Руководитель небольшого маркетинового агентства Uni Consulting Станислав Цыс всегда любил Украину, однако в момент очередного кризиса в стране понял, что если он и его компания хотят удержаться на плаву, нужно срочно что-то менять. Это его история о том, как он перевел свою команду по онлайн-маркетингу полностью в интернет, переехал жить в Польшу и приобрел кое-что новое. А еще подробное руководство к действию.
20 июля, 2014 год. Я сижу в уже закрытом офисе, как всегда самый последний (я же руководитель). Я четко помню, как в моей голове вели ожесточенный диалог два голоса:
— Да ладно, в Украине все хорошо, ведь другие бизнесмены тоже много работают и каждый день ездят в офис.
— Нет, нужно что-то менять, и менять кардинально.
В общем, я выбрал второй вариант.
Ничто не предвещало беды. Uni Consulting
Все было стабильно. Uni Consulting — компания, которую мы создали — потихоньку росла: мы работали в киевском офисе, создавали крутые landing page, занимались консалтингом, проводили различные тренинги на тему интернет-маркетинга и психологии продаж.
Мы не разработали крутое супер-приложение, которое изменило жизнь йоркширских терьеров, не продали долю своих акций за полмиллиона долларов и не учились в Гарварде. Просто мы помогали малому бизнесу сделать свой маркетинг лучше, и справлялись с задачами чертовски хорошо.
Все чаще я стал встречать информацию о каких-то непонятных набегах на офисы IT-компаний, в стране была полная неразбериха, и почему-то, когда мне сказали о том, что доллар будет по 30, я нервно сглотнул слюну и почувствовал неладное.
Я всегда безумно любил Украину, но в этой ситуации я встал на объективную позицию, и понял, что не готов вести бизнес в таких рыночных условиях.
Вселенная вам поможет!
В этот момент мне в голову пришла идея: а что если делать все то же самое, но через интернет? Продолжать обслуживать клиентов, продавать наши услуги, заниматься консалтингом. Идея не нова, но в той ситуации для меня это было что-то сверхъестественное, на моей карте реальности не было такой комбинации. В любом случае, цель была поставлена, и я начал искать информацию об удаленной работе, прочитал парочку американских блогов и уже через две недели сидел с сумкой вещей и ноутбуком в Starbucks на третьем этаже торгового центра в Кракове.
Знал ли я польский язык? — Нет, я общался на английском или украинско/польском. Была ли у меня квартира? — Примерно 2-3 недели я жил в хостеле и всеми силами пытался найти себе жилье. Но это было уже неважно, поскольку я добрался до точки невозвращения и столкнулся с реальным фактом: я в Кракове – мосты сожжены.
А как же бизнес?
Часть команды пошла своим путем: новые компании, собственные проекты и т. д., но некоторые сотрудники остались с нами. Именно с этими людьми мы начали создавать команду по онлайн-маркетингу полностью в интернете.
Мы начинали с пяти человек: я (руководитель компании), креативный и технический директор Виталик, помощник руководителя и HR Настя, программист и дизайнер. Сейчас в нашей команде девять человек. Добавились еще интернет-маркетолог, старший копирайтер/редактор, младший копирайтер и руководитель отдела продаж. В скором времени к нам присоединятся еще три человека.
Практика показала, что такого небольшого штата вполне достаточно для ведения от 7 до 10 проектов в месяц, не теряя качества и с запасом для личностного и профессионального роста.
Алгоритм создания команды по онлайн-маркетингу
Вот примерный алгоритм того, через что вам придется пройти для создания собственной команды по онлайн–маркетингу. Для начала вам придется четко определиться с тем, стоит ли это вообще делать. Далеко не всем подходит такая модель ведения бизнеса.
Вот несколько минусов работы в онлайн-режиме
Производительность Uni Consulting. Офисный работник показывает бОльшую производительность труда, ведь начальник всегда может подойти и посмотреть как идут дела.
Организованность. Было бы глупо считать, что все мы умеем организовывать свою работу в домашних условиях. По факту часто бывает очень сложно собрать, организовать и контролировать работников на удаленке.
Элементы team-building и мотивация. Очень трудно строить человеческие отношения с теми, кого не видишь. У меня были работники, которых я видел в Skype раз в два месяца. Все это отдаляет друг от друга, хотя дальше я расскажу, как решить эту проблему.
Но есть и несколько плюсов удаленной работы
Экономия денег. Это очевидное преимущество: вы не тратите бюджет компании на офис, проезд, обслуживание и другие бытовые расходы.
Судите сами:
- Аренда нормального офиса в Киеве стоит от $1000
- Расходы на обслуживание (уборка, интернет, свет, чай/печеньки) — порядка $300
- Транспортные расходы — $200
- Корпоративы/внеплановые расходы обходятся еще ~$150
Итого: ~1750$.
Онлайн-отдел — это:
- Возможность организовать онлайн-офис в обычном групповом чате
- Экономия на обслуживании (у нас просто нет такой статьи расходов)
- Никаких транспортных расходов (у меня в Кракове нет машины, но она и не нужна: от места, где я живу до центра всего 15 минут ходьбы)
- Отсутствие корпоративных расходов
Экономия времени. Представьте, что у вас в команде 10 сотрудников, каждому из которых нужно тратить 1 час на дорогу туда-обратно. Считаем: 1 час*10 человек = 10 часов в день. То есть, на 20 рабочих дней приходится 200 часов. Это эквивалентно 16 рабочим сменам. Я уверен, что это время можно потратить гораздо рациональнее.
Мобильность. Моя команда работает повсюду! Для меня важен результат, а не имитация бурной деятельности. Работа в формате home-office позволяет и руководителю, и его команде эффективно решать бизнес-задачи, не привязываясь к городу или стране.
На самом деле, список можно продолжать долго. Ключевое решение — это первоначальный выход из собственной зоны комфорта, и поэтому вам нужно четко понять, готовы ли вы двигаться в данном направлении. Если ответ положительный, то движемся к первому этапу — постановке целей.
1. Цели, задачи и функции вашего отдела интернет-маркетинг
Как корабль назовешь, так он и поплывет, и поэтому постановка целей — это важный стратегический вопрос. Вот что я требовал от себя. Цель: создать команду из 10 человек за 4 месяца и полностью «упаковать» отдел интернет-маркетинга. Задачи: вести проекты, управлять рекламой, заниматься маркетингом, разрабатывать landing page. Смоделируйте аналогичный список целей и задач для себя.
2. Создание бренда работодателя
Еще в самом начале я допустил серьезную ошибку, предположив, что все и так знают, какие мы классные ребята, и с радостью будут идти к нам в команду. После того, как мы начали выкладывать вакансии на тематических площадках и в социальных сетях, стало понятно, что о нас как о работодателе никто не знает. Вот как я решил эту проблему, и что советую сделать вам.
- Проведите тщательный анализ конкурентов. Проанализируйте то, как они пишут вакансии, какие у них условия (уровень зарплаты/система мотивации и так далее), как они себя позиционируют (как маленький уютный офис или как большую сетевую компанию с крутым соцпакетом). В перспективе это поможет выгодно выделиться на фоне соперников по рынку и создать свое уникальное предложение на рынке труда с конкурентными условиями.
- Изучите рынок. Проведите небольшое исследование рынка вакансий, посмотрите, какие обязанности и требования выдвигают конкуренты. Пример нашей ошибки: мы указывали в вакансии, что ищем интернет-маркетолога, подразумевая человека, который будет заниматься прямой рекламой (контекстной, баннерной, в соцсетях и т.д.). Оказалось, что сейчас интернет-маркетолог решает более стратегические вопросы, а практическая часть лежит на плечах CPC-специалиста/трафик-менеджера.
- Создайте свой брендбук. Он включает в себя: ценности компании, ее миссию, форму отчетности, список профессиональных компетенций/услуг компании, историю, правила работы, политику конфиденциальности и другие формальные моменты, механику взаимодействия, особенности внутренних коммуникаций.
В сети вы часто можете найти видеоотзывы о работе компании от клиентов. Например, у нас таких целых 29 штук. А как вам идея “собрать” видеоотзывы от сотрудников? Спасибо моим ребятам которые согласились это сделать. Вот что из этого получилось:
Попробуйте внедрить эту практику в бизнес, и результат не заставит себя долго ждать.
3. Комплектация команды
Только на третьем этапе дело доходит до подбора команды. Я советую поделить листок на два столбика, и с одной стороны указать перечень задач, которые должен решать человек, а с другой — должности, которые оптимально подходят под ваши требования. Ниже пример из нашей практики.
Задачи:
- умение качественно настраивать рекламу в Google, “Яндекс”, “ВКонтакте”, Facebook
- опыт работы с сервисами веб-аналитики (Google Analytics, “Яндекс.Метрика”)
- опыт работы с оптимизацией конверсии и landing page
- построение воронок продаж, работа с KPI
- понимание стратегии интернет-маркетинга
- навыки работы с utm-метками
- опыт А/Б тестинга объявлений
Должность, которая больше всего подходит к этим задачам — CPC-менеджер/интернет-маркетолог.
Аналогичным образом выстроены задачи и в других областях, которые нам необходимо “закрывать”. Вот пример укомплектованного отдела интернет-маркетинга: управление проектами, копирайт, проектирование UI+UX, дизайн, программинг, CPC, SMM, SEO, клиентский сервис.
Важно учитывать то, что количество и состав напрямую зависят от выбранной модели ведения бизнеса. Вот несколько базовых моделей, которые концептуально различаются между собой. Первый вариант — отдел, работающий только для основного бизнеса, без необходимости работать с другими проектами. Скажем, у вас есть интернет-магазин, и вам нужно обслуживать его и только его. Вторая модель радикально противоположная: отдел, в котором команда работает над обслуживанием сторонних заказчиков (например, вы предоставляете B2B-услуги или создаете сайты). Третий вариант — “микс”. Кстати, сейчас это один из наиболее распространенных способов вести бизнес. В такой ситуации вы решаете не только собственные задачи, но и задачи заказчика. Какой тип проектов у вас? Как вы понимаете, это напрямую влияет на команду, которую вы в дальнейшем будете формировать.
Следующий важный шаг — это создание структуры/архитектуры компании.
Возьмите листок бумаги и ручку (ну, или откройте mindmap) и нарисуйте все нужные отделы и цепочки взаимодействия с ними. Это позволит вам всегда видеть картинку со стороны и четко понимать, кто за кого ответственен и кто кому подчиняется.
4. Написание продающих вакансий
О написании продающих вакансий можно писать много, и поэтому я решил выделить ключевые тезисы.
Составьте аватар сотрудника. Представьте своего кандидата, опишите его качества, навыки, характер. После того, как картинка появилась перед глазами, подумайте о том, что вы можете предложить такому человеку, чтобы он наверняка захотел с вами работать.
Сформулируйте и запишите стандартные и нестандартные преимущества работы в компании. Пример стандартных преимуществ: зарплата от $500, оплаченные интернет, мобильная связь, коворкинг, абонемент в спортзал/спортивную секцию. Пример нестандартных преимуществ: возможность обучения (оплаченные курсы/тренинги/книги), зарплата два раза в месяц, премии и бонусы за скорость/качество/инициативность в работе.
5. Поиск сотрудников
Здесь я ничего нового не открою, а просто поделюсь собственными “фишками”. Для поиска сотрудников мы пользовались такими ресурсами: Rabota.ua, hh.ua, Work.ua, “ВКонтакте”, Facebook, Fl.ru, Work-zilla, Weblancer. Также отлично сработал “хедхантинг”. Например, Владимира (руководителя отдела продаж) мы “отвоевали” у другой компании.
6. Найм сотрудников
После того, как к вам начнут приходить резюме, нужно разработать эффективный внутренний фильтр и отладить систему найма сотрудников. Факт из личной практики: из 300 резюме на почте порядка 95% — полный хлам, и до собеседования с руководством доходят максимум трое. Мы придумали хитрую штуку: в конце текста вакансии мы просим указать несколько примеров работ и пять причин, почему именно этот сотрудник должен попасть в нашу команду.
Я советую тратить на собеседование не более 20 минут. Перед тем, как задавать профессиональные вопросы, я предпочитаю выяснять, подходит ли мне человек как личность. Обязательно давайте тестовое задание. Оно позволяет понять, насколько сильно человек преувеличил свои знания и навыки в резюме и на собеседовании. Важно давать одно и то же задание всем. Причем, не давайте реальный заказ, не наживайтесь на бесплатном труде.
Вот визуальный пример тестового задания программиста:
Некоторые думают, что испытательный срок нужен чисто для экономии средств компании. Я придерживаюсь другой позиции: за это время можно прочувствовать человека, понять, насколько с ним комфортно и приятно работать. Плюс, 1-2 месяца работы дают возможность проверить, справляется ли новичок с объемами, насколько быстро он решает задачи и как проявляет себя в команде.
7. Выстраивание системы менеджмента Uni Consulting
Вот несколько наших наработок и рекомендаций по управлению людьми и процессами в компании. Прежде всего, нужно логировать время. Это выглядит примерно так: 11:00-12:30 — писал текст для блога, 12:30-14:00 — проводил конкурентный анализ по клиенту N. И так все рабочее время. Есть автоматическое логирование (например, мы опробовали Timelog-app и Timelyapp) и “ручной” метод.
Мы пользуемся Google Docs. Вот пример лога Полины (главный копирайтер):
Коммуникации Uni Consulting. Мы общаемся в общем чате в Skype (кроме “лички” у нас есть развлекательный чат, рабочий чат и полезная информация), активно пользуемся Google Docs. Поскольку почти все общение проходит в письменной форме, мы никогда не забудем, о чем договорились. Это работает и с сотрудниками, и с клиентами.
Team building Uni Consulting. Мы проводим две командные встречи: в понедельник и пятницу. Во время первого “созвона” мы делимся планами и мотивацией, а в конце недели подводим итоги. Такая система позволяет всегда держать руку на пульсе.
Отчетность Uni Consulting. Как правило, задачи просто вычеркиваются из CRM-системы по мере выполнения. Однако, есть некоторые должности, для которых предусмотрены стандартные шаблоны еженедельных отчетов, которые я получаю по пятницам.
8. Создание системы управления задачами и проектами
Мы активно пользуемся сервисами для управления проектами. Первое, с чего мы начали — Basecamp. На этой системе мы просидели 6 месяцев, и впечатления отличные: интерфейс простой, нет лишнего функционала. В общем, идеально подходит для штата в 15-20 человек.
Потом мы вышли на новый уровень и “перекочевали” на Bitrix24. Эта система идеально подходит для команды от 20 человек, причем как для решения простых задач, так и для больших проектов. Огромный функционал и нереально много возможностей.
У нас есть три типа проектов: креативные, механические и срочные. Первый тип — задачи без строгого дедлайна, стратегические, творческие. Механические проекты — это рутинные задачи, которые нужно просто сесть и сделать. Наконец, третий тип проектов — внезапные, “горящие” задания, которые нужны “на вчера”.
9. Расширение и рост бизнеса
Дальше только расширение и достижение новых высот. Этот алгоритм — не панацея, а просто одна из структур, которую я проверил на нашем бизнесе. Вы можете взять ее за основу в своей работе, и уже завтра начать создавать собственный отдел интернет-маркетинга в online-формате.
Напоследок про Uni Consulting
Сейчас я создал образовательный проект, посвященный этой теме. Я хочу помочь тем предпринимателям, у которых 1-3 человека в команде, но они понимают, что им нужно, и готовы к росту.
Вот мои контакты, если вдруг понадобится помощь: “ВКонтакте”/Facebook.