получилось”. Другой его знакомый добавляет: “В жизни Uber не смог достичь всего этого, если бы не Тревисова самоуверенность. Не его вот это “Собираюсь захватить мир”. У него ментальность Стива Джобса.

Человек, который твердо верит в то, что можно быть хорошим и при этом преуспеть – это Пол Грэм. Он управляет успешным акселератором Y Combinator и именно он популяризовал правило “нет м*дакам” среди техностартапов. Он поддерживал такие проекты как Dropbox и Airbnb.

Грэм считает, что известных предпринимателей, таких как Джобс или Безос, нельзя судить по “страшилкам”, которые о них рассказывают: “Не говорю, что они этого не делали. Просто хочу сказать, что чрезвычайно сложно определить, кем на самом деле является известный человек. Вы можете вынести суждение по одному анекдотическому случаю и это все данные, которые у вас будут”.

Грэм предпочитает не инвестировать в сволочей, ему не хочется с ними общаться. Инвесторы и основатели много времени проводят вместе. Избавиться от общества друг друга им порой сложнее, чем развестись с женой или мужем.

“Причина, по которой мы стараемся не инвестировать в плохих парней – обычное потакание своим слабостям, – говорит Грэм. – Мы много времени проводим с теми, кому дали денег, и нам бы не хотелось общаться с теми, кого мы переносить не сможем. Позднее мы поняли, что это был неплохой ход, поскольку благодаря этому фильтру сообщество выпускников получалось очень сплоченным. Мы на данный момент поддержали около 630 стартапов, и когда основатели встречаются, создается атмосфера доверия и желания взаимопомощи. Это похоже на встречу выпускников одного вуза”.

Его выбор: “Будьте хорошим и сможете добиться успеха”.

“Судя по опыту, у хороших людей много преимуществ перед плохими. Чтобы компания стала действительно огромной, у нее должна быть миссия, а это нечто, что скорее смогут сформулировать для себя “хорошие парни”, чем те, для кого на первом месте деньги или власть.