Для начала, хотелось бы определить, что мы называем малым e-Commerce. В нашем понимании это небольшие магазины с количеством заказов до 100 в день, которые не претендуют на построение национального бренда и пользуются для развития своих продаж торговыми площадками. На данный момент, как показывает наше исследование, это быстро развивающийся сегмент e-Commerce в уанете и этот сегмент уже занимает десятки процентов от всего рынка. Исследование показывает данные только одного из игроков рынка торговых площадок в Украине – Prom.ua. Однако, по нашим данным, многие другие игроки также растут темпами, опережающими рост рынка всего e-Commerce. А значит доля торговых площадок и того, что мы называем малым e-Commerce увеличивается.
Рост товарооборота продавцов, или как его называют в мире торговых площадок – GMV (Gross Merchandise Volume) на Prom.ua за 10 месяцев 2014 года (по отношению к первым 10 месяцам 2013 года) составил: +126% (в количестве заказов), +166% (в продажах в гривне) и +87% (в долларах США). Мало какой большой проект в большом e-Commerce показал в кризис похожие темпы роста.
Тренд, который мы видим уже несколько лет подряд: все больше предпринимателей открывают представительства в интернете. И нам нравится, что это не битва онлайн против оффлайна, а объединение этих двух каналов. Стратегия «И» здесь дает больше чем стратегия «ИЛИ». Прирост количества компаний, которые профессионально занимаются продажами на Prom.ua (а значит – платят за это деньги), за последние 12 месяцев составил +46%. Также, мы видим, что даже, несмотря на проблемы бизнеса на Донбассе и в Крыму, доля продавцов, которые отказываются от сервиса, не превышает 15% в ежегодном исчислении и это число не увеличилось за кризисный год.
Еще один хороший тренд, это то, что, несмотря на рост количества продавцов на торговой площадке, в среднем каждый продавец стал получать на 25% больше заказов, чем годом ранее. Это так называемый «сетевой эффект» торговой площадки, когда чем больше продавцов и предложений на площадке – тем больше покупателей приходят на нее и тем больше продавец получает заказов. Нечто подобное мы можем наблюдать и в оффлайне: большие торговые центры привлекают больше покупателей и каждый продавец получает больше «выторга» с квадратного метра.
В третьем квартале 2014 года через корзину на Prom.ua было выполнено 700 000 заказов на общую сумму 420 млн гривен. Среди ТОП-категорий и по количеству заказов и по обороту с большим отрывом лидирует категория «Одежда, обувь, аксессуары».
Средний чек покупок на Prom.ua в третьем квартале 2014 года составил около 600 гривен. Другие категории с самыми высокими чеками это: «Строительство», «Электрооборудование» и «Мобильные телефоны, смартфоны».
Если говорить об инфляции за 10 месяцев 2014 года, то она была разной – в зависимости от категорий. В категории «Одежда» инфляция была ниже средней по Госкомстату, в категориях «Строительство» и «Мобильные телефоны и смартфоны» — ближе к росту курса доллара, в остальных ТОП-категориях — ближе к средней. Что касается роста количества заказов, то большинство ТОП-категорий выросли на 100-150% за год, но «Строительство» и «Спорт» выросли на 210% и 180%, что говорит о перспективности и хорошем потенциале интернет-торговли в этих категориях.
Более 75% заказов на Prom.ua происходит между регионами, более 90% из этих межрегиональных заказов доставляются «Новой Почтой». Киев – наибольший импортер, среди экспортеров в другие регионы лидируют Харьков и Киев, также много экспортирует Одесса, Днепропетровск и Хмельницкий. Для Харькова, Одессы и Хмельницкого это во многом связано с наличием в этих регионах больших промышленных рынков. Что говорит о том, что оффлайновый малый бизнес находит с помощью торговых площадок в интернете возможность торговать с другими регионами.
За последний год заказы в городах-миллионниках (без учета Донецка) росли быстрее, чем в целом по Украине, что говорит о скрытом потенциале для электронной коммерции в регионах. Донецк сильно «упал». По состоянию на сейчас все доставки туда напрямую практически прекратились и жителям города приходится ездить за заказами в ближайшие подконтрольные Украине города.
В третьем квартале 2014 года доля заказов с мобильных устройств на Prom.ua выросла до 10%. Эта доля будет расти и дальше, и через 2-3 года мы подойдем к тому, что более половины заказов на Prom.ua будут совершаться с мобильных устройств. Эта перспектива заставляет нас серьезно относиться к мобильному направлению развития торговой площадки и это должно быть приоритетом для серьезных игроков рынка e-Commerce Украины уже сейчас.
Если подытожить исследование нашего аналитического отдела – то мы видим, что доля торговых площадок (малого e-Commerce Украины) растет быстрее рынка и наращивает свою долю. Этот рост будет продолжаться в следующие годы, особенно если не будет позитивных сигналов для инвесторов. Происходить это будет по причине того, что большой e-Commerce со своими большими складами и собственной логистикой требует значительных инвестиций, чего в условиях текущего рынка и геополитической неопределенности сложно ожидать. Даже когда ситуация в экономике выровняется, малый e-Commerce (торговые площадки) продолжит свое развитие и займет долю 40-70% от всего рынка. В Украине есть все предпосылки для этого – сильные технологичные торговые площадки, развитый региональный малый и средний бизнес, недорогая и качественная логистика.