Луганчанина Максима Слободянюка в украинской IT-тусовке знают разве что немногие коллеги по рынку геймдева – на отраслевых мероприятиях в Украине он не появляется, партнеров не ищет. Между тем, к своим 28 годам он успел создать две крупнейшие в стране студии разработки мобильных и социальных игр – iLogos и Nika Entertainment. Суммарная аудитория разработанных ими проектов превышает 250 млн пользователей. AIN.UA попытался разобраться, как Максиму удалось достичь таких впечатляющих успехов в столь молодом возрасте.
Юность и отрочество
Свою предпринимательскую карьеру Максим начал с 17 лет, хотя уже в 14 подрабатывал, обслуживая компьютеры в строительно-монтажном управлении Донецкой железной дороги в Луганске. Первую компанию – веб-студию Getstar – он основал, как только позволило законодательство.
Впрочем, это не помешало ему получить образование в университете на стационаре, хотя пары Максим часто пропускал. Официальная учебная программа его интересовала не слишком сильно, зато ему нравилось участвовать во всевозможных олимпиадах со своими изобретениями. Одно из них, а именно системы электронной цифровой подписи, принесло Максиму медаль от Всемирной организации интеллектуальной собственности (на то время таких медалей было всего 71 в мире и лишь три в Украине). В целом, на счету Максима – десять запатентованных изобретений.
В первозданном виде Getstar просуществовала недолго. Вскоре Максим переименовал ее в NetPartner и расширил сферу деятельности – занялся созданием web-решений для B2B. По его словам, в первый же год оборот компании составил $100 000, а в последующие несколько лет студия заработала $500 000, которые позволили предпринимателю масштабировать бизнес. У компании появилось новое направление – социальные и мобильные игры. “Идея родилась из рыночной возможности. С одной стороны – быстрый рост мобильного и социального рынка игр, а с другой – низкий порог входа, наличие развивающегося рынка, относительно недорогих трудовых активов”, – поясняет Максим.
Для работы в этом сегменте он решил создать отдельную компанию. В запуск iLogos Слободянюк вложил всего $50 000. Начали с разработки игры “Мой Город”, которая стала одним из первых ситибилдеров в СНГ.
Аутсорсинг из Луганска
Сегодня iLogos – международная аутсорсинговая компания, которая делает продукты для таких клиентов, как Disney, Electroniс Arts, Nekki, Crooz. Общая аудитория созданных iLogos игр превышает 200 млн фанатов. В портфолио iLogos – такие хиты как Shadow Fight и Shadow Fight 2 (36,5 млн игроков), Vector в жанре аркада (11 млн игроков), ситибилдер “Мегаполис” (20 млн игроков). Из-за NDA в компании не могут разглашать другие громкие названия, однако уверяют, что таковых немало. В целом iLogos участвовала в создании более 400 игр.
Штат iLogos насчитывает более 300 человек по всей Украине. Центры разработки есть Харькове, Кривом Роге, Днепропетровске, Киеве, Львове, Николаеве, маркетинговый офис есть также в немецком Гамбурге. Еще один девелопмент-центр компания планирует открыть в Одессе.
Главный офис компании находился в Луганске, откуда в прошлом году по понятным причинам было эвакуировано 120 человек. Через какое-то время в уже пустующее здание, которое принадлежало iLogos, попал снаряд. Вместе с офисом исчезло имущество, которое компания вывезти не успела – техника, мебель, документы, патенты и т.п. – все вместе, по словам Слободянюка, обошлось компании в сотни тысяч долларов.
Инвесторов в свой бизнес Максим никогда не привлекал и по-прежнему является единственным и стопроцентным владельцем компании. “Я всегда старался не тратить больше, чем зарабатывал. Не создавая убыточный бизнес или работая в долг. Возврат инвестиций достигался в первые месяцы за счет полученной прибыли”, – говорит он.
По словам Максима, iLogos никогда не выставлялась на продажу, и продавать компанию он по-прежнему не планирует. Однако около года назад основатель делегировал полномочия доверенным управленцам и отошел от дел ради возможности построить новый бизнес. На этот раз Слободянюк замахнулся на продуктовый сегмент, в котором теперь у него есть своя компания Nika Entertainment.
Продуктовый геймдев
Компания Nika Entertainment разрабатывает собственные продукты и вскоре планирует сама же их издавать. А пока издательством для Nika Entertainment занимаются специализированные компании – такие, как Social Quantum. Хитами “Ники” являются игры в жанре “три-в-ряд”: “Загадки Атлантиды” и “Магическая Кухня”. На сегодня, по данным компании, число пользователей проектов компании превышает 40 млн человек во всем мире. Nika разрабатывает продукты как под наиболее емкие и быстрорастущие платформы вроде Facebook, iOS, Android, так и под локальные, в частности российские и азиатские: Draugiem, Fotostrana, Vkontakte, Odnoklassniki, Mail.Ru, Mobage, Mixi.
Несмотря на широкий кругозор и то, что компания структурирована по английскому праву, Слободянюк позиционирует Nika Entertainment как украинского разработчика с продуктами под лейблом “Designed in Ukraine”. По его словам, именно желание улучшить бренд Украины подтолкнуло Максима уйти в непростой продуктовый бизнес из уютного аутсорсинга. “Соединенные Штаты боролись за ассоциирование бренда страны со свободой, неограниченными возможностями. Австрия десятилетиями инвестировала в Моцарта, чтобы изгладить из памяти австрийское происхождение Гитлера. Над позиционированием Украины тоже нужно работать”, – уверен он.
В запуск компании, которая сегодня насчитывает примерно 150 постоянных сотрудников, бизнесмен вложил, по его словам, порядка $350 000 долларов. Большая часть этой суммы пошла на поглощение украинской игровой студии AAA Games, на основе которой и построена Nika Entertainment. “Компания растет, опережая по внутренней норме доходности или IRR (то, какими темпами увеличивается вложенный капитал с учетом времени) “силиконовые” стартапы – на 50-80% в год. За последние два года, включая год работы AAA Games еще до поглощения, IRR Nika Entertainment достиг больше 500%”, – заявил Максим, добавив, что партнеров в капитале Nika Entertainment, как и в iLogos, у него пока нет, хотя варианты партнерства рассматриваются.
Кризис Слободянюка не пугает. По его мнению, он, наоборот, спровоцирует рост рынка гейм-индустрии за счет увеличения потребления. “В кризисных ситуациях люди стремятся психологически переключиться с тревожных мыслей на позитивные. Эту задачу для них как раз и решают игры”, – пояснил он.
На 2015 год, каким бы он ни был, Nika Entertainment планирует инвестировать 25% от доходов в R&D, а остальное – в самоиздательство. Бизнесмен надеется, что украинский разработчик однажды встанет в одну линию с такими монстрами геймдев-рынка, как King, EA, Disney, Ubisoft, Zynga, Microsoft.