Украинские пользователи с каждым годом тратят в интернете все больше денег. Во-первых, растет доверие к этому сегменту ритейла, а во-вторых, в сети можно сэкономить – что немаловажно, учитывая сложившуюся в стране ситуацию. Интересно, что несмотря на активный офлайн-бойкот российских товаров, украинцы не спешат бойкотировать российские интернет-магазины. На такое интересное явление обратил внимание директор по информационным технологиям ПриватБанка Дмитрий Дубилет. AIN.UA попросил Дмитрия добавить показательных слайдов, чтобы проследить, как менялась покупательская активность украинцев в сети за 2014 год. Вот что из этого вышло.

В течение года динамика интернет-платежей среди клиентов ПриватБанка в Украине (сюда не входят платежи через “Приват24”) оставалась более или менее стабильной и почти не менялась. Однако за последние четыре месяца, начиная с сентября, их количество увеличилось примерно на 60%.

Возможно, это связано с курсом валют, которые в Украине начали быстро расти, а в России устремился ввысь и вовсе под прямым углом. Украинцы принялись скупать товары в офлайне и интернете, пока цены на них еще не были скорректированы.

Вероятно, колебанием валютных курсов объясняется также пристрастие украинских клиентов ПриватБанка к российским интернет-магазинам. “За 2014 год доля платежей украинцев в пользу российских магазинов (по количеству, а не по объему) увеличилась в полтора раза – с 9% до 15%. Обращаю внимание, речь идет именно о доле, то есть этот показатель не объясняется просто ростом рынка платежей”, – написал Дубилет в Facebook.

Дмитрий не смог однозначно ответить на вопрос, почему так происходит, но предположил, что такая статистика связана с курсом гривны к рублю, который поменялся не так стремительно, как к доллару и евро. Он также подчеркнул, что значительная часть интернет-платежей приходится на социальные сети “ВКонтакте” и “Одноклассники”, а также на виртуальные товары в других сервисах.

В комментариях к записи Дмитрия пользователи предположили, что на российских сайтах выросло количество покупок игр, что традиционно для кризисного периода. Кроме того, в категории “цифровые товары” (электронные авиабилеты, цифровые версии книг, музыка) украинских предложений несравнимо меньше, чем российских. И они зачастую выгоднее. Один из пользователей привел пример из сегмента авиабилетов: “Ищу авиабилеты жене в Кельн, на стоматологическую выставку. Aviasales дает цену на российских сайтах – 189 евро. Skyscaner – 7700грн, tickets – 9000+. Причиной не купить на российских ресурсах – исключительно патриотизм. Экономически невыгодно в два раза”.

Любопытно, что по мере роста динамики интернет-платежей, средний чек в гривне постепенно уменьшался. Периоды этих двух явлений совпали. С августа по декабрь средний чек в гривне упал на 200 грн. Впрочем, особенно резкий обвал пришелся на май 2014 года. При этом вырос чек на покупки в долларах – с $600 до $700 с ноября по декабрь. Что касается европейской валюты, средний чек рухнул с 1500 евро в сентябре 2014 года до тысячи в декабре.

Рост по валютным расчетам в интернет-магазинах наблюдался по всем фронтам, но особенно стремительный рывок показал доллар. Пиковые периоды по расчетам в гривне пришлись на май и декабрь 2014 года, а в сентябре наблюдался незначительный спад.

По словам Дубилета, данную статистику можно считать репрезентативной, поскольку на конец года доля ПриватБанка на карточном рынке Украины составила 50%. Неудивительно, ПриватБанк – одна из самых обсуждаемых украинских компаний в соцсетях. В период с 1 по 31 октября, по данным YouScan, пользователи оставили более 11 000 комментариев о банке, что вывело ПриватБанк на первое место по упоминаемости. Правда, комментарии часто носили негативный характер. Клиенты жаловались на трудности с выдачей валюты (особенно с депозитных счетов), а также на проблемы с интернет-банкингом.