Известно, что украинское фриланс-сообщество является одним из крупнейших в мире экспортеров услуг, в том числе в сфере IT. Больше, чем украинцы, экспортирует только Индия, США и Филиппины. В абсолютных цифрах мы сейчас говорим о десятках миллионов долларов. Только через Upwork в 2014 году украинцы экспортировали профессиональных услуг на более чем $60 млн, при этом число фрилансеров стремительно растет. По количеству регистраций новых пользователей на Upwork в первом квартале 2015 года мы наблюдаем рост в 104%.
Все это дает нам возможность говорить о большом и динамично растущем рынке фриланса и профессиональном сообществе фрилансеров. Именно поэтому Upwork объявил о постоянном присутствии в Украине в моем лице. Одна из моих основных задач и целей – способствовать наиболее комфортной работе фрилансеров в Украине и, помимо развития нашего сообщества, конечно же, помогать в решении проблемных вопросов и регуляторных барьеров, которые в данный момент доставляют значительные неудобства участникам рынка.
Один из наиболее часто задаваемых мне вопросов от фриланс-сообщества звучит приблизительно так:
“Посоветуйте мне наиболее удобный и простой метод получения заработанных гонораров. Что лучше использовать: SWIFT или Payoneer?”
Вопрос очень логичный, но очень непростой. Мы детально и неоднократно анализировали его вместе с юристами. На данный момент можем лишь констатировать, что ни один из методов получения денег за свою работу за границей, о которых спрашивают фрилансеры, не является в полной мере правильным с точки зрения законодательства и потенциально может привести к финансовым рискам в виде штрафов и неприятностей с налоговыми органами. Очень подробно на эту тему писал для AIN.UA Никита Полатайко, юрист Sayenko Kharenko, и по-совместительству участник инициативной группы, которая занимается упрощением формальных процедур для фрилансеров в Украине.
Виной такой ситуации являются действующие правила валютного контроля, бухгалтерской отчетности и налогообложения.
Лед тронулся или рано радоваться?
На прошлой неделе фрилансеры увидели первые позитивные результаты на пути к либерализации валютного контроля для экспорта услуг, достигнутые благодаря стараниям группы активистов, инициированной Филиппом Духлием, который сам занимает активную позицию фрилансера.
Фриланс-сообщество уже несколько дней обсуждает официальное письмо НБУ от 8 июля 2015 года, в котором регулятор разъясняет новый порядок валютного контроля при экспорте услуг через интернет. Разъяснение отменяет договора и акты, что не может не радовать фрилансеров, программистов, стокеров, копирайтеров и других.
Однако, несмотря на позитивный тон письма НБУ, оно не является законом и не решает вопрос фрилансеров в полной мере.
- Во-первых, письмо НБУ не носит обязательного характера, и коммерческие банки в праве решать самостоятельно, прислушиваться к высказанным рекомендациям или нет.
- Во-вторых, существует риск невозможности принудительного выполнения в Украине контрактов, заключенных в соответствии с процедурой, предложенной НБУ, до принятия законодательства, регулирующего международные сделки в сфере электронной коммерции.
- В-третьих, письмо НБУ не гарантирует принятие и понимание упрощенных документов налоговыми органами при подаче налоговой декларации.
Как фриланс-сообщество отреагировало на письмо НБУ?
Инициативная группа взяла на себя нелегкую функцию по согласованию формы инвойса (оферты) с юристами коммерческих банков, услугами которых пользуется преимущественное большинство украинских фрилансеров (“ПриватБанком”, “ОТП банком”, “УкрСиббанком”, “ПУМБ” и “Райффайзен банк Аваль”). И вместе с финальным шаблоном инвойса мы приведем список лояльных банков. Но это не спасет от некомпетентности сотрудников банков на местах, с которыми фрилансерам необходимо будет беседовать лично и просить обратиться за разъяснениями в головной офис.
Общаясь с банками, мы отмечаем в целом позитивный настрой, что дает надежду в скором времени применить разъяснения НБУ на практике. “Мы позитивно оцениваем шаги НБУ по упрощению формальных процедур для фрилансеров относительно получения оплаты за свою работу. Чем проще и понятней будет такая процедура – тем больше клиентов-фрилансеров зарегистрируются частным предпринимателем и откроют счета в банке”, – комментирует Мария Страшко, руководитель проекта по обслуживанию фрилансеров “ПриватБанка”.
По ее словам, банк готов всячески сотрудничать в этом направлении. “Мы реализовали все уникальные технологии в управлении расчетов с иностранными заказчиками для дистанционного обслуживания фрилансеров, в том числе, с использованием инвойса вместо контракта и акта выполненных работ. Мы даже имеем готовый шаблон такого инвойса”, – подчеркнула Страшко.
Не менее позитивно настроены и в “ОТП Банке”. “На мой взгляд, шаги НБУ по упрощению формальных процедур для фрилансеров значительно расширяют возможности нашего сотрудничества. Чем проще и понятнее такая процедура – тем больше фрилансеров мы сможем видеть в качестве клиентов “ОТП Банка” и предлагать им комплексные банковские решения. Мы готовы всячески развивать это направление”, – говорит начальник сектора развития розничного бизнеса “ОТП Банка” Евгений Грубый.
Не банком единым
Если банки процедуру НБУ поддерживают, то как буду развиваться события на этапе бухгалтерского и налогового учета – предвидеть пока сложно. Процедура нова для налоговой. В данный момент инициативная группа ведет переговоры с налоговыми органами чтобы получить официальные разъяснения. Будет ли налоговая лояльна к фрилансерам и захочет ли способствовать увеличению налоговых поступлений в госбюджет? Посмотрим.
Автор: Катерина Божкова, кантри-менеджер Upwork в Украине