В Киеве состоялся семинар «Европейский вектор развития электронного управления: опыт Латвии для Украины», организованный в рамках председательства Латвии в Совете Европейского Союза. Один из докладчиков – глава правления крупнейшего латвийского оператора связи Lattelecom Юрис Гулбис – рассказал о том, как его компания стала лидером в своем регионе, об опыте создания систем электронного управления и о том, как добиться успеха украинским провайдерам.
Давайте поговорим о рынке телекома в Украине. Как изменилась ситуация по сравнению с вашими прошлыми визитами в Киев? Что, по вашему мнению, поменялось?
Мы предлагаем облачные услуги и услуги резервации и хранения данных в нашем ЦОДе Dattum, поэтому и следим в основном за этим рынком. По существу, сохранился спрос на эти услуги, поскольку в условиях определенного кризиса предприятия стараются, во-первых, сэкономить деньги на инфраструктуру, а во-вторых – также защитить свои данные от возможной потери или порчи этих данных для компаний, которым это критически необходимо и важно. Спрос растет не так быстро, как мы рассчитывали, но он растет. И надо сказать, что на сегодняшний день, после кризисной ситуации прошлого года, мы опять видим возвращение интереса бизнеса к нашим услугам, поскольку мы предлагаем центр, который отстроен по требованиям сертификации TIERIII – это первый ЦОД с такой сертификацией в странах северной Европы.
А рынки Украины и Латвии похожи?
Рынок каждой страны проходит определенные циклы. Что касается технологий, есть сходства по главным циклам: это циклы инвестиций в технологии, особенно в мобильные технологии 2G, 3G, 4G, и также фиксированные – это оптика. Каждая страна проходит цикл по-своему. Надо сказать, что в Латвии мы, наверное, немного дальше ушли в этом вопросе, поскольку инвестировали в оптические сети в 2008–2010 годах, а мобильная связь 4G у нас фактически уже с прошлого года доступна по всей стране. Это дало определенный прирост и общей экономике. Ну, и на сегодняшний день мы можем похвастаться, что в Латвии за счет этих инвестиций в инфраструктуру – один из самых быстрых «интернетов» не только в Европе, но и в мире.
Из разговоров с вашими операторами я вижу, что у всех есть серьезное намерение сейчас вкладываться и в оптику, и в мобильные технологии. Поскольку понятно, что это дает определенный рывок для бизнеса и с точки зрения новых услуг, и с точки зрения доходности.
Вы единственный оператор в Латвии, который протянул такой охват оптики?
По охвату мы, конечно, уникальны, потому что покрываем оптической сетью порядка 60% домохозяйств, а это достаточно большой объем. В Латвии нет аналогов.
Латвия делится опытом с Украиной
Если говорить о теме вашего сегодняшнего доклада, какие четкие несколько пунктов может предложить Lattelecom, чтобы e-government появился и заработал в Украине?
В Латвии мы имеем определенный опыт, приобретенный благодаря нашей интеграции в Европейский союз и тем изменениям, которые мы должны были проделать, чтобы успешно там работать. В первую очередь это необходимость четкого законодательства, которое регулирует электронный оборот документов на одинаковом уровне с оборотом бумажных. Во-вторых, это достаточный бюджет. У нас была возможность использовать деньги из фондов Евросоюза на развитие инфраструктуры и на программное обеспечение. За счет только своего бюджета мы бы не смогли это профинансировать.
В-третьих, должна быть стабильная инфраструктура, скоростной интернет и центры обработки данных, которые работают в стабильном режиме и с достаточным уровнем защищенности данных. Также важна правильная организация управления проектами с точки зрения государства. Потому что написание спецификации для закупки сложной информационной системы требует определенных навыков и квалификации. Если у государства нет таких специалистов – надо доверять компаниям или людям с достаточной квалификацией. Пятый важный аспект – это правильная идентификация, потому что электронные ID-карты или банковские системы идентификации, интегрированные с государственными услугами, должны четко работать без сбоев.
И главное – это образование населения, потому что если у молодежи нет проблем с IT-навыками, то у людей среднего и преклонного возраста имеется определенный барьер по отношению к информационным технологиям. Поэтому в Латвии компания Lattelecom совместно с государственными структурами провела социальную акцию «Подключайся, Латвия!». Мы обучили навыкам IT порядка 30 000 людей преклонного возраста в Латвии, в том числе навыкам пользования и электронными государственными услугами. Это главные элементы успешного электронного правительства.
В каждой стране процесс е-управления внедряется с трудностями
Вы упомянули, что в Латвии тоже случались конфузы с постановкой задач от государства…
Это главная проблема, потому что, как я уже говорил, чтобы сформулировать задачу на разработку сложной IT-системы, необходим навык. Во-вторых, политические структуры склонны к частым переменам, и это тоже не способствует внедрению проекта, который иногда занимает два или три года. Это и дает определенные трудности. Если по политическим причинам меняются те люди, которые управляют проектом, – этого следует избегать.
Вы привлекали к этой постановке задач своих специалистов или специалистов из ЕС?
Со стороны государства каждая структура, которая делает свой тендер, выбирала свой способ. Было такое, что сторонние компании разрабатывали условия тендера, а потом сами министерства или госструктуры занимались управлением своего проекта. Раз на раз не приходится, поэтому важно разработать саму методику, чтобы она была единая – и с точки зрения закупки инфраструктуры, и с точки зрения системной интеграции. Это должно работать как единое целое. В натуральных условиях каждое министерство старается сделать свой бюджет под себя и освоить его так, как им удобно. Поэтому должна быть какая-то структура, которая координирует эти процессы с достаточно большими полномочиями и политической поддержкой.
И у вас в Латвии есть такая?
Это всегда было большой проблемой. Сейчас эти проекты подчиняются в основном Министерству регионального развития, идет консолидация, но этот процесс долгий и довольно сложный, потому что задействовано много разных интересов.
Вы упомянули об идентификации. Есть же несколько вариантов: с помощью мобильного телефона, банковского ID, привязанного к поисковой системе ID и многих других. Какой из них вы видите наиболее перспективным?
У нас есть разный опыт. В Эстонии, например, на уровне государства договорились, что это будет идентификационная карта со встроенной электронной подписью. В Латвии фактически все государственные электронные услуги принимают несколько видов идентификации, где государственная электронная подпись и идентификационная карта – это один из вариантов, также принимаются идентификационные системы, разработанные банками. Фактически, в каждой услуге вы можете индентифицироваться 6–7 разными способами.
Конечно, есть своя привлекательность в унификации: всегда дешевле и лучше, когда есть единая система идентификации. Но каждая страна имеет свои индивидуальные особенности развития, к примеру, у нас в Латвии объединения не получилось, потому что государство отставало от бизнеса в создании этих систем. В Эстонии получилось наоборот. У них сначала государство сказало: «Мы хотим, чтобы было именно так». Все банки и структуры их поддержали, и поэтому у них так получилось. Я думаю, что каждая страна индивидуально должна решить этот вопрос.
10 лет на создание электронного управления
Если брать временные рамки, с точки зрения европейского опыта во сколько лет вы можете оценить создание в Украине e-government?
Это такой процесс, который никогда не завершается. Во-первых, меняются государственные услуги, технологии, интересы населения, процедуры в госструктурах. Поэтому создание – это одно, но все время нужно поддерживать и внедрять какие-то новые услуги и совершенствовать уже существующие, это такой процесс, который никогда не завершается, по существу.
Ну, а, допустим, сделать базис?
Я думаю, лет 10, как минимум.
В Латвии сколько получилось?
Ну, так и получилось. Мы в Евросоюз вступили в 2004 году, уже до того какие-то элементы были, но рывок был в последние 5–6 лет – за счет привлечения ресурсов.
Что делать телеком-операторам
Lattelecom остается крупнейшим оператором связи в Латвии. Что вы можете посоветовать украинским операторам – как мобильной, так и фиксированной связи?
Надо смотреть на тенденции, которые происходят в Европе и в мире. Европейская телекоммуникационная отрасль в течение последних 10 лет фактически отстала от Америки и Азии, за счет того, что в начале 2000-х годов так называемая дерегуляция привела к возникновению большого количества операторов, которые не всегда имеют достаточную финансовую мощь, чтобы постоянно инвестировать в развитие инфраструктуры. Поэтому если сравнивать Азию или Америку с Европой, то в Европе фиксированных операторов достаточно крупного размера – более 1000, мобильных – 600. А в Америке – 4, в Китае – 3 оператора. Поэтому тенденция, которая сейчас есть в Европе, – это укрупнение бизнеса, слияние компаний, создание более больших и мощных компаний. Появляется спрос к интегрированным услугам, когда мобильные и фиксированные услуги предоставляются от одного предприятия, следственно и большинство сделок в последнее время были слияниями мобильных и фиксированных бизнесов. Вторая тенденция – это, конечно, то, что телекоммуникационные операторы все больше работают в области дистрибуции телевидения, и появляется все больший спрос на качественный контент. Затраты на контент уже составляют крупную часть затрат операторов, и эта сумма увеличивается постоянно. Поэтому второй тенденцией я вижу слияние компании-собственника контента с телекоммуникационными компаниями с целью предоставления эксклюзивного контента своим клиентам. Таким образом происходит расширение своей клиентской базы.
С точки зрения технологий, развивается так называемый next generation access: это инвестиции в оптику, в структуру 4G. Сюда же и облачные услуги ЦОД, и IT-интеграции для больших корпоративных клиентов, но это такая тенденция, которая была уже на протяжении лет в нашей индустрии.
А вы производите контент или закупаете его?
Мы закупали, но с позапрошлого года мы начали экспериментировать с производством собственного контента. Например, Lattelecom поддерживала наш праздник песни и танца, который происходит раз в пять лет, и за счет этого мы создали свой краткосрочный телевизионный канал, который три месяца вещал и был посвящен тематике этого проекта. Потом, в прошлом году, Рига была европейской столицей культуры, и в городе проходил ряд мероприятий и концертов, который мы тоже аккумулировали в трёхмесячную трансляцию.