Игровая разработка – это серьезный бизнес с миллиардными оборотами, но в истории каждой из известных компаний найдутся курьезные факты, любопытные или смешные случаи. Иногда это совпадения, иногда – осознанная маркетинговая политика. Редакция AIN.UA подобрала малоизвестные факты из истории Blizzard, Bethesda и других компаний о разработке, маркетинге и взаимодействии с игровым комьюнити.

“Чужой” для вдохновения

Движок легендарной Doom для своего времени был очень инновационным. Джон Кармак писал idTech1 в 1993 году, и для своего времени это был прорыв в области трехмерных игр. Кстати, писал он его на компьютере Next, созданный той самой NeXT, которую основал Стив Джобс после ухода из Apple.

А дизайнеры этой игры вдохновлялись работами швейцарского художника Ганса Гигера, который работал над образами для «Чужого» Ридли Скотта. Один из дизайнеров игры Джон Ромеро рассказывает, что они работали, держа перед собой книгу рисунков Гигера «Некрономикон» (название – отсылка к мирам Говарда Лавкрафта), чтобы книга помогала найти «безумные, будоражащие образы». Именно Гигер вдохновил художников на образ «какодемона».

Doom - How we made the classic game

Сейчас, когда у нас есть Dead Space и Dark Souls, монстры из Doom выглядят скорее мультяшными и даже милыми, но в свое время это было нечто устрашающее.

Идея Doom зародилась во время партии в D&D, которую команда проводила в штаб-квартире id Software регулярно на протяжении нескольких лет. Причем гейм-мастером всегда был ведущий разработчик – Джон Кармак. Ромеро пожадничал, пытаясь добыть магический меч, и это привело к тому, что игровой мир заполонили демоны. И тут у команды в головах как будто что-то включилось. «Мы все обожали фантастику, особенно «Чужих», это был экшен, а нашей компании как раз и нужен был экшен. Так что мы подумали: а что если вместо чужих (инопланетян) — как в большинстве фантастических фильмов — игрок открывал бы портал в ад», – вспоминает Джон Ромеро. Больше откровений о том, как создавался Doom — здесь (на английском).

Родители-геймеры: счастье для маркетологов, горе для ребенка

Пятую игру из серии The Elder Scrolls разрабатывали долго, фанаты Morrowind и Oblivion с нетерпением ждали продолжения, и маркетологам Bethesda было где разгуляться. Игра должна была выйти 11.11.2011 и компания объявила, что та пара, которая назовет рожденного в этот день ребенка в честь протагониста игры, получит пожизненный бонус — ключ в Steam, который даст бесплатный доступ ко всем прошлым, нынешним и будущим играм ZeniMax/Bethesda. Конечно же, такая пара нашлась – Меган и Эрик Келлермейеры не пощадили своего новорожденного сына. «Желаем юному Довакину успехов во всех его приключениях», – писали тогда представители компании блоге. Когда мальчик пойдет в школу, можно будет пожелать ему разве что терпения в общении с одноклассниками.

bethesda

Как World of Warcraft и “Южный парк” обменялись любезностями

Персонажи, темы и приколы из вселенной World of Warcraft уже давно стали частью массовой культуры. Этой игре посвятили одну из серий в популярном сатирическом сериале South Park — 8 серию 10 сезона Make love not Warcraft. В серии фигурировал «Меч тысячи истин», которого в оригинальной игре не было. Но, поскольку разработчики Blizzard отличаются фирменным чувством юмора, «Меч тысячи истин» в игре таки появился –  правда, не такой мощный, как в мультфильме.

1000truths

WoW вообще часто радует своих фанатов игровыми пасхалками.

Так, когда-то в компании работал ведущий системный дизайнер Грег Стрит, известный игрокам под ником Ghostcrawler. Игроки его не любили, ведь именно он сообщал в официальном сообществе об изменениях в классах персонажей, в том числе — о нерфе (урезании характеристик). Он был известен фразами вроде «we nerfed them to the ground» («мы занерфили их под корень»). В очередном аддоне разработчики вставили в игру «Призрачного краба» (Ghost Crawler”а), у которого есть умение — срезать все характеристики героя. Это умение назвали Nerfbat, а его описание -To the ground. Правда, Грег уже уволился из Blizzard и сейчас трудится над League of Legends.

В каждом новом аддоне игры можно повстречать NPC Хеминга Эрнестуея, который выдает квесты с говорящими названиями вроде “Холмы как белые элекки”, «Опасный спорт» и другие аллюзии на произведения известного писателя. Еще один NPC под именем Харрисон Джонс увлекается археологией и втягивает игроков в неприятности.

Atari пыталась хитростью заполучить все права на “Ведьмака”

Польская студия CD Projekt RED – разработчик еще одной популярной серии The Witcher — чуть не обанкротилась «благодаря» первым издателям. С самого начала существования студия установила для себя жесткое правило: игры должны принадлежать только CD Projekt RED, чтобы издатели не могли диктовать, как именно нужно делать игру (печальный опыт подобного сотрудничества демонстрировали, к примеру Electronic Art и .IOware).

cd

У игровых студий всегда есть на что посмотреть в офисе. Фото – P.A. Kowalski

Первые серьезные переговоры компания вела с Atari, и выставила именно эти условия. «Мы договорились, что дадим им права на распространение игры в Америке и Европе с сохранением за собой всех прав на игру, а компания выплатит нам аванс. Вскоре мы получили первый вариант договора о сотрудничестве, в котором было написано, что Atari, грубо говоря, принадлежит все, а нам ничего», – вспоминал сооснователь студии CD Projekt RED Марчин Ивински на семинаре EastLabs во время своего визита в Киев в октябре 2013 года. Когда польские разработчики поинтересовались у Atari, что это за условия, компания отмахнулась и списала это на уловки юристов. Поляки нашли хороших юристов и переписала договор. «Это самая распространенная уловка, которую дистрибуторы применяют в игровой индустрии», – говорил Ивински.

Купи компанию в ответ на критику от ее создателя

Кумир всех инди-разработчиков – создатель Minecraft Маркус Перссон – является членом пиратской партии.

notch2
Разработчик Minecraft компания Mojang не так давно была продана за $2 млрд активному борцу с онлайн-пиратством — корпорации Microsoft. После того, как стороны объявили о покупке, Маркус ушел из компании. Ранее он не раз критиковал Microsoft.

notch1

Правда, в прощальном письме он привел другие причины своего ухода: “Я не хочу быть символом, ответственным за что-то настолько большое, символом того, чего я не понимаю и над чем больше не хочу работать. Я не предприниматель. Я не CEO. Я задрот-программист, который любит иметь собственное мнение в Twitter”.

Бонус

В 2013 году на выставке E3 Expo на демонстрационном стенде Xbox случилось нежданное. Ситуацию описал в Twitter американский игровой журналист Джулиан Ригналл: игра вылетела и на дисплее показался рабочий стол Windows 7. Новость обсуждали на игровых форумах, а дискуссии “консоли VS ПК” вспыхнули с новой силой.

xbox