Крымчанин Андрей Чеботарев проработал в московском “Яндексе” почти полтора года на должности маркетолога API “Яндекс.Карт”. Недавно он закончил свою карьеру в российской компании и вернулся в Украину. Помимо магнитиков на холодильник, Андрей привез в Украину множество удивительных историй из московского офиса “Яндекса”. Своими наблюдениями о нескучных буднях в компании он согласился поделиться с читателями AIN.UA. А поскольку они известны лишь “яндексоидам”, получился список настоящих инсайдов.

Селфи Чеботарева в “яндексовском” лифте

Ты работаешь/работал в Яндексе, если…

…точно знаешь, что сегодня не среда, потому что по средам на кофепоинте глазированные сырки. На кофепоинтах много всего — начиная с кофе с печеньками и заканчивая свежими фруктами и овощами, которые хозяюшки приносят каждый обед. Но среда особенный день. По средам с самого утра яндексоидов ждут глазированные сырки. Это касается московского офиса, так как в других городах сырки могут быть в другой день, например в Санкт-Петербурге они по понедельникам.

…помнишь, что разработка измеряется человекомесяцами и хоть раз видел Jira в Read only. Человеко-часы и даже дни — это не про разработку в “Яндексе”. Проекты тут обычно оценивают в человеко-месяцах. Jira – это трекер задач, который раньше использовали в “Яндекс”. Но мы были настолько большие, что у нас она постоянно висла. Поэтому режим Read only в Jira — это была притча во языцех, пока почти все не перешли на трекер собственной разработки “Стартрек”.

Рабочее место Чеботарева

Рабочее место Чеботарева

…провел день полностью во встречах с самого утра до позднего вечера. Нет, конечно не каждый и не у всех. У большинства разработчиков календари почти чисты. Но вот менеджеры или руководители действительно проводят очень много времени в переговорках на разнообразных встречах. Расписание каждого конкретного сотрудника отображается на его персональной странице, и там же нужному тебе человеку можно назначить встречу.

…будил администратора в одиннадцать утра, чтобы узнать, кто вчера вечером катил и почему все сломалось. Иногда утром включается режим “все сломалось” (на самом деле не все, конечно же). Так бывает. В таком случае нужно понять, почему все сломалось. Обычно это бывает, если кто-то вчера, что-то выкладывал в продакшн, то есть катил (внутрияндексовский сленг – ред.). Этим занимаются админы, и они лучше всего знают кто и что катил.

…заставал завтрак в столовой. Вкусно, но смысл? В столовой “Яндекса” до 11 утра можно съесть очень вкусный завтрак. После 11 меню меняется. Но 11 утра — это очень рано. Обычно старт рабочего дня начинается не раньше полудня, то есть в 11 большей части офиса нет на работе.

…слышал страшные истории про выкладку в продакшн после фича фриза. Фича фриз — это время с 15 декабря до конца праздников. Если коротко — то в это время нельзя ничего катить, потому что скоро праздники. Но каждый год находятся менеджеры, которые обходят этот запрет и катятся, потому что очень надо (правда очень надо), в результате случаются казусы, о которых я не могу рассказать. Но если ваша работа связана с большим количеством пользователей — лучше никогда не делать релизов перед праздниками и выходными, целее будете.

…пробовал уговорить катиться в пятницу после обеда, потому что очень надо еще вчера. В пятницу тоже нельзя делать релизы, потому что работать в выходные не очень хочется.

…пытался найти переговорку “Оксфорд” или “Гарвард”. Большинство сотрудников работает в open space, поэтому все общение о работе проходит в переговорках. Часто найти свободную в час пик бывает проблемой, даже несмотря на то, что общее количество переговорок переваливает за сотню. В цокольном этаже БЦ “Мамонтов” (один из корпусов, которые занимает “Яндекс” в Москве) есть классы для обучения в ШАДе (Школа анализа данных). Именно эти переговорки почти всегда пустуют, но их сложнее всего найти.

Переговорка “Широта”

получал в день больше писем, чем за месяц жизни до “Яндекса”. Почты действительно много. Если вы привыкли не сортировать почту, то вам (особенно если вы менеджер) будет очень сложно, так как почта — основной вид коммуникации.

…ставил таски сам на себя и потом не мог вспомнить, что по ним надо сделать и откуда они вообще взялись. Это удобно. Чтобы не забывать что-то сделать ты можешь поставить задачу сам на себя. Главное не забыть ее для себя же подробно описать, иначе может случиться, что когда ты к ней вернешься, то не сможешь вспомнить, что ты имел ввиду и зачем это вообще надо.

…неистово, до последнего комментария, защищал правду в “этушке”. “Этушка” – это система внутренних блогов, которые доступны только во внутренней сети, то есть писать туда могут только сотрудники компании. Писать можно о чем угодно. Топ записей делится на записи о работе и о жизни. В “Этушке” можно писать обо всем, даже о политике. Как и в любой блогосфере, тут регулярно возникают трения, а учитывая, что сеть только для сотрудников “Яндекса” (то есть люди прошли определенный отбор), то и трения иногда получаются просто эпическими.

…проверял не лайкнул ли твой пост Волож. Я лично знаком с человеком, пост которого он лайкал.

…водил друзей на экскурсию в офис и рассказывал им, как тут классно работается. В офис можно приводить друзей, для этого достаточно на ресепшене взять специальный бейджик “Я гость” или “Я гостья”. За полтора года я провел, наверное, пару десятков экскурсий и успел выработать оптимальный маршрут.

…назначал встречу с названием тимбилдинг, праздник или просто пьянка. По вечерам в пятницу в переговорках можно легко встретить людей, которые играют в настольные игры, карты или StarCraft. Развлекаться в офисе тоже никто не запрещает, например, ежегодный новогодний корпоратив проводится именно в офисе. А ведь еще есть дни рождения, повышения, прощания и много других приятных поводов.

…работал на балконе в “Морозове”. БЦ Морозов – это еще один корпус офиса “Яндекса” в Москве. В Морозове почти на каждом этаже есть балконы (а на некоторых этажах вообще большие террасы) на которых в теплое время года удобно работать и отдыхать.

…ел трубочки со сгущенкой в кафе Лебедева. Они правда очень вкусные.

…бегал в одной футболке зимой между корпусами. Иногда встречи идут подряд и в разных корпусах. Тогда надо быстро переместиться из одного корпуса в другой. К сожалению, подземных тоннелей между ними нет (или их от нас скрывали) и приходится бежать по улице.

…тратил “карточку” на пиво в “Джон Донне”. На бейджик (карточка сотрудника) ежемесячно начисляют деньги на еду, которые можно потратить в столовой на обеды, но еще их принимают в ряде заведений рядом с офисом, например в пабе “Джон Донн”, в ресторане “Изя Гриль” или Starbucks. Если не следить за расходами, то можно легко уйти в минус.

…знаешь, что такое “можешь пикать” и “пикни пожалуйста”. “Можешь пикать” — это в кафе Лебедева, когда уже сделал заказ, можешь пикнуть и оплатить его (приемник карточек издает звук). А “пикни пожалуйста” — это в helpdesk (там где выдают технику и помогают ее настроить), чтобы у них был учет, кто пришел, что просил и взял (например, еще одну зарядку для ноутбука).

…забывал подписать командировочный лист после командировки. Наверное, это единственный остаток бюрократии. В командировках надо ставить печати на выданное в отделе кадров командировочное удостоверение.

…пытался провести встречу в 11 утра. Назначать встречи на 11 утра без предварительного согласия считается дурным тоном.

…ты любишь пользователей и тебе нравится то, чем ты занимаешься. Это действительно так. У HR’ов компании как-то получается набирать людей, которые действительно горят и болеют продуктом и счастьем пользователя. Для нас в “Яндексе” это никогда не было пустым звуком: это краеугольный камень разработки — счастье пользователя.

…хоть раз пользовался “Яндекс.Браузером”, а после увольнения поставил Chrome, но радости никакой. Chrome действительно нельзя использовать для доступа ко внутренней сети компании, но не потому что Google, а потому что Chrome. В него встроены модули, которые помогают индексировать страницы, которые загружаются браузером, а во внутренней сети все секретно. “Яндекс.Браузером” (как и “Яндекс.Диском”, “Яндекс.Картами”, “Яндекс.Деньгами”) никто не заставляет пользоваться. Пользуйся тем, что тебе больше по вкусу. Лично я привык к “Яузеру” и он мне нравится, особенно с интересом я смотрю на новую экспериментальную версию с минималистичным дизайном.

Напомним, ранее на AIN.UA выходил фоторепортаж из киевского офиса компании “Яндекс”. Руководитель отдела по связям с общественностью Наталья Журавлева устроила нашим обозревателям экскурсию по офису компании и познакомила с добрым десятком ее сотрудников.