Протесты интернет-магазинов и частных предпринимателей против использования РРО (кассовых аппаратов или фискальных регистраторов) возымели свое действие. Несмотря на требования МВФ, правительство и Верховная Рада пошли на уступки предпринимателям и приняли изменения в «Закон о и применении РРО» и Налоговый кодекс (соответствующий закон был принят 1 июля 2015 года и вступил в силу в день публикации – 23 июля 2015 года).
Основная «уступка» предпринимателям – это освобождение от использования кассовых аппаратов для действительно маленького бизнеса. ФЛП (ФОП) – плательщики единого налога 2 и 3 групп, вне зависимости от сфер деятельности, могут не использовать РРО, пока их оборот не достигнет 1 млн грн в год (в среднем это около 4 000 грн продаж в рабочий день). Как только планка в 1 млн грн пройдена – РРО становится обязательным для них с первого же дня следующего квартала.
Предвидя стремление многих предпринимателей занизить свои официальные обороты до 1 млн грн и таким образом уйти от применения кассовых аппаратов, правительство пообещало: с 1 сентября 2015 года начнет действовать порядок контроля достоверности информации о доходах физлиц – предпринимателей 2 и 3 группы единого налога. И внесло соответствующие распоряжения прямо в закон.
Основные изменения в Законе про РРО и Налоговом кодексе:
- Интернет-магазины, курьерские службы, сервисы по переводу денег и другие предприятия сферы услуг, которые не являются плательщиками единого налога (и ФОП с оборотом более 1 млн грн) – должны использовать РРО уже с 1 июля 2015 года.
- Упразднение требований по товарному учету для «единщиков». С 1 июля 2015 года от физлиц-предпринимателей требовалось вести товарный учет и показывать источник происхождения товара (во избежание продажи контрабанды, неофициального товара и пр.). Теперь это требование не будет распространяться на «единщиков», которые не являются плательщиками НДС.
- Прием наличных для дальнейшей передачи – внесен в определение расчетной операции. Т.е. статус передачи денег курьером, почтовой службой и пр. окончательно закреплен и требует использования РРО.
- Кассовый аппарат (РРО) теперь можно не только приобрести, но и взять в аренду, лизинг. ГФС при регистрации кассового аппарата потребует доказать право собственности или пользования (предоставить договор аренды, товарную накладную и т.д.)
- Для терминалов пополнения счета и других аппаратов самообслуживания – требование выдачи фискального чека отсрочено до 1.01.2016 года. Для терминалов, которые могут только выдавать деньги, РРО не потребуется.
Но и здесь есть послабления: учитывая очереди на приобретение популярных моделей кассовых аппаратов у производителей, налоговая пообещала не применять санкции к тем, кто до 1 августа 2015 года заключит договор на поставку любого РРО, входящего в госреестр РРО, и до 1 января 2016 года введет его в эксплуатацию.
Это значит, что у предпринимателей появилась хорошая возможность сэкономить. К примеру, популярная модель кассового аппарата Datecs MP-01 стоит 4399 грн, но очередь на поставку составляет около месяца. Законодательные послабления дают возможность заключить договор о поставке до 1 августа и подождать поставки, купив аппарат за выгодную цену.
Некоторые упрощения введены и для эксплуатации РРО:
- Возможность не использовать РРО из-за поломки, отсутствия электричества и пр., с ведением учета в кассовых книгах – продлена до семи рабочих дней. Но о поломке нужно сообщить в ЦСО – в течение одного рабочего дня, и в органы ГФС – в течение двух рабочих дней.
- Дневные отчеты о проведенных операциях по-прежнему нужно создавать, но уже не нужно хранить в книгах учета расчетных операций.
- Сами регистраторы РО раньше можно было использовать только в течение семи лет с ввода в эксплуатацию. Теперь использовать РРО можно будет до окончания срока его работы, пока производитель способен поддерживать запас запчастей для его ремонта и обслуживания.
- Снижены штрафы за нарушение кассовой дисциплины: Раньше за первое нарушение действовал штраф в 1 грн, за второе – 100% стоимости товаров, проданных с нарушением, за следующие – штраф составлял пятикратную стоимость неправильно проданных товаров. Теперь максимальный штраф ограничен 100% стоимости проданных с нарушениями товаров.
В списке нарушений – проведение через РРО неполной стоимости товара или услуги, невыдача покупателю фискального чека, использование РРО в нефискальном режиме, несоответствие реальных остатков денег в кассе отчетности с РРО и пр. Но нужно понимать, что «второе нарушение» можно обнаружить сразу же вслед за первым. Потому проверок лучше не дожидаться.
Словом, реально маленький бизнес и интернет-магазины со средним оборотом до 4 000 грн в день могут продолжать работать по-прежнему, а те, чей оборот выше 1 млн в год, получили некую отсрочку на введение РРО (пока не достигнут этого оборота с начала календарного года).
Но нужно быть готовым к тому, что взамен «послаблений» государство намерено жестко контролировать честность предпринимателей и обнаруживать тех, кто «маскирует» крупный бизнес под видом мелкого. И если ваш оборот выходит за рамки 1 млн грн, то лучше не ждать неприятностей и использовать РРО по закону – это не так дорого и сложно, как принято считать, и дает бизнесу новые возможности внутреннего учета, о которых не все знают.
Консультации по использованию РРО можно получить на консультационной линии SystemGroup.