В слове “медиабизнес” – два корня. И если первый корень в 2014 году еще как-то развивался, то второй – скорее, наоборот. AIN.UA поговорил с участниками медиарынка о том, почему так получилось.

Эффект красных глаз

“Украинские журналисты как были ленивыми самоуверенными мудаками, так и остались”, – говорит основатель и главред сайта “Петр и Мазепа” Александр Нойнец. В марте 2014 года он запустил онлайн-СМИ, которое уже через несколько месяцев собирало в пиковые дни свыше 40 000 уникальных пользователей в сутки. Сейчас немногочисленный штат сайта больше занимается волонтерской деятельностью, чем журналистикой, но ниже 15-20 тысяч “уников” в сутки посещаемость ПиМ не падает.

По словам Нойнеца, у украинских медиа в 2014 году были все предпосылки для качественного рывка. “Целый год украинцы до покраснения глаз смотрели в монитор, чтобы узнать, что произошло в стране и в мире, – объясняет он. – Украинское медиапространство испытало дикий приток трафика, но с честью провалило выпавшее на его долю испытание и не смогло этим трафиком распорядиться”.

Действительно, с конца прошлого года информационным онлайн-СМИ “поперло”. Особенно мощно прирастали и без того популярные “Украинская правда” и ЛІГАБізнесІнформ. Но уже во второй половине года они, как и другие информационно-аналитические сайты, почувствовали, как интерес пользователей ослабевает. По мнению Нойнеца, шанс сохранить нахлынувший поток пользователей у них был – для этого журналистика должна была стать более мобильной. “За полгода полноценной войны, с окопами и блокпостами, ни одна медийная площадка Украины не начала вести регулярные трансляции из любой военной части, – говорит он. – жители Украины могут узнать, что происходит, скажем, в 24-й бригаде только в том случае, если будут там служить”.

Слова основателя ПиМ иллюстрируют данные о посещаемости УП и “Лиги” за последние полгода (с июня по ноябрь, данные Similarweb).

Знімок екрана 2014-12-10 о 21.34.57

Синий маркер – pravda.com.ua, оранжевый – liga.net

Примерно такие же ниспадающие графики и у других общественно-политических онлайн-СМИ (неплохой рост показывает сайт “Нового времени”, но он запустился лишь в этом году). Бывший дончанин Леонид Цодиков говорит, что ни одно из украинских медиа не освещает ситуацию на востоке страны в должной мере. “Там остались мои родители, для меня это сверхважная информация, которую ни одно украинское СМИ мне не может предоставить и которую приходится собирать по крупицам”, – говорит Цодиков, возглавлявший в свое время “Сегодня Мультимедиа” и UMH MediaLab.

В своем мнении он не одинок. В ноябре 2014 года во Львове прошел Lviv Media Forum, на котором выступил корреспондент Los Angeles Times Сергей Лойко. “Американский москаль из Техаса”, как Сергей сам себя назвал в выступлении, побывал в батальонах “Азов”, «Днипро-1» и «Киев-1», причем четыре дня своей командировки он провел в аэропорту Донецка бок о бок с “киборгами”. “Я был на передовой и не увидел там толпы украинских журналистов, жаждущих это все снимать”, – говорит Лойко. Из аэропорта Сергей привез потрясающий фоторепортаж, который облетел весь мир.

Закрытия года

В 2014 году закрылось немало изданий, особенно печатных. Вот неполный список павших:

  • “Коммерсантъ Украина” – российские собственники закрыли украинскую версию газеты в марте. Ъ-Украина был популярной деловой ежедневкой с сайтом, который дублировал контент газеты. По официальной версии, причиной закрытия стали экономические проблемы издания, по неофициальной – украинская редакция сильно разошлась во взглядах с российской по поводу Крыма и подобных вопросов.
  • “Инвестгазета” – еженедельник закрылся в апреле. Ekonomika Communication Hub решила сосредоточиться на онлайн-проектах, рейтингах и ивентах. А в конце года основной владелец холдинга Виктор Пинчук и вовсе оставил издательство на его менеджмент.
  • “Контракты” – как и в случае с “Инвестгазетой”, лучшие времена “Контрактов” остались далеко позади. В начале марта еженедельник прекратил работу.
  • Издания группы Sanoma: Esquire, National Geographic, Men’s Health и другие. Для многих это событие самым болезненным из потерь медиарынка – у этих трех изданий была своя лояльная аудитория (пусть и не слишком многочисленная). Украинские проблемы изданий наложились на затруднения материнской компании Sanoma, потому с нового года журналы выходить не будут.

Открытия года

В противовес можно вспомнить о запуске таких проектов:

  • “Новое Время” – еженедельный журнал+сайт, редакцию которых возглавляет экс-главред “Корреспондента” Виталий Сыч. Издатель – инвестбанкир Томаш Фиала.
  • Hubs – интернет-проект о бизнесе и политике, основанный экс-корреспондентом Forbes Севгиль Мусаевой. Менее чем через год после запуска она ушла из проекта, чтобы стать главным редактором “Украинской правды”. А Hubs возглавил другой хорошо известный в деловых медиа редактор Юрий Аксенов.
  • радио “Аристократы” – стремительно развивающийся проект, основанный выходцами из “Просто Радио”.
  • “Апостроф” – онлайн-издание, основанное частью бывшей команды “Коммерсанта”.
  • Petr i Mazepa – Нойнец сотоварищи.

Сюда же можно отнести сайт Insider, который запустился в конце 2013-го, а также Platfor.ma, недавно пережившую перезапуск. Кстати, осенью 2014-го Insider раскрыл владельца – им оказался бизнесмен и гражданский активист Алексей Тамразов. Поддержать каминг-аут коллег отважились далеко не все медийные стартапы.

Кто мог закрыться, но увы

В прошлом году нефтегазовый магнат Сергей Курченко купил у медиамагната Бориса Ложкина крупнейший в стране медиахолдинг UMH Group. Сейчас Ложкин – глава администрации Президента, а Курченко – беглый преступник, которого разыскивает СБУ и Генпрокуратура. Общественность начала “хоронить” UMH Group еще до Евромайдана, когда журналисты и менеджеры начали массово увольняться из изданий холдинга. А новоприбывшие часто наносили репутации UMH Group еще больший ущерб – в сентябре холдинг возглавила одиозная регионалка Елена Бондаренко.

Тем не менее, UMH Group до сих пор жив. Точно так же продолжают выходить издания, которые связывают с еще двумя крупнейшими коррупционерами периода правления Януковича – Сергеем Арбузовым и Александром Клименко. Первый якобы владеет ежедневной газетой “Капитал”, а второго рыночные слухи связывают с холдингом “Мультимедиа-инвест групп”, который возглавляет Игорь Гужва (в МИГ входят газета “Вести”, радио “Вести”, журнал “Вести-Репортер”, телеканал UBR). Впрочем, это не единственная версия – расследование Мустафы Найема, которое он провел еще до перехода на маленькую зарплату в парламент, привело его все к тому же Курченко.

Знімок екрана 2014-12-21 о 17.48.10

Мнение Александра Клименко, провисевшее на сайте “Вестей” почти месяц, понравилось одному пользователю “ВКонтакте”

Зарплаты в “семейных” медиапроектах выше рыночных, потому многие известные журналисты продолжают там работать, несмотря на давление со стороны общественности (а иногда и правоохранителей). К примеру, в “Капитале” – лучшая в стране телеком-редакция, в Forbes – лучшие на рынке аграрные журналисты, сильный набор авторов в журнале “Вести-Репортер”. “Некоторые из них интересно читать, в то время как многие провластные СМИ добровольно стали пресным орудием пропаганды”, – говорит редактор политики Insider’а Максим Каменев, который называет “Вести-Репортер” лучшим на данный момент журналом страны.

Игорь Гужва считает, что нынешняя власть пытается насадить в обществе нетерпимость к критической журналистике. “СМИ, которые регулярно дают критические материалы о деятельности власти, клеймят позором как «пророссийских агентов» и «пятую колонну», – говорит он. – Причем, что самое подлое, одними из главных застрельщиков этой кампании являются бывшие или действующие журналисты”.

В то же время, завышенные зарплаты, раздутые штаты и неприкрытый лоббизм своих хозяев не позволяют считать медийные активы Курченко, Арбузова и Клименко полноценным медиабизнесом. По словам Цодикова, они готовят почву к возвращению названых персонажей в Украину.

10431391_10203918570114469_7878474267856848728_o

Один из дней “арбузной диеты” на Capital.ua (и немного сыра)

Цодиков далек от осуждения журналистов, которые работают в UMH Group, “Капитале” или “Вестях” – жить и кушать нужно всем. “Но они должны понимать, что получают зарплату не из заработанных изданием денег, а из кармана Арбузова, Клименко и Курченко, которые готовы терпеть убытки, лишь исходя из определенных мотивов”, – говорит он.

Исход журналистов в политику и общественную деятельность

Журналисты стали одной из мощных движущих сил Евромайдана. Неудивительно, что многих из них привлекли в свои избирательные списки провластные политические силы. Мустафа Найем, чей пост в Facebook принято считать началом Майдана-2013, прошел в парламент по списку “Блока Петра Порошенко”. Вместе с ним в президентском блоке в Раду попал и другой постоянный автор “Украинской правды” Сергей Лещенко. Еще один известный политический обозреватель Сергей Высоцкий прошел в депутаты с блоком “Народный фронт” Арсения Яценюка. Кроме них, парламентариями стали ряд других экс-журналистов – Вадим Денисенко, Ольга Червакова, Константин Усов, Владимир Арьев (третий раз).

547e14a79a894 (1)

В парламенте Лещенко и Найем посадили между собой фаворитку “медиаспильноты” Светлану Залищук (фото – LB.ua)

Но даже среди не попавших в парламент журналистов есть много людей, чье влияние на умы возросло в разы. Юрий Бутусов из Censor.net, Анастасия Береза из “Нового времени”, Денис Бигус из “Наших грошей”, Севгиль Мусаева из УП, Соня Кошкина из LB.ua и другие лидеры мнений собирают своими публикациями в соцсетях едва ли не бОльшую аудиторию, чем своими журналистскими работами. Некоторые из них вовлекаются в дела государственной важности, на статьях некоторых строят уголовные дела против чиновников, а некоторые стали важными шестеренками (без обид) в маховике национально-патриотической пропаганды.

 И про деньги

Издателей, безусловно, радуют небывалые просмотры и широкий резонанс, но рано или поздно все упирается в деньги. А их на рынке как раз и не прибавилось. По оценке Всеукраинской рекламной коалиции, объем рынка рекламы в печатной прессе в 2014 году сократился на 33% до 1,67 млрд грн, а в 2015-м упадет еще на 16% – до 1,4 млрд грн.  Из всех медиа больше всех доходов генерирует телевидение, снизившее в текущем году рекламный доход на 20% – до 3,93 млрд грн. “Оно же – самое убыточное”, – говорит экс-директор “Украинских Новостей” Денис Безлюдько. Большинство телеканалов принадлежит олигархам, которые используют медийные активы не для зарабатывания денег, а для “мочилова” политических и бизнесовых оппонентов.

В онлайне динамика более обнадеживающая – эксперты ВРК прогнозируют рост рынка интернет-рекламы на уровне 9% в 2015 году. Но этого роста рынок медиа тоже не ощутит, уверен руководитель деловой редакции ЛІГАБізнесІнформ Борис Давиденко. По его словам, прибавка в деньгах очень быстро размоется: “Количество сайтов уанета растет быстрее, чем количество денег в нем”.

Цодиков считает, что новые медиа должны диверсифицировать свои бизнес-модели и использовать такие источники, как платный доступ к контенту, а также новые рекламные модели. По его мнению, сейчас возможны компактные, но очень качественные нишевые проекты с платным доступом к содержанию, с хорошей мобильной адаптацией, в связке с ежемесячным электронным журналом для планшетов. Цодиков уверен, что таким образом можно за год привлечь несколько тысяч платных подписчиков, дополнительные доходы от нативной рекламы, а сам проект вывести на безубыточность за год.

Большинство коллег не разделяют его оптимизма – платная подписка удачно работает лишь в некоторых из крупнейших и наиболее авторитетных западных онлайн-СМИ – например, Financial Times и NYTimes. В рунете paywall внедрили, к примеру, “Ведомости” и Slon.ru, однако и там, где рынок гораздо больше украинского, подобная модель пока не доказала своей эффективности. “Скорее, украинские СМИ научатся удовлетворять потребности рекламодателей – с помощью различных спецпроектов, native advertising, прямых продаж”, – считает Давиденко.

imgo (1)

Этот материал прокомментировали многие участники медиарынка, но при этом никто пока не спросил потребителя. Последнее слово хотелось бы оставить за читателями AIN.UA. Вы готовы платить за контент в интернете? За какой? Сколько? А если нет, то почему?