Мы привыкли разделять личную жизнь и бизнес, однако в последнее время эти границы стираются. Все больше стартапов основывают друзья, которые затем берут на работу друзей, а по мере расширения – друзей друзей. Одно дело дружить с коллегами, но насколько это приемлемо, если речь идет о подчиненных? Управляющий партнер калифорнийской консалтинговой компании Invisor Стив Тобак, который до этого работал на руководящих должностях в технологических компаниях, перечислил пять неудобных моментов, которые неизбежно настигнут тех, кто берет на работу друзей.

Кадр из фильма "Духless"

Кадр из фильма “Духless”

За всю мою карьеру у меня было огромное количество друзей, которые при этом еще и были моими подчиненными. Случалось, я сам дружил со своими CEO. И хотя со всеми этими людьми я по-прежнему в хороших отношениях, тех, с кем я до сих пор с радостью тусуюсь, можно пересчитать на пальцах одной руки. И я уж точно не один такой.

Этому феномену нет названия, но если бы я должен был как-то назвать это одним словом, то я бы выбрал термин драма. Если вы работаете с кем-то, кто вам близок, рано или поздно произойдет какая-то драма. Постепенно эта чаша будет наполняться, пока не переполнится, и в итоге вы оба постараетесь обо всем забыть и разойтись. Во многом это похоже на бракоразводный процесс. Возможно, из меркантильных или практичных соображений вы останетесь на короткой ноге. Может быть, даже останетесь друзьями. Но когда пыль осядет, едва ли между вами все станет как прежде.

Если уж сравнивать ситуацию с браком, я думаю, лучше любить и потерять, чем никогда не любить. Следуя этой логике, я уж точно не стану никого переубеждать брать на работу своих друзей. Но в далеко идущей перспективе есть тяжелые ситуации, которые я, возможно, преодолевал бы иначе, если бы знал тогда то, что знаю сейчас.

Все хорошо до тех пор, пока кого-то не уволят

Тяжело посадить перед собой друга и сказать ему в лицо, что он облажался. Еще тяжелее – прямо смерти подобно – сказать ему, что он уволен, потому что не справляется, и ему следует принять это и двигаться дальше. Но когда кто-то, кого вы называете “Бро”, начинает упрашивать вас дать ему шанс, вы буквально мельчаете на глазах. Со мной такое было несколько раз, так что будьте готовы.

Нездоровые конфликты

Я наточил зубы в индустрии, которая продуцирует чрезвычайные объемы конструктивной конфронтации. Здоровый конфликт необходим для принятия правильных бизнес-решений, иногда конфликты бывают горячее обычного. Но когда подчиненный выходит из-под контроля, подрывая эффективную работу команды, потому что чувствует себя слишком уверено, будучи на короткой ноге с боссом – он должен уйти.

Кадр из фильма "Сироп"

Кадр из фильма “Сироп”

Когда рабочий процесс выглядит как “Отчаянные домохозяйки”

Не знаю, как у вас, но моя дружба с кем-то, как правило, веселая и скучная. Другими словами, у меня обходится без драм – уж точно не так, как это описано в среднестатистическом телесериале. Но работа – другое дело. Здесь у нас имеется полный набор: прессинг, политика и конфликты. Бывали даже случаи зависти и негодования. Работа может быть очень драматичной, порой в ней больше драмы, чем способна пережить дружба.

Кадр из фильма "Служебный роман"

Кадр из фильма “Служебный роман”

Конфликт интересов

Если вы никогда не были корпоративным сотрудником, позвольте мне представить вам концепцию под названиемфидуциарные обязанности”. Она подразумевает, что вы должны делать все возможное в интересах компании. Поверьте мне, в жизни более чем достаточно ситуаций, когда личные пристрастия человека представляют серьезный конфликт интересов с компанией. Да, кумовство процветает в бюрократии, но я на такое не куплюсь и вам не стоит.

Проблема субординации

Дружба – это партнерство. Конечно, кто-то один всегда доминирует, но это дело неосознанное, а не организационное. В компаниях выстроена четкая иерархия, и на то имеются веские причины. Чаще всего с этим нет никаких проблем. Но всегда будут возникать ситуации – особенно, в трудные времена – когда профессиональные рамки и личные отношения будут подвержены серьезному испытанию.

Если вам нужна универсальная формула, как управляться с подобными ситуациями, не тратьте свое время понапрасну. Часто все разрешается хорошо, но это не значит, что вы можете избежать проблем в дальнейшем. Просто будьте готовы, если что. Есть лишь один факт, известный наверняка: личные отношения – штука непредсказуемая. То же самое можно сказать и о бизнес-отношениях. Когда вы комбинируете первое и второе, на выходе получается непредсказуемость в квадрате.