Rakuten – это самый большой интернет-ритейлер Японии, который входит в топ крупнейших e-commerce площадок мира по объемам продаж. Компанию основал в 1997 году бывший банковский служащий Хироши Микитани. “Мне был 31 год, и я совершил немыслимое – я уволился со своей замечательной работы в Индустриальном Банке Японии (IBJ) ради стартапа”, – вспоминает он. О том, почему это стало лучшим решением в его жизни и какие уроки он вынес, Хироши рассказал в блоге на LinkedIn.

Сказать, что такой шаг сломал шаблоны традиционной корпоративной жизни Японии – ничего не сказать. Лестница успеха в нашей стране давно определена и неизменна: хорошие оценки в школе, надежная должность в престижной компании, продвижение по карьере и закрепление успеха в корпоративной среде. Вот так в Японии определяется жизненный успех.

Я пошел по этой тропе, но после землетрясения в Кобе в 1995 году пересмотрел свою карьеру и выбрал другой путь. Я решил основать собственную компанию. И вот чему я научился.

Доверять своему вдохновению

Когда я начал искать идеи для своей будущей компании, я решил сделать что-то новое для Японии. Интернет-компанию, точнее, компанию интернет-продаж. Многие меня отговаривали. Это были 90-е, и крупные ритейлеры, которые пытались запустить продажи в интернете, потерпели неудачу. Но я подозревал, что проблема не в самой идее продавать товары через интернет, а в том, как эти крупные торговцы пытались ее реализовать.

Я понял, что интернет изменит мир, когда обнаружил, что мой коллега стал читать The Wall Street Journal в день его публикации, а не дожидаясь, как раньше, пока бумажный экземпляр доставят почтой. И все, что нужно было сегменту интернет-продаж в Японии – это еще один шанс.

Нормально начинать с малого и двигаться вперед медленно

Когда ты сходишь с дороги “верного успеха” (я это сделал, уволившись из IBJ), появляется искушение начать новый проект с большого взрыва, чтобы показать всем, как ты был прав. Но я понял, что нормально, и даже предпочтительно, стартовать медленно и помаленьку.

Когда я запустил свою компанию, у меня была горстка сотрудников. На какое-то время мне хватало такого числа людей. Мы все делали сами, и я намеренно сдерживал рост штата. Мы самостоятельно сделали свой первый сайт и лично ходили на встречи с японскими мерчантами, чтобы убедить их в перспективности интернет-торговли. Так я построил костяк своей компании и ее корпоративной культуры, на который опирался по мере роста Rakuten.

Будьте готовы меняться в пути

Как бы вы не были дальновидны, по мере развития у вас и ваших сотрудников будут появляться новые идеи, а в работе будут возникать новые процессы. Мы запустили Rakuten с исходной структурой ценообразования, но потом поняли, что должны пересмотреть ее, чтобы достичь своих целей. Мы долго были компанией, готовой постоянно меняться – новые технологии, новые бизнес-категории, новые страны. Когда вы ступаете на тропу предпринимательства, имейте в виду, что она будет извилистой и с множеством поворотов. Учитесь на пути, и вы обязательно преуспеете.

В день, когда я уходил с работы, мой начальник сказал мне: однажды ты к нам вернешься. Но мой отец сказал: я знал, что однажды ты сделаешь что-то подобное. Он знал, что я найду свой путь.