После окончательного перехода компании Zappos на альтернативную управленческую систему, в рамках которой вертикальный менеджмент и жесткая корпоративная структура сменяются самоуправляющимися командами («кругами» сотрудников), перед руководством компании встал еще один важный вопрос. Сколько платить сотрудникам, у которых нет должностей? Теперь вместо восхождения по карьерной лестнице в Zappos царит погоня за бейджами.
Напомним, весной 2015 года в Zappos полностью отказались от менеджеров и традиционной иерархии сотрудников. Этот процесс запустили еще в 2013 году, а в 2015-м резко форсировали, когда в марте основатель Тони Шей предупредил штат о том, что с 30 апреля в компании больше не будет менеджеров. Около 14% сотрудников из более чем полуторатысячного штата компании предпочли не рисковать и ушли из компании. Оставшимся менеджерам предложили выплачивать зарплату до конца 2015 года, но при этом они должны были найти себе другую роль в бизнесе.
Эти роли и надлежало как-то оценить материально. Тогда основатель компании Брайан Робертсон придумал бейджи. Все сотрудники Zappos получили значки, которые отражают их роли и навыки и, соответственно, размер заработной платы. Выполняя новые задачи в новой роли, они получают новые бейджи, которые также означают прибавку к жалованию, пишет Business Insider. Например, сотрудник колл-центра может зарабатывать новые бейджи, увеличивая норму или расширяя круг своих обязанностей. Есть и бейджи, которые не связаны с повышением зарплаты, например, за обучение йоге, или прочтение книги.
В рамках новой системы, любой сотрудник может претендовать на бейдж, который ему интересен, таким образом, самостоятельно выстраивая свою карьеру в Zappos. Впрочем, часть бейджев “открываются” только после того, как кандидат получит предшествующие им по уровню бейджи. Список всех бейджев доступен на внутреннем сайте компании.
В Zappos пока не рассказывают о результатах такой системы оценивания, но уверяют, что сотрудникам она нравится. Это добавляет одновременно прозрачность в формировании заработной платы и элемент геймификации в работу. Примечательно, что при найме на работу новых сотрудников онлайн-ритейлер все еще использует традиционные должности. И лишь после того, как сотрудник пройдет испытательный срок, ему предстоит выбрать роль.