В слове “медиабизнес” – два корня. И если первый корень в 2014 году еще как-то развивался, то второй – скорее, наоборот. AIN.UA поговорил с участниками медиарынка о том, почему так получилось.
Эффект красных глаз
“Украинские журналисты как были ленивыми самоуверенными мудаками, так и остались”, – говорит основатель и главред сайта “Петр и Мазепа” Александр Нойнец. В марте 2014 года он запустил онлайн-СМИ, которое уже через несколько месяцев собирало в пиковые дни свыше 40 000 уникальных пользователей в сутки. Сейчас немногочисленный штат сайта больше занимается волонтерской деятельностью, чем журналистикой, но ниже 15-20 тысяч “уников” в сутки посещаемость ПиМ не падает.
По словам Нойнеца, у украинских медиа в 2014 году были все предпосылки для качественного рывка. “Целый год украинцы до покраснения глаз смотрели в монитор, чтобы узнать, что произошло в стране и в мире, – объясняет он. – Украинское медиапространство испытало дикий приток трафика, но с честью провалило выпавшее на его долю испытание и не смогло этим трафиком распорядиться”.
Действительно, с конца прошлого года информационным онлайн-СМИ “поперло”. Особенно мощно прирастали и без того популярные “Украинская правда” и ЛІГАБізнесІнформ. Но уже во второй половине года они, как и другие информационно-аналитические сайты, почувствовали, как интерес пользователей ослабевает. По мнению Нойнеца, шанс сохранить нахлынувший поток пользователей у них был – для этого журналистика должна была стать более мобильной. “За полгода полноценной войны, с окопами и блокпостами, ни одна медийная площадка Украины не начала вести регулярные трансляции из любой военной части, – говорит он. – жители Украины могут узнать, что происходит, скажем, в 24-й бригаде только в том случае, если будут там служить”.
Слова основателя ПиМ иллюстрируют данные о посещаемости УП и “Лиги” за последние полгода (с июня по ноябрь, данные Similarweb).
Примерно такие же ниспадающие графики и у других общественно-политических онлайн-СМИ (неплохой рост показывает сайт “Нового времени”, но он запустился лишь в этом году). Бывший дончанин Леонид Цодиков говорит, что ни одно из украинских медиа не освещает ситуацию на востоке страны в должной мере. “Там остались мои родители, для меня это сверхважная информация, которую ни одно украинское СМИ мне не может предоставить и которую приходится собирать по крупицам”, – говорит Цодиков, возглавлявший в свое время “Сегодня Мультимедиа” и UMH MediaLab.
В своем мнении он не одинок. В ноябре 2014 года во Львове прошел Lviv Media Forum, на котором выступил корреспондент Los Angeles Times Сергей Лойко. “Американский москаль из Техаса”, как Сергей сам себя назвал в выступлении, побывал в батальонах “Азов”, «Днипро-1» и «Киев-1», причем четыре дня своей командировки он провел в аэропорту Донецка бок о бок с “киборгами”. “Я был на передовой и не увидел там толпы украинских журналистов, жаждущих это все снимать”, – говорит Лойко. Из аэропорта Сергей привез потрясающий фоторепортаж, который облетел весь мир.
Закрытия года
В 2014 году закрылось немало изданий, особенно печатных. Вот неполный список павших:
- “Коммерсантъ Украина” – российские собственники закрыли украинскую версию газеты в марте. Ъ-Украина был популярной деловой ежедневкой с сайтом, который дублировал контент газеты. По официальной версии, причиной закрытия стали экономические проблемы издания, по неофициальной – украинская редакция сильно разошлась во взглядах с российской по поводу Крыма и подобных вопросов.
- “Инвестгазета” – еженедельник закрылся в апреле. Ekonomika Communication Hub решила сосредоточиться на онлайн-проектах, рейтингах и ивентах. А в конце года основной владелец холдинга Виктор Пинчук и вовсе оставил издательство на его менеджмент.
- “Контракты” – как и в случае с “Инвестгазетой”, лучшие времена “Контрактов” остались далеко позади. В начале марта еженедельник прекратил работу.
- Издания группы Sanoma: Esquire, National Geographic, Men’s Health и другие. Для многих это событие самым болезненным из потерь медиарынка – у этих трех изданий была своя лояльная аудитория (пусть и не слишком многочисленная). Украинские проблемы изданий наложились на затруднения материнской компании Sanoma, потому с нового года журналы выходить не будут.
Открытия года
В противовес можно вспомнить о запуске таких проектов:
- “Новое Время” – еженедельный журнал+сайт, редакцию которых возглавляет экс-главред “Корреспондента” Виталий Сыч. Издатель – инвестбанкир Томаш Фиала.
- Hubs – интернет-проект о бизнесе и политике, основанный экс-корреспондентом Forbes Севгиль Мусаевой. Менее чем через год после запуска она ушла из проекта, чтобы стать главным редактором “Украинской правды”. А Hubs возглавил другой хорошо известный в деловых медиа редактор Юрий Аксенов.
- радио “Аристократы” – стремительно развивающийся проект, основанный выходцами из “Просто Радио”.
- “Апостроф” – онлайн-издание, основанное частью бывшей команды “Коммерсанта”.
- Petr i Mazepa – Нойнец сотоварищи.
Сюда же можно отнести сайт Insider, который запустился в конце 2013-го, а также Platfor.ma, недавно пережившую перезапуск. Кстати, осенью 2014-го Insider раскрыл владельца – им оказался бизнесмен и гражданский активист Алексей Тамразов. Поддержать каминг-аут коллег отважились далеко не все медийные стартапы.
Кто мог закрыться, но увы
В прошлом году нефтегазовый магнат Сергей Курченко купил у медиамагната Бориса Ложкина крупнейший в стране медиахолдинг UMH Group. Сейчас Ложкин – глава администрации Президента, а Курченко – беглый преступник, которого разыскивает СБУ и Генпрокуратура. Общественность начала “хоронить” UMH Group еще до Евромайдана, когда журналисты и менеджеры начали массово увольняться из изданий холдинга. А новоприбывшие часто наносили репутации UMH Group еще больший ущерб – в сентябре холдинг возглавила одиозная регионалка Елена Бондаренко.
Тем не менее, UMH Group до сих пор жив. Точно так же продолжают выходить издания, которые связывают с еще двумя крупнейшими коррупционерами периода правления Януковича – Сергеем Арбузовым и Александром Клименко. Первый якобы владеет ежедневной газетой “Капитал”, а второго рыночные слухи связывают с холдингом “Мультимедиа-инвест групп”, который возглавляет Игорь Гужва (в МИГ входят газета “Вести”, радио “Вести”, журнал “Вести-Репортер”, телеканал UBR). Впрочем, это не единственная версия – расследование Мустафы Найема, которое он провел еще до перехода на маленькую зарплату в парламент, привело его все к тому же Курченко.
Зарплаты в “семейных” медиапроектах выше рыночных, потому многие известные журналисты продолжают там работать, несмотря на давление со стороны общественности (а иногда и правоохранителей). К примеру, в “Капитале” – лучшая в стране телеком-редакция, в Forbes – лучшие на рынке аграрные журналисты, сильный набор авторов в журнале “Вести-Репортер”. “Некоторые из них интересно читать, в то время как многие провластные СМИ добровольно стали пресным орудием пропаганды”, – говорит редактор политики Insider’а Максим Каменев, который называет “Вести-Репортер” лучшим на данный момент журналом страны.
Игорь Гужва считает, что нынешняя власть пытается насадить в обществе нетерпимость к критической журналистике. “СМИ, которые регулярно дают критические материалы о деятельности власти, клеймят позором как «пророссийских агентов» и «пятую колонну», – говорит он. – Причем, что самое подлое, одними из главных застрельщиков этой кампании являются бывшие или действующие журналисты”.
В то же время, завышенные зарплаты, раздутые штаты и неприкрытый лоббизм своих хозяев не позволяют считать медийные активы Курченко, Арбузова и Клименко полноценным медиабизнесом. По словам Цодикова, они готовят почву к возвращению названых персонажей в Украину.
Цодиков далек от осуждения журналистов, которые работают в UMH Group, “Капитале” или “Вестях” – жить и кушать нужно всем. “Но они должны понимать, что получают зарплату не из заработанных изданием денег, а из кармана Арбузова, Клименко и Курченко, которые готовы терпеть убытки, лишь исходя из определенных мотивов”, – говорит он.
Исход журналистов в политику и общественную деятельность
Журналисты стали одной из мощных движущих сил Евромайдана. Неудивительно, что многих из них привлекли в свои избирательные списки провластные политические силы. Мустафа Найем, чей пост в Facebook принято считать началом Майдана-2013, прошел в парламент по списку “Блока Петра Порошенко”. Вместе с ним в президентском блоке в Раду попал и другой постоянный автор “Украинской правды” Сергей Лещенко. Еще один известный политический обозреватель Сергей Высоцкий прошел в депутаты с блоком “Народный фронт” Арсения Яценюка. Кроме них, парламентариями стали ряд других экс-журналистов – Вадим Денисенко, Ольга Червакова, Константин Усов, Владимир Арьев (третий раз).
Но даже среди не попавших в парламент журналистов есть много людей, чье влияние на умы возросло в разы. Юрий Бутусов из Censor.net, Анастасия Береза из “Нового времени”, Денис Бигус из “Наших грошей”, Севгиль Мусаева из УП, Соня Кошкина из LB.ua и другие лидеры мнений собирают своими публикациями в соцсетях едва ли не бОльшую аудиторию, чем своими журналистскими работами. Некоторые из них вовлекаются в дела государственной важности, на статьях некоторых строят уголовные дела против чиновников, а некоторые стали важными шестеренками (без обид) в маховике национально-патриотической пропаганды.
И про деньги
Издателей, безусловно, радуют небывалые просмотры и широкий резонанс, но рано или поздно все упирается в деньги. А их на рынке как раз и не прибавилось. По оценке Всеукраинской рекламной коалиции, объем рынка рекламы в печатной прессе в 2014 году сократился на 33% до 1,67 млрд грн, а в 2015-м упадет еще на 16% – до 1,4 млрд грн. Из всех медиа больше всех доходов генерирует телевидение, снизившее в текущем году рекламный доход на 20% – до 3,93 млрд грн. “Оно же – самое убыточное”, – говорит экс-директор “Украинских Новостей” Денис Безлюдько. Большинство телеканалов принадлежит олигархам, которые используют медийные активы не для зарабатывания денег, а для “мочилова” политических и бизнесовых оппонентов.
В онлайне динамика более обнадеживающая – эксперты ВРК прогнозируют рост рынка интернет-рекламы на уровне 9% в 2015 году. Но этого роста рынок медиа тоже не ощутит, уверен руководитель деловой редакции ЛІГАБізнесІнформ Борис Давиденко. По его словам, прибавка в деньгах очень быстро размоется: “Количество сайтов уанета растет быстрее, чем количество денег в нем”.
Цодиков считает, что новые медиа должны диверсифицировать свои бизнес-модели и использовать такие источники, как платный доступ к контенту, а также новые рекламные модели. По его мнению, сейчас возможны компактные, но очень качественные нишевые проекты с платным доступом к содержанию, с хорошей мобильной адаптацией, в связке с ежемесячным электронным журналом для планшетов. Цодиков уверен, что таким образом можно за год привлечь несколько тысяч платных подписчиков, дополнительные доходы от нативной рекламы, а сам проект вывести на безубыточность за год.
Большинство коллег не разделяют его оптимизма – платная подписка удачно работает лишь в некоторых из крупнейших и наиболее авторитетных западных онлайн-СМИ – например, Financial Times и NYTimes. В рунете paywall внедрили, к примеру, “Ведомости” и Slon.ru, однако и там, где рынок гораздо больше украинского, подобная модель пока не доказала своей эффективности. “Скорее, украинские СМИ научатся удовлетворять потребности рекламодателей – с помощью различных спецпроектов, native advertising, прямых продаж”, – считает Давиденко.
Этот материал прокомментировали многие участники медиарынка, но при этом никто пока не спросил потребителя. Последнее слово хотелось бы оставить за читателями AIN.UA. Вы готовы платить за контент в интернете? За какой? Сколько? А если нет, то почему?