Социальные сети сыграли важную роль в революционных и постреволюционных событиях в Украине. Через них координировались участники протестов, через них работало и работает волонтерское движение. И их же пытаются использовать политики – правда, не всегда прозрачно. Как стало известно AIN.UA, одному из самых крупных украинских пабликов в Facebook и во “ВКонтакте” – “Типичный Киев” – несколько раз предлагали сделку по продаже во время майских выборов президента и местных выборов.
Подробности о несостоявшейся сделке AIN.UA рассказал один из администраторов паблика на условиях анонимности (по его словам, администрация из-за политической позиции получает много угроз).
Идея паблика “Типичный Киев” (в Facebook – здесь, во “ВКонтакте” – здесь) начиналась с университетского форума Киевского лингвистического университета. Во “ВКонтакте” группа запустилась в ноябре 2011 года и очень быстро набрала 50 000 подписчиков. Сейчас у “Типичного Киева” – больше 523 000 фанатов во “ВКонтакте” и более 140 000 – в Facebook. Администраторы “Типичного Киева” развивают аккаунт в Twitter, Instagram, а также схожие по тематике “Киев – куда б сходить?”, “Подслушано в Киеве” и т.д. Общая аудитория проектов впечатляет – около 1,022 млн пользователей.
Проекту регулярно предлагают продажу – ведь аудитория этих групп очень активная и таргетирована по Киеву (самое большое киевское сообщество в Facebook).
“В личку часто приходит что-то вроде “Предлагаю за группу $10 000″, но мы к этому не относимся серьезно”, – рассказывает один из администраторов. Были попытки и “рейдерских захватов” – когда было видно, что популярность паблика растет, пользователи регистрировали группы с похожими названиями.
Но администрация уже успела оформить права на ТМ: «Украинский институт промышленной собственности» выдал свидетельство на знак для товаров и услуг “Типичный Киев” гражданину, которого зовут Слава Украине Геннадиевич (под этим говорящим ником скрывается известный руфер Mustang Wanted, отличившийся в прошлом году на День независимости Украины).
В свидетельстве об авторских правах есть сразу два плюса: во-первых, такой документ помогает в общении с администрацией Facebook или “ВКонтакте”, если возникнут споры о принадлежности паблика. Во-вторых, здесь есть еще и тонкий PR-расчет. “Мало кто захочет судиться и конфликтовать с человеком, которого так зовут”, – усмехается администратор. Один из споров с Facebook-клоном сообщества удалось решить именно так: отправив в администрацию сети скан свидетельства о регистрации ТМ.
Но паблик пытались не только отобрать, но и купить. Во время президентских выборов в конце весны прошлого года к администрации обращались сразу несколько политических сил с предложением о продаже группы. “Звучали даже цифры в $5 млн, но самая большая сумма, которую нам предлагали всерьез – $1 млн”, – говорит один из администраторов группы. В большинстве случаев речь шла о покупке паблика с тем, чтобы после сделки незаметно начать доносить до аудитории “правильные” месседжи. Попытки купить паблик предпринимались еще во время революции: предложения исходили от лиц, связанных с “Партией регионов”.
Но владельцы паблика пока не планируют его продавать. Здесь довольно неплохо продается реклама (около 1500 грн за пост), развиваются новые группы и даже видеоблог – “Блог типичного Киева”, у которого на YouTube сейчас больше 14 000 подписчиков. “Это очень интересная тема, есть множество направлений для ее развития, так что о продаже мы пока не думаем”, – говорит администратор группы.