Созданный Алексеем Шевченко и Максимом Литвином сервис проверки английского правописания Grammarly хорошо известен за рубежом. Западные издания включают его в список самых успешных технологических компаний Украины. Внутри страны деятельность проекта не слишком заметна – выступление исполнительного директора проекта Бреда Хувера на конференции IDCEE стало едва ли не первым появлением Grammarly на широкой публике. Между тем, сегодня сервисом пользуется около 4 млн жителей планеты. Основатели компании считают свой продукт лучшим в мире веб-сервисом для проверки текстов на грамматические ошибки, а венчурный инвестор и самый влиятельный деятель уанета Евгений Сысоев оценивает Grammarly минимум в $100 млн. Сервис позволяет создавать тексты по всем правилам английского языка, проверять их на плагиат и исправлять неправильно построенные речевые обороты. О том, как создавался Grammarly – в истории компании на AIN.UA.

Война с плагиатом

Основатели Grammarly познакомились во время совместной учебы в Международном христианском университете. Это был один из первых вузов на территории Украины, где обучение велось полностью на английском языке, а преподаватели были коренными американцами. Именно во время обучения у Шевченко и Литвина и родилась идея первого стартапа – проверка студенческих текстов на плагиат. Они увидели, что большинство студентов качают сочинения и рефераты из интернета. Это был 2000-й год, интернет в Украине только набирал популярность и преподаватели даже не догадывались, что домашняя работа студента может быть банально “списана”.

В 2004 году Алексей Шевченко уехал учиться в Торонто на магистерскую программу. Уже там он создал сервис под названием My Dropbox. По словам Алексея, программную часть продукта он написал практически в одиночку, а компания тогда состояла из троих человек – его самого, Максима Литвина и системного администратора. Позже компания разрослась – в Украине над проектом работало уже 10-15 человек, при этом 5-6 оставались в Торонто.

Со-основатель проекта Алексей Шевченко

Сооснователь Grammarly Алексей Шевченко

My Dropbox проверял сочинения на плагиат и сразу же привлек внимание многих мировых университетов – за такой сервис они были готовы платить. С того времени все работы студентов в вузах, ставших клиентами Шевченко и Литвина, в обязательном порядке “прогонялись” через эту программу и проверялись на оригинальность. На тот момент это была совсем новая технология: кроме My Dropbox над подобными разработками работала только одна калифорнийская компания. К 2007 году продуктом пользовались уже 800 университетов и около 2 млн студентов, а сегодня аналогичные сервисы использует 95% американских вузов. В 2007 основатели решили продать проект компании Blackboard, которая на тот момент была мировым лидером среди образовательных платформ. Сумму сделки Алексей не называет, но по его словам она была относительно небольшой.

Рождение Grammarly

Одним из условий Blackboard при покупке программы было то, что Максим Литвин два года отработает в компании, чтобы обеспечить полную интеграцию двух систем, а второй фаундер проекта в это время не будет заниматься схожим по концепту бизнесом. В день, когда эти два года подошли к концу, Максим собрал вещи, вернулся из Вашингтона в Торонто и уже через несколько дней друзья основали новый проект – Grammarly. Изначально планировалось, что это тоже будет технология для университетов, которая поможет обучать студентов английскому языку. “У нас осталось много друзей в университетах, да и, в отличие от украинских вузов, западные учебные заведения очень открыты к новым технологиям”,- говорит Алексей.

Команда Grammarly на отдыхе в Грузии в этом году

Команда Grammarly на отдыхе в Грузии в этом году

Вскоре друзья увидели, что продажи идут медленно, а университеты могут принимать решение о покупке программы по несколько лет. Поэтому основатели Grammarly решили уйти от enterprise-модели и продавать программу непосредственно конечному пользователю. Одновременно с этим, Максим и Алексей решили сменить целевую аудиторию и концепт сервиса и продавать его не только тем, кто изучает английский язык, а всем, кто использует его в повседневной жизни. Забегая немного вперед, скажем, что при этом им удалось сохранить и студенческую аудиторию. В отличие от предыдущего проекта, Grammarly не стал обязательной частью образования, но им активно пользуются студенты и преподаватели, причем многие из них внедряют системы в свои университеты.

Для создания компании основатели Grammarly использовали деньги, доставшиеся после продажи предыдущего проекта – внешних инвесторов они решили не привлекать. “Мы хотели сфокусироваться на решении задачи, а не на поиске денег и вовлечении инвестора”, – говорит Шевченко.

Как работает сервис

Grammarly представляет из себя платный веб-сервис, который позволяет создавать тексты по всем правилам английского языка. Программа в режиме реального времени умеет отслеживать грамматические и синтаксические ошибки, а также неправильно построенные речевые обороты. Кроме этого, программа поясняет, почему этот оборот лучше не использовать и рекомендует более правильный вариант. Продукты Grammarly очень просто использовать: нужно только скопировать любой отрывок английского текста в онлайн-форму на сайте или установить плагин для своего браузера, после чего проверка правописания заработает в Gmail, Facebook и других сервисах. Алгоритм выделит потенциальные ошибки в тексте и предложит исправления, чтобы пользователи могли сделать осознанный выбор – исправлять ли ошибку и как именно.

Screenshot_2

Перед Grammarly стояла нелегкая задача – аналогичную проблему уже много лет пытались решить лучшие умы Google и Microsoft, имея при этом практически неограниченное финансирование и кадровый потенциал. “Зайти на этот рынок было достаточно авантюрным шагом”,- признается Алексей. На тот момент решить проблему техническим способом было невероятно сложно, поэтому основной идеей Grammarly было понять, как для проверки грамматики можно использовать отзывы пользователей и облачные технологии. Алексей поясняет, что ошибка Microsoft состояла в том, что они так и не смогли решить проблему несовершенности системы. Например, средство проверки грамматики в Microsoft Office не всегда отлавливает опечатки и часто показывает ошибки, там где их нет.

Второй фаундер проекта Максим Литвин

Второй фаундер проекта Максим Литвин

“Мы же превратили нашу слабость в сильную сторону,- рассказывает Шевченко. – Наша система была несовершенна, поэтому мы добавили возможность проголосовать, правильно или нет было сделано исправление, и это сглаживало негатив от ошибок. Все, что сейчас из себя представляет Grammarly – достигнуто исключительно благодаря нашим пользователям”. Таким образом, при каждой новой проверке сервис обращался к облачной “базе знаний” и постепенно из этих отзывов сформировалось более 250 основных правил и несколько десятков тысяч ответвлений от них. Первые полгода парни не очень активно привлекали новых пользователей и занимались созданием и доработкой продукта. Основной акцент был сделан на то, чтобы сделать программу для максимально широкого круга пользователей, а не только студентов. Потенциальными клиентами сервиса могут стать около двух миллиардов человек – именно столько людей в мире говорят или учат английский язык.

Что касается правил языка, то Grammarly универсален, насколько это возможно. Правила, которые использует сервис, универсальны как для английского языка, так и для его американского и других диалектов. Спорные моменты и сленг его создатели предпочли не трогать – Шевченко и Литвин не хотят, чтобы Grammarly воспринимали как сервис для граммар-наци. Например, если пользователь напишет gonna вместо going to, программа не будет исправлять его текст, а только подскажет, что могла быть пропущена запятая.

Компания на $100 млн

Изначально над задачей работала небольшая команда лингвистов в Северной Америке и несколько украинских разработчиков. Со временем команда разрасталась, и сейчас в киевском офисе Grammarly работает около 70 человек, еще 14 – в Сан-Франциско. Разделение задач достаточно традиционное для подобных компаний – в Киеве находится отдел разработки, а сотрудники из США занимаются продажами и маркетингом.

На сегодня Grammarly пользуется около 4 млн человек со всего мира. Что интересно, 60-70% пользователей сервиса – это жители англоязычных стран и так называемые носители языка. “Около двух миллиардов людей по всему миру пользуются сервисами для проверки правописания и мы хотим, чтобы все они стали нашими клиентами”,- говорит Алексей.

Зарабатывает сервис на подписке – месячная стоимость его использования составляет $30. Но недавно появилась и бесплатная семидневная тестовая версия – она отличается от платной количеством языковых правил – из 250 вариантов для проверки используется 150. Доходы компании и процент платных пользователей основатели не называют.

Управляющий партнер украинского венчурного фонда AVentures Capital Евгений Сысоев неплохо знаком с финансовыми достижениями Grammarly. “Это самая успешная в мире компания в своей нише – в 2012 году они заработали около $10 млн, а в 2014-м эта цифра вполне может достичь $20 млн”,- говорит он. По его словам, подобные компании оценивают в 5-10 годовых оборотов. Потому Сысоев считает, что сейчас Grammarly стоит не меньше $100 млн.

Киевский офис Grammarly

Сейчас парни работают над привлечением новых пользователей и тем, чтобы максимально объединить американский и украинский офисы, дать им почувствовать себя одной командой. “Наша цель –  два миллиарда людей в мире, которые говорят на английском либо изучают его”,- говорит Шевченко. Что касается объединения офисов, то в прошлом году маркетологи и продажники из Сан-Франциско ненадолго приехали в Киев, после чего вся интернациональная команда проекта отправилась на отдых в Турцию. В этом году также планируется ротация между подразделениями. “Это очень важно с точки зрения общения и понимания того, с кем ты работаешь по ту сторону океана”,- считает Алексей. В Украине Grammarly также хорошо известен, как организатор встреч frontend-разработчиков. Кроме этого, основатели проекта размышляют над возможностью партнерства с крупными корпорациями, правда конкретики в этом направлении пока нет.

Эксперты не исключают, что вскоре финансовые успехи и стабильный рост Grammarly заметят гиганты глобального IT-рынка, заинтересованные в развитии языковых технологий. “Grammarly не уникальна, но очень полезна в практическом плане, и в будущем компания может быть поглощена разработчиками офисных приложений – например, такими, как Google или Microsoft”,- считает основатель бизнес-инкубатора GrowthUP Денис Довгополый.