Знания, предоставляемые в учебных заведениях, в большей степени базируются на материально-технической базе, квалификации преподавателей и качестве подготовленного ими лекционного и методического материала. Не секрет, что очень часто подготовленные конспекты лекций, методические пособия одного учебного заведения с небольшими переделками (а иногда без них) используются в других заведениях, нередко под другим авторством. То есть с юридическо-правовой стороны происходят кражи авторских прав. Предупредить это позволяет система KAI-ISPYT, речь о которой пойдет ниже.

Суть проблемы

Нередко преподаватель, работающий в нескольких заведениях, использует одни и те же лекционные материалы. В этом случае возникает ряд вопросов. Например, заведение (назовем его «первое») наняло преподавателя, вложило средства в его развитие и повышение квалификации, обеспечило техникой, возможностями проводить исследования и т. д., платило ему деньги за подготовку лекций, их проведение, за создание методического обеспечения. То есть это заведение предоставило преподавателю средства и возможности для разработки методических материалов, для определенного его творческого развития и реализации. И, соответственно, было бы вполне правильным, если бы первое заведение запретило использование этих материалов другим лицам и получало вознаграждение за готовые учебные материалы в случае публикации аналогичного курса в других учреждениях.

Но в современных условиях отслеживать и контролировать распространение лекционного и методического плагиата довольно сложно, а иногда практически невозможно.

В связи со стремительным ростом возможностей реализации электронного методического обеспечения, например, в рамках дистанционного образования, еще острее встают вопросы собственности и нелегального распространения авторских материалов.

Кто является правообладателем лекций и другого методического обеспечения? Этот вопрос является важным, поскольку курс лекций и другое методическое обеспечение может издаваться автором от различных учебных заведений, а также продаваться другим учебным заведениям, в том числе и конкурентам.

Итак, учебные заведения стремятся получить право собственности на перспективное методическое обеспечение, чтобы компенсировать расходы, связанные с вопросами развития и повышения квалификации преподавателей, а также технической поддержки дистанционных курсов.

По Закону Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23.12.1993 № 3792-XII (далее Закон) первичным субъектом авторства является автор произведения. Автор – физическое лицо, творческим трудом создавшее произведение.

Служебное произведение – произведение, созданное автором в порядке выполнения служебных обязанностей в соответствии со служебным заданием или трудовым договором (контрактом) между ним и работодателем. Причем автор может быть штатным или внештатным работником учебного заведения. Создание произведений может осуществляться как с применением материалов и средств работодателя, так и без такого применения, как в рабочее, так и в нерабочее время.

Авторские неимущественные (личные) права: право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, – не могут быть переданы и всегда принадлежат его автору. Даже при большом желании автор не может от них отказаться или передать другим лицам.

Авторские имущественные (экономические) права – валюта авторских прав, это права, за которые автор или правообладатель может получить гонорар. Правообладатель – лицо, которому принадлежат исключительные имущественные права: право на использование произведения или право на разрешение, запрет такого использования в любой форме и любым способом.

В отличие от неимущественных прав, имущественные права могут принадлежать автору или другому лицу (физическому или юридическому). Кроме того, имущественные права имеют временные и территориальные ограничения, регламентированные законодательством или договором. Имущественные права могут быть переданы другому лицу (аналогично продаже квартиры), а также переданы на использование (по аналогии с арендой квартиры).

Имущественные права интеллектуальной собственности на служебное произведение принадлежат создавшему его работнику и лицу (юридическому или физическому), где или у которого он работает, совместно, если иное не установлено договором, ст. 429 Гражданского кодекса Украины. Вместе с тем, частью 2 статьи 16 Закона предусмотрено, что исключительное имущественное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если иное не предусмотрено трудовым договором (контрактом) и (или) гражданско-правовым договором между автором и работодателем.

То есть очень важно в трудовых договорах (контрактах) предусматривать определенные условия, например, что имущественные права на такой-то учебник закрепляются за определенным учебным заведением (естественно, если это учреждение обеспечило автора консультациями, техникой и т. д.).

Итак, если договором между учебным заведением и автором не предусмотрены условия разграничения авторских имущественных прав на служебные произведения, они по умолчанию принадлежат автору и работодателю совместно.

Рассматривая описанную выше ситуацию, надо отметить, что обычно в трудовых договорах (контрактах) достаточно редко отражены условия создания интеллектуальной собственности. Кроме того, из-за недостаточного финансирования академической продукции и отсутствия практики выплат авторского вознаграждения, предусмотренного Законом, учебные заведения обычно не претендуют на право собственности на такую продукцию. То есть часто авторы обладают всеми правами на созданные методические материалы и распоряжаются ими по собственному усмотрению, с радостью производя публикации от других учебных заведений, вероятно, конкурентов работодателя, только бы получить определенную дополнительную плату.

Даже если в трудовых договорах (контрактах) интеллектуальная собственность на стороне работодателя, нет уверенности в том, что автор не будет распоряжаться произведениями по своему желанию. Противодействовать этому можно только в административном или судебном порядке. Но в условиях мгновенного распространения информации такое противодействие не будет иметь смысла, поскольку на момент вынесения решения соответствующими государственными органами изъятие произведений из сети Интернет не будет практически возможным.

Решение – внедрение обучающих систем

На практике решить этот актуальный для учебных заведений вопрос возможно внедрением автоматизированных обучающих систем на основе современных информационных технологий. То есть выход один – создавать работодателю техническую защиту авторских прав. Особенно сейчас, во времена динамичного развития программных ресурсов при использовании дистанционного обучения. Тем более, что, например, видеолекция более конкурентоспособна на рынке знаний по сравнению с ее привычной публикацией. Причем использовать целесообразно не любые системы автоматизированного обучения, а только те, которые полностью гарантируют невозможность копирования и распространения авторской продукции как самим автором, так и работодателем.

Среди определенного круга существующих систем авторам удалось выбрать только одну, которая соответствует критериям защиты авторских прав. Это «облачное решение», web-ориентированная система KAI-ISPYT, предназначенная для автоматизации учебных центров, автономного и дистанционного обучения, управления знаниями и учебным процессом, развития и текущего/итогового контроля знаний студентов и общего построения электронной образовательной среды учебного центра.

Функционал этой системы типизирован для такого уровня программных систем, но выгодно отличается от когорты аналогов возможностями проведения видеообучения, созданием аудио- и видеолекций, видеоконференций, проведением online-консультаций, общением между преподавателями и студентами как в online-режиме с использованием видеокамеры и микрофона, так и в режиме переписки. Система позволяет создавать интеллектуальную базу знаний, функционировать как в online, так и offline-режимах. Важным аспектом использования KAI-ISPYT является то, что преподаватели и слушатели могут находиться в разных регионах, и это не влияет на уровень обучения.

В данном случае нет необходимости покупать и устанавливать программное обеспечение на компьютер или тратить средства на серверы и специальный штат программистов для их обслуживания. Необходимо только получить подключение к системе по лицензионному соглашению.

Система позволяет создавать учебные материалы, которые защищены от копирования и распространения. Это приближает процесс автоматизированного обучения к режиму реального общения с преподавателем.

То есть, когда преподаватель проводит видеозанятия в дистанционном пространстве KAI-ISPYT, видеолекция или консультация сохраняется в информационной среде, владельцем которой является учебное заведение – работодатель преподавателя. Пользователь системы не имеет прямой возможности скопировать видеоматериалы и несанкционированно распространять их. Только учебное заведение может хранить соответствующие копии и предоставлять права доступа.

Именно учебное заведение, которое взращивает и развивает педагогические кадры, обеспечивает организацию и оплату технической поддержки автоматизированной среды, соответственно, морально является владельцем методического обеспечения – служебных произведений по законодательству.

Именно поэтому использование таких технических средств в области образования является актуальным. С помощью программного инструментария KAI-ISPYT учебное заведение может закрепить авторские исключительные права на учебную продукцию, а также приоритет создания учебной академической продукции вследствие факта создания видеоматериалов.

Автор статьи – Назаренко Наталия Владимировна, патентный поверенный Украины, кандидат технических наук, доцент ГВУЗ «Криворожский национальный университет»

Узнать о возможностях KAI-ISPYT