Иногда игровые разработчики, пытаясь увеличить заработок, принимают не совсем удачные бизнес-решения, которые в итоге приводят к убыткам и возмущению в сообществе фанатов игры. Классические схемы: ввод “доната” (формально добровольных платежей), который сильно сказывается на балансе игры. Или же – кромсание игрового сюжета, чтобы потом предложить куски игры как DLC за дополнительные деньги (этим славится, например, EA).

В крайних случаях игра “не взлетает” именно потому, что конкуренты предусмотрительно выбрали, к примеру, не buy-to-play, а free-to-play. Мы подобрали несколько примеров того, как известные (и не очень) игровые компании пробовали немного жадничать и что из этого вышло.

Игры как пицца

Игры как пицца

Как Electronic Arts делала свой, особенный “стим”

Где-то в 2011 году EA решила, что Valve слишком много хочет, забрала из Steam свои на тот момент новинки – Dragon Age 2 и Crysis 2, и объявила что новый Battlefield в Steam также не выйдет. Компания предложила игрокам свой “стим” – переименованный из EA Digital сервис цифровой дистрибуции Origin. Успехи его можно оценивать по-разному, но то, что Origin из-за “багов” самой программы, вопросов к безопасности, проблем с техподдержкой множество раз вызывал недовольство и бессильную ярость игроков – факт.

Пример №1: В ноябре 2012 года прошел первый массовый взлом учетных записей на Origin: мошенники смогли менять логин и пароль игрока, в руки им попала платежная информация. На форумах того времени можно встретить жалобы, подобные этой: “Ровно месяц русская техподдержка EA отвечала. У меня веселей ситуация, украсть аккаунт не удалось, но все игры изчезли и список друзей обнулился”. Саму EA, кстати, тоже обвиняли в шпионаже: софт Origin сканировал в компьютерах игроков данные, которые ему знать вроде бы не полагалось. Чтобы оценить масштабы, достаточно погуглить origin is spyware.

Пример №2: В 2013 году в Origin запустилась долгожданная версия SimCity, но с большими проблемами на серверной стороне, из-за чего игроки не могли залогиниться. EA сначала великодушно пообещала возместить расходы. А затем в онлайне засветилась переписка техподдержки с игроком, где игроку отказывались дать обещанный рефанд и вообще угрожали забанить аккаунт, если он будет поднимать шум, всю переписку вывалили на форум EA:

Клиентская поддержка 80-го уровня

Клиентская поддержка 80-го уровня

“Когда возникли проблемы с залогином, нужно было звонить (!) в саппорт, меня соединили с кем-то то ли в Мумбаи, то ли еще где, но по-английски они почти не говорили”, – вспоминает Александр, геймер с 15-летним стажем. Признается, что про сервис Origin без мата говорить трудно.

Зачем компании понадобилось заморачиваться с Origin? Частично ответы есть на Quora, где вопрос комментируют бывшие сотрудники EA.

quora

Как EVE Online продавала “монокли за $70»

EVE Online – MMO, особенно популярная среди гиков. Чтобы выживать в суровых условиях мира “Евы”, нужно как минимум знать хоть немного математики и просчитывать свои действия наперед, из-за чего ее иногда называют “эксель в онлайне”. Поэтому суровые флиткомы и их команды немного растерялись, когда в очередном обновлении – Incarna – вдруг появился “гламурный” магазин Noble Exchange Store (NEX) с дорогими косметическими штучками, позволяющими менять внешность аватаров и т.д. “Игра приближается к реальной жизни – скоро уровень материальной обеспеченности будет виден за парсек”, – писали тогда на Shazoo.

Примерно в это же время в сеть “утек” pdf-файл (company newsletter) с планами по монетизации, причем речь шла  не только о безобидных игрушки, но и вещах, которые могут влиять на геймплей.

Игроки негодовали из-за возможности нечестного доната и прикалывались по поводу розовеньких космических кораблей.

Тот самый монокль

Тот самый монокль

Руководство компании-разработчика CCP сначало заявляло, что нет в этом ничего особенного и что монокли за $70, ставшие игровым мемом – не предел. Мол, захотим, будем и золотых скорпионов за $10 000 продавать. И ничего нет страшного в том, чтобы запросить тысячи долларов за вещи для “космической Барби”.

eve1

eve2

Чтобы немного прояснить ситуацию: “монокли” и подобные вещи продавались за новую валюту – аурум. “Монокль” стоил, к примеру, 12 000 аурумов, а один Plex – способ оплаты 30 дней игры – стоил 3500 аурумов. Иными словами, за “побрякушку” просили цену, равную нескольким месяцам игровой подписки. И это при том, что EVE славится своей тонко настроенной и очень проработанной системой внутриигровой экономики. Здесь есть игры на бирже, “госзаказы”, p2p-продажи и прочее. И игрокам очень не нравилась возможность того, что заоблачно дорогие вещи будут влиять на баланс в игре.

Масштаб трагедии можно оценить, к примеру, на русскоязычном форуме EVE Online.

Закончилась вся эта история извинениями со стороны разработчиков. В ССP клятвенно пообещали, что ограничатся только продажей тех вещей, которые никак не будут влиять на механику игры. И признали, что начало продаж виртуальных товаров сопровождалось разъяснительной работой “не слишком высокого качества”. По слухам, кого-то даже уволили.

“Не могу понять до сих пор, ЗАЧЕМ они пошли в эту сторону и реализовали все это настолько криво, при том, что комьюнити очень долго предупреждало: не взлетит”, – недоумевает игрок Whiskey.

Как разработчики Heroes of Newerth пришли к free-to-play, но опоздали

MOBA-игры сейчас крайне популярны и росту этой популярности не видно конца. О DoTA и League of Legends знают все. Heroes of Newerth могли стать в этот ряд, но не получилось – из-за ошибки выбора системы заработка.

hon

Если League of Legends изначально работали по модели free-to-play, то разработчики Heroes of Newerth выбрали платную модель. И ветераны “доты” и новички не могли понять, зачем им платить $30, если есть две отличные и при том бесплатные альтернативы. В июле 2011 студия S2 Games спохватилась и поменяла модель HoN на free-to-play. Игре удалось привлечь довольно мало фанатов первой “доты”. А в 2013 году вышла DotA 2, что еще уменьшило ее шансы.

Обсуждение, кто же круче – DoTA, LoL или HoN – длится на Quora с 2012 года. “Сейчас 2014 год… Heroes of Newerth едва ли виднеется “на радарах” сегодня”, – пишет один из участников обсуждения.