За последние шесть лет интернет-контент претерпел существенные изменения. Контент-студия WordFactory, которой в этом году исполняется 6 лет, фиксировала эти перемены на протяжении всей своей истории. В колонке для AIN.UA эксперты студии решили вспомнить, как менялись контент, пожелания клиентов и требования поисковиков.
1. Тексты стали длиннее
В 2009 году большинство заказов сопровождалось четкими пожеланиями по объему. Как правило, это было ровно столько, сколько нужно, чтобы поисковик «съел» текст: от 500 символов для описания товаров до 2000 символов для главной страницы. Сейчас тексты стали длиннее. Догма «длинных текстов никто не читает» больше не актуальна ни для онлайновых, ни для офлайновых продающих текстов.
- Читатель легче принимает решение о покупке, если узнает все, что его интересует, из одного текста.
Пример. Однажды нам случилось отправить клиенту коммерческое предложение длиной более 4000 символов. Классическое правило о том, что КП должно поместиться на одном листе, мы выдержали, заказав индивидуальный дизайн письма и распечатав его на листе формата двух листов А4.
Результат. Клиент написал в течение нескольких часов после получения. На следующий день была первая встреча. Мы проработали вместе два отличных года и выполнили для этой компании более 3000 заданий.
- Позиции сайта в поисковой выдаче улучшаются, если текст максимально подробно и точно отвечает на вопросы постоянного читателя. Правило работает в абсолютно всех тематиках. Даже если вы конкурируете со строительными, туристическими, медицинскими проектами, всегда можно раскрыть любую тему лучше, полнее, детальнее.
Отдельно стоит отметить, что длиннее становятся даже описания товаров. Сегодня объем карточки товара может значительно превышать привычные 500-1000 символов. Помимо технических параметров, в ней могут содержаться отзывы, профессиональные видеообзоры, инструкции.
2. Важность плотности и тошноты ключевых слов понижается
Только один-два клиента из 100 выдают заказ с жесткими требованиями к плотности, тошноте ключевых слов. В 2009 году их было около 50%!
3. Копирайтеры становятся специалистами широкого профиля
Планирование инфографики, прототипирование посадочных страниц, ɑ/β-тестирование, технические аспекты создания и оформления рассылок, юзабилити сайтов, аналитика и многое другое – теперь копирайтеру нужно знать все о том, как написать эффективный текст, и как минимум ориентироваться во всех веб-профессиях.
4. Кризис
Кризис 2008 года интернет-работников практически не коснулся. А вот в 2014-2015 годах количество заказов резко сократилось. Нестабильная ситуация заставляет бизнес осторожнее тратить деньги. В 2014 году деловая активность, а следовательно и затраты на рекламу, продвижение, создание сайтов замораживались на долгие недели несколько раз: в феврале, мае, августе-сентябре.
В связи с этим за начинающих авторов клиенты могут не бороться: их много, и они демпингуют. Поэтому, вопреки логике, зарплаты и гонорары авторов в целом не выросли.
5. Профессиональных и опытных авторов все еще нужно поискать
Гонорар автора, скажем, за гостевой пост, – не меньше 100 у. е., зависимо от того, что входит услугу: создание текста, продумывание и прототипирование оформления страницы и инфографики, договоренность с площадкой для размещения, аналитика и прочее.
6. Биржи копирайтинга изменились
Раньше старт был легким, рост количества клиентов и оплат – молниеносным. В течение 3-6 месяцев можно было увеличить свой гонорар за 1000 символов с 50 центов до 5 у. е. Сегодня же «вход» становится сложнее.
- Биржи, которые были бесплатными, становятся платными.
- Те, у кого уже были платные аккаунты, цен в среднем не повысили, но ввели новые ограничения, по которым, скажем, обладатель минимального платного аккаунта не видит самых дорогих заказов.
- Количество заказов на копирайтинг на биржах объективно уменьшилось. Если в 2010-2011 годах с совершенно нулевыми, еще не прокачанными аккаунтами нам удавалось взять по 5-10 хороших заказов в день, а отвечали мы на 50-100 и более проектов, то сегодня биржи приносят нам единицы новых клиентов, в связи с чем мы используем их менее активно.
- Зарабатывать рекомендации и рейтинги на некоторых биржах стало сложнее. Скажем, один из лидеров ввел в 2012-2013 годах требования, согласно которым, чтобы получить рекомендацию, нужно было оставить на сайте всю личную информацию, включая паспортные данные, данные зарегистрированного предприятия (если есть), заключить договор по стандарту сайта с клиентом и т. п.
- Мы анализируем «средний чек» по клиентам из разных источников: наш «средний чек» по заказам из бирж стал в 4 раза меньше, чем в 2010-2011 годах.
Вывод. В нашем случае эффективность такого метода поиска клиентов стала гораздо ниже. Не знаю, стали ли бы мы пользоваться биржами в самом начале, если условия и отдача была бы такой, как сейчас.
7. Рынки веб-услуг становятся локальными
Вплоть до 2014 года, когда колебания валют стали ощутимыми, интернациональные проектные команды были нормальной практикой. Сейчас клиенты предпочитают работать с соотечественниками, оплачивая услуги в местной валюте. Исполнители же боятся принимать оплату в валюте другой страны, учитывая то, что за ночь гонорар в переводе на местные деньги может стать в два раза меньше.
8. 1000 символов теперь стоит не 5 у. е.
…а какое-то количество рублей или гривен. В долларе – только те компании, которые занимаются международными проектами.
9. Текст, открыто призывающий к покупке – признак дурного тона
Сейчас продают, обучая, информируя, развлекая. В связи с этим растет количество нестандартных заказов, все более востребованными становятся авторы с не филологическим и не журналистским опытом, а с профильным образованием и глубоким знанием темы, по которой пишется статья. Скажем, у нас на недели вперед загружены авторы, которые пишут профессиональные тексты по тематикам фармацевтики, юриспруденции, банковского/финансового сектора.
Пример. В этом гостевом посте мы рассказали об особенностях e-mail-маркетинга для малых предприятий и получили шквал писем и лидов. Нам писали, в основном, руководители интернет-магазинов – наша ЦА.
10. Поисковики становятся grammar nazi
В 2009 году многие клиенты просили нас использовать ключевики в той форме, в которой выдавали нам, в том числе с ошибками. Сегодня же общая грамотность текстов приобретает все большее значение. Поисковики научились замечать и исправлять ошибки: больше нет смысла специально использовать ключевые слова с опечатками-описками – это может ухудшить позиции сайта в выдаче. Неграмотные тексты негативно влияют и на поведенческие факторы. И это – еще одна хорошая новость: редактирование 20-30 страниц текста, зависимо от степени их убитости, стоит 20-50 у. е. Это значит, что существенно улучшить эффективность текстов на сайте можно всего за 1 день и 50 у. е.
Пример. В 2015 году к нам гораздо чаще обращаются за редактированием текстов для сайтов. В 2009-2010 годах таких обращений не было вообще. Поэтому мы стали предлагать профессиональное редактирование как отдельную услугу.
11. Продолжаются попытки автоматизировать все, что связано с контентом
Максимально продвинулись в этом вопросе всевозможные сервисы оценки готовых текстов. Поражает разнообразие: уникальность, спамность, грамотность, водность, читабельность. Нам встречались ну очень хорошие сервисы, оценивающие грамотность текста. Конечно, они все еще не могут полноценно заменить профессионального редактора, поскольку не замечают стилистических и смысловых ошибок, но великолепно справляются с опечатками, ошибками, пунктуацией.
12. Тролли forever
Что не изменилось, так это количество читателей, хронически недовольных совершенно любой статьей, которая попадается им на глаза. Как бы вы ни выстрадали каждое слово, как бы ни перепроверили каждый факт, как бы ни подтвердили каждый аргумент примером из практики, найдется армия троллей, которые будут не согласны, не уверены и недоверчивы. Вложите время, деньги и душу в качественный контент, купите пузырек валерьянки и приготовьтесь отвечать. Ждем вас в комментах.
Какие еще изменения заметили вы?
Автор: Наталья Воскобойникова, контент-студия WordFactory.