В Украине появляется все больше интересных проектов в сфере 3D-печати. Сразу несколько подобных стартапов демонстрировали свои разработки в павильоне iForum 2015. Особое внимание AIN.UA привлек проект “Белый муравей” – вместо чашек и декоративных фигурок команда стартапа напечатала тяговый протез руки, чтобы помочь украинскому солдату, пострадавшему в зоне АТО. Протез обошелся в десятки раз дешевле промышленных аналогов – и при этом оказался, по отзывам бойца, гораздо более удобным.
Основатель «Белых муравьев» киевлянин Виктор Баклан вместе с женой запустил проект год назад, купив китайский 3D-принтер за личные средства. Сначала Виктор занимался 3D-дизайном, печатал разные фигурки, чашки, создавал собственные модели, присматривался к технологии. Название выбрал не случайно. «Работающий принтер мне напоминает термита, который делает термитник. Их, как известно, называют белыми муравьями. Так и назвали проект», – рассказывает он. Сейчас печать для него – полезное хобби. Основная работа связана с проектированием решений для «умного дома».
Позже Виктор и его жена решили усложнить себе задачу, и делать что-то более полезное и актуальное. «Увидели, что в Америке печатают протезы. Нашли похожую модель в интернете и доработали ее», – говорит Виктор. Чтобы протестировать модель, сходили в военный госпиталь, поговорили с главврачом и волонтерами, узнали, кому их изобретение было бы полезно. Долго уговаривать и ждать не пришлось – человек, которого эта идея вдохновила, быстро нашелся.
Им оказался Иван Кушнерев, получивший ранение в районе Северодонецка 15 ноября 2014 года. В его руках разорвалась граната, снятая с «растяжки». В госпитале одна из волонтеров рассказала ему о девушке, которая вместе с мужем работает над напечатанным на 3D-принтере протезом, и могут попробовать сделать его для конкретного человека. «При этом сказали телефон, мы созвонились, встретились и со временем получили изделие в подарок. Изделие очень интересное в плане функциональности. Оно достаточно легкое, легко поддается ремонту, можно менять отдельные части. Думаем, что у него очень хорошие перспективы и возможности совершенствоваться. Мечтаем о подобном изделии на кисть с частично сохраненными пальцами», – говорит боец.
Статичным протезом, который Ивану предложило государство, можно всего лишь открывать или закрывать дверь. В госпитале предложили несколько весьма дорогостоящих вариантов. Протез с механической тягой на отсутствующую кисть и косметический (нефункциональный) протез на кисть с двумя пальцами за рубежом стоит от 4500 евро, в Украине – от 110 000 грн. Цены зависят от курса валют, а комплектующие для сборки протеза заказывают у поставщика за рубежом, пояснил Иван. Еще один вариант – миопротез, который производят в Шотландии. Цена на руку с отсутствующей кистью – 24 000 британских фунтов, на кисть с двумя пальцами – 34 600 фунтов. «Эти протезы функциональны. Но в Украине их не ставят — дорого и нет сертификатов. К тому же, они программируются и каким-то образом их нужно обслуживать, а у нас пока этого не делают», – сетует Иван.
“Белый муравей” сделал протез гораздо качественнее выделенного государством, и при этом – за сущие копейки в сравнении с зарубежными моделями. На печать шести составляющих для модели украинского 3D-протеза ребята потратили 40 часов. «Шурупы купили в строительном магазине, крепежи – в тканевом», – рассказывает Виктор. Собрав протез, сделали пару примерок. Весит протез 660 грамм. Построен по принципу тягового протеза. Кисть двигается за счет сгибания механизма в локте. Европейский аналог весит до 3 кг. «Себестоимость изобретения – 1500 грн. Если учитывать трудозатраты – максимальная его стоимость не больше $200», – говорит Виктор.
Основной материал, из которого изготовлен протез – ABS-пластик (ударопрочная техническая термопластическая смола на основе сополимера акрилонитрила с бутадиеном и стиролом. – ред.). Купить в Украине его не сложно, уверяет разработчик. «Нашли людей, которые производят гибкий пластик. Он более пластичный и ударопрочный», – поясняет Виктор. Следующий шаг в усовершенствовании изделия – придать протезу телесный цвет. В дальнейшем люди смогут выбирать цвет пластика.
Сейчас Иван Кушнерев постепенно привыкает к «напечатанному протезу». Но уже сейчас может поднимать чайник с 1,5 литрами воды, учится застегивать молнию на куртке.
«Белые муравьи» активно сотрудничают с волонтерами. «Они нас сами нашли. От волонтеров поступают предложения, которые касаются не только создания для взрослых, но и для детей», – говорит он. Детское протезирование в Украине сталкивается с множеством проблем, рассказывает стартапер. Дети быстро растут, детали стираются и приходят в негодность. Кроме того, для замены протеза приходится долго ждать своей очереди. 3D-печать позволяет обойти эту проблему, например, быстрой заменой сломанной детали.
Будущая работа проекта нацелена прежде всего на Украину, поскольку тут в нем есть необходимость. В странах с развитой экономикой о людях с особенными потребностями заботится государство. «В Европе 3D-протезы вряд ли будут конкурировать с теми, что предоставляет государство и по цене (страховка покрывает свыше 90% стоимости, и по срокам”, – предполагает Виктор.