IT – одна из тех отраслей, на которую предприниматели возлагают особые надежды в деле возрождения украинской экономики во время кризиса. Но нужна ли отрасли для этого государственная помощь? Недавно бывший гендиректор “Майкрософт Украина” Дмитрий Шимкив, сейчас работающий в аппарате президента, высказался против специальных льгот для IT-отрасли – особенно в 2015 году. По мнению Шимкива, индустрия будет хорошо развиваться и сама по себе, а на шантаж со стороны IT-бизнесменов государство вестись не будет. Как интервью в целом, так и позиция Дмитрия по налоговым льготам спровоцировали жаркие дискуссии в IT-сообществе. Кто-то считает, что кризис и пустой бюджет – не лучшие условия для субсидирования, а кто-то – что неконкурентные индустрии нужно просто “свернуть и переучить на программистов”.

Редакция AIN.UA предлагает подборку мнений сторонников и противников государственной поддержки IT в Украине.

Ольга Белькова, народный депутат

считает, что вопрос налоговых льгот для программистов сейчас – далеко не основной:

Сейчас – это не просто вопрос либеральности налогообложения, это вопрос здравого смысла. Я лично провела опрос десятков программистов. Они действительно хотят и могут реально быстро уехать. Только вот вопрос налогов для них точно не основной. Ведь стремятся же уехать в США, а там, как известно, налоги выше. Там нет льгот. Но там свобода слова, защита права собственности, rule of law, уникальные возможности для развития, за которые, кстати, нужно платить.

belkova1

Так вот, Украина болеет, но нам не поможет любое лекарство. Льготы для одной конкретной индустрии, создающие социальную несправедливость между гражданами одной страны, которая ведет войну – это не просто странный поступок, это безответственная политика популизма. Ну как же, мы создали льготы для 100 000 человек и смиренно наблюдаем как, например, разрушается система здравоохранения. Сильно это поможет семье программиста? Особенно, если врач будет понимать, что его налог на порядок выше, чем этого самого программиста, который пришел к нему за помощью?

Денис Довгополый, управляющий партнер BVU Group

написал целый пост в поддержку позиции Шимкива:

Все проблемы в нашей отрасли можно выстроить в пирамиду. Внизу самые важные и фундаментальные, без которых невозможно эффективно строить бизнес. Выше стоят специфические, напрямую связанные с отраслью.

Что мы видим в верхней части пирамиды? Это отсутствие опыта, отсутствие доступа к капиталу, отсутствие доступа к международному нетворку и экспертизе. И мы с этим боремся. Считаю, что с 2005 года мы сделали большой рывок. Что находится в нижней части пирамиды? Отсутствие судов, сложное законодательство, нерабочая судебная система, беспредел со стороны силовых органов.

dd1

Так самое интересное, что низ пирамиды не является специфическим для нашей отрасли. Если решить эти проблемы путем реформ или путем судов Линча, то задышит не только отрасль IT и высоких технологий, а и сельское хозяйство, и малый бизнес, и туризм. А они могут принести экономике страны не меньше, а может и больше, чем IT.

Еще раз напомню, Силиконовая Долина возникла в штате с САМЫМ ВЫСОКИМ НАЛОГОБЛОЖЕНИЕМ В США. Не налоговые льготы создали ее, а немного другие факторы.

Именно поэтому я последовательно выступаю против преференций со стороны государства в любом виде нашей отрасли, и в этом я поддержу Диму полностью. Хотя, возможно, я бы на его месте высказывался бы более спокойно на эту тему.

Дмитрий Лисицкий, глава AllBiz

поинтересовался, чем закончится подобное отношение властей к IT, сформулировав свое мнение в трех вопросах:

Почему аутсорсеры никак не отреагировали на заявление представителя АП, которое ставит крест на их лоббистских инициативах? Ответ прост: ЛЬГОТЫ У НИХ УЖЕ ЕСТЬ и были еще за часів злочинної влади. Существует негласный договор: налоговая закрывает глаза на теневую схему выплаты зарплаты программистам как СПД, за что некоторые люди в налоговой регулярно получают неплохие взятки, а политики декларируют отсутствие льгот и равенство аутсорсеров другим индустриям. Сейчас аутсорсеры надеятся, что под шумок про них опять забудут, как это было прежде, и схема СПД будет и дальше работать – с кем решать вопросы в налоговой каждый знает. Кроме того, даже во власти люди понимают, что если схему с СПД закрыть, то аусторсинговая индустрия прекратит свое существование – налоговая нагрузка гарантированно убьет бизнес-модель аутсорсеров, а это несколько миллиардов долларов экспорта, которые реально попадают в страну и идут на выплату высоких зарплат программистам. Поэтому схему никто рубить не будет и все останется по-старому.

lisitski

ВОПРОС №1: Программисты и IT-предприниматели, которые стояли на Майдане и волонтерсвуют сейчас, это то, что вы хотели?

Есть и второй вопрос… Не секрет, что украинское законодательство и условия ведения бизнеса в стране не позволяют инкорпорироваться в Украине и выйти IPO, например, на Nasdaq. Поэтому Денис (Довгополый – ред.) совершенно справедливо учит все стартапы инкорпороваться в Штатах или Европе, и правильно, кстати, учит – покажите мне хоть один успешный украинский продуктовый бизнес, о котором так много пишут AIN и Forbes, который был бы инкорпорирован в Украине – таких нет. Фактически все наши супер-успешные продукты – это, по большей части, американские компании с украинскими основателями. Т.е. стране от наших продуктовых компаний ровно столько же пользы, сколько и от аутсорсеров: продуктовые компании впускают на родину минимально необходимые доллары для оплаты труда своих программистов, т.е. украинские филиалы продуктовых компаний – это такие же аутсорсинговые компании с точки зрения их жизни в экономике Украины.

ВОПРОС №2: По достатку успешных IT-предпринимателей легко видеть, чем прекрасен продуктовый бизнес для них лично, но вот чем продуктовый бизнес лучше для Украины?

Многие, наверное, подумают, что я лоббирую аутсорсинговую индустрию. Скажу честно, мне лично судьба аутсорсинговой индустрии безразлична, я занимаюсь продуктовым бизнесом. Более того, если в нашей стране налоговая начнет работать и аутсорсеры обанкротятся, то мои друзья, работающие в индустрии, благополучно иммигрируют, поскольку работу здесь за достойные деньги найти будет нереально. Так что об их будущем я не беспокоюсь. Но в какой стране и в какой экономике будут жить мои дети? Или готовить их все-таки к эмиграции? Это третий и последний вопрос.

Илья Кенигштейн, управляющий партнер венчурного фонда Hybrid Capital, эксперт Реанимационного Пакета Реформ

Мне часть нашей IT-отрасли напоминает гопников на детской площадке, которые пьют пиво и бросают окурки в песочницу, в то время, как мамаши с детьми вынуждены гулять вдоль проезжей части. Гопники – это те аутсорсинговые компании, кто заявляет, что им срочно нужны дополнительные льготы. Чтобы платить ЕЩЁ МЕНЬШЕ, благодаря неразборчивости и глупости государства. А мамаши с детьми, то есть стартапы и продуктовые компании, которым льготы и элементарная поддержка нужны как воздух – либо пытаются себя уговорить, что “льготы – это зло”, либо просто тихо уезжают туда, где они есть.

kenigstein2

Для того, чтобы понять, нужны льготы и преференции для IT-отрасли или нет, государству, как и всем нам, необходимо в первую очередь отказаться от обобщенного понятия “IT”, подразумевая по этим и аутсорсинг, и R&D, и стартапы, и e-commerce, и простую продажу ноутбуков на Караваевых дачах. Пока что государство разобраться в этом не в состоянии, несмотря на «5 IT-шников в ВР + Диму Шимкива в АП».

Что надо сделать? Разобраться в терминологии и научиться понимать, что есть что. После чего создать механизм, в рамках которого молодые компании, создающие дополнительную ценность для страны, смогут расчитывать на практические преференции – налоговые льготы, юридический консалтинг, заниженные ставки по аренде офиса, защиту интеллектуальной собственности, доступ к капиталу и т.д. Не все подряд, а те, кто создает ценность. И жестко это контролировать. Но прежде всего, следует выгнать гопников с детской площадки. Что и делает Шимкив в своем интервью.

Алексей Мась, киевский разработчик, создатель Banner.ua

считает, что под слоганом “Не нравится – уезжайте” подпишутся все коррупционеры. И что государству не обязательно поддерживать IT именно налоговыми преференциями, нужна установка государства на развитие IT:

1. Разумеется, льгот недостаточно, чтобы сделать IT-индустрию, но уезжают многие разработчики, и это досадно. Уезжают скорее из-за произвола властей.

2. Чувствуется, что Шимкив из IT-отрасли и теперь он “против собственного кумовства”, то есть если просят поддержать отрасль, он считает это коррупцией по старым связям. Иногда никто так не жесток, как бывшие родственники.

mas1

3. У государства действительно нет денег, но если госаппарат будет выделять только деньги на проедание (не обязательно, кстати выделять, деньги на развитие, можно краудсорсить их у населения)… Так вот, если государство будет только думать о проедании, то оно пойдет по миру, увы. Одними кредитами для отдачи кредитов жив не будешь.

4. Отрасли не нужны подачки от правительства, распределение “золотых батонов”. Отрасли нужны установки государства на развитие IT-отрасли. Государство уголь Ахметову спонсировать не забывает, а IT-отрасль поддержать не в состоянии. Многие вещи можно сделать в области лицензирования и образования. Для этого просто нужна добрая Воля и доброе слово. В частности: пробовал ли кто-то открыть частную школу по IT-тематике. Да, с министерством образования можно копий поломать на сто лет вперед. Для этого денег много не нужно, для этого нужно внимание к этой теме.

Сергей Петренко, бывший директор “Яндекс Украина”

также посвятил дискуссии целый пост в блоге. Он считает, что Шимкив во многих отношениях прав:

Поддержка отрасли не может быть бессмысленной. В очень простом виде господдержка выглядит в глазах людей либо как большой госзаказ (про это как раз Дима (Дмитрий Шимкив – ред.) говорит, что государственных инвестиций нет, поскольку нет денег, кроме, разве что, оборонного заказа), либо снижение налоговой нагрузки на бизнес. Вот это второе обычно иллюстрируется тезисом про то, что 1% от миллиона больше, чем 30 процентов от 10 тысяч и, мол, государству в любом случае выгодно. Но самая простая арифметика показывает немного другое — 1% от 100 тысяч меньше, чем 30% от 10 тысяч, правильно? Зачем, в таком случае, стимулировать то, что дает в сумме больше денег?

petrenko1

Несколько лет назад, в начале весны 2009 года я много общался с одним агентством, которое очень просило увеличить скидки на рекламу на Яндексе, рассказывая, что кризис, клиенты требуют снижать цены, иначе ничего не купят. Я же, посмотрев на результаты пары месяцев, задался вопросом — и задал его агентству, — «А зачем торговать себе в убыток?». Скидки очень сложно отыграть назад, это хорошо известный факт. Если в данный момент по какому-то направлению деятельности клиенты не платят справедливую цену по тем или иным обстоятельствам — то в любом случае развивать его, не заботясь об экономическом эффекте сейчас и в будущем, — это просто способ сжечь деньги, скорее всего, не получая результата.

Давайте переложу аналогию на IT — устраивать господдержку отрасли просто для того, чтобы эта отрасль типа существовала — бессмысленно. Можно сколько угодно гордиться украинскими разработчиками, но на данный момент подавляющее большинство оформлены по разным схемам — как набор СПД, например, — и платят гораздо меньше налогов, чем должны были бы платить. Если вообще платят.

Роман Хмиль, сооснователь украинской GlobalLogic, бывший COO Сiklum, глава BrainBasket

категорически не согласен с Шимкивым.

Двадцать лет назад экономика Украины была в два раза больше польской. А сегодня разница в 10 раз не в нашу пользу.

IT-индустрия в Беларуси растет на 100% каждый год, а у нас только на 30%. Что мы будем говорить людям, если за 10 лет IT-сектор Беларуси догонит и перегонит Украину?

Равные условия для всех – это популизм, такого в рыночной экономике нигде нет. Нужно наоборот – максимально способствовать тем секторам, которые способны быть локомотивами экономики, потому что являются конкурентоспособными. А все неконкурентные индустрии нужно просто свернуть и переучить на программистов…

khmil1

Нет свободных денег? А какой бюджет у Министерства образования на государственный заказ? Из которого только 5% специалистов государству действительно нужны, а остальные идут в коммерческий сектор? Почему бы эти деньги не отдать IT-индустрии и завтра получить десятикратную отдачу?

Без инвестиций не будет прибылей. Не вырастишь корову – не будет кого доить.

И почему именно IT? Один IT-специалист приносит в страну $50 000, и они тратятся на местном рынке. Какая еще индустрия на сегодня дает такую отдачу?