Binary Studio заработала в Донецке в середине 2000-х, когда сам рынок IT-аутсорса в регионе только-только зарождался. Из рискового предприятия двух друзей компания выросла до офиса в больше, чем 60 сотрудников, стала прибыльной, запустила IT-академию для студентов и активно участвовала в жизни местной IT-тусовки. Пока в город не пришла война.
Когда на улицах появились люди с автоматами, танки и БТРы, глава Binary Studio Артем Гончаров решил, что пора вывозить весь офис. Так компания переехала из одного конца страны в другой и обустроилась в Ужгороде. Артем рассказал AIN.UA о том, как за пару дней удалось перевезти офис через всю страну, о том, как выбирался из военного Донецка с багажником, набитым компьютерами, чем Ужгород напоминает “Часопыс” и как компании живется сейчас.
Как создали компанию
В 2003 году дончанин Артем, еще учась на прикладной математике, решил поработать в местном стартапе. “Я туда пошел в основном за безлимитным интернетом, тогда 128 Кб/с – это была мегаскорость”, – вспоминает он. Поработав какое-то время в проекте по онлайн-ритейлу, Артем с другом Антоном Дузенко решили делать свой стартап, но чисто “айтишный”, который бы разрабатывал софт для западных заказчиков. Так в 2005 году появилась Binary Studio.
Сначала искать клиентов было сложно. “Я как математик не понимал, зачем мне английский в вузе. Как же сильно я ошибался”, – вспоминает Артем. Первых клиентов искали в Google, по ключевым словам вроде hire developer и массово рассылали предложения. Текст, переведенный на корявый “машинный” английский, поначалу не очень-то привлекал клиентов. Но после сотого письма компанией таки заинтересовались заказчики из Финляндии и офис начал расти. Уже первый проект принес $900 – вдвое больше, чем зарплата, которую Артем получал как наемный программист.
К кризисному 2008 году компания выросла до 20 сотрудников. И тут начались проблемы: крупный заказчик, который обеспечивал больше 50% бюджета, работал в финансовом секторе, а, если помните, в 2008 году именно финансовые компании посыпались в числе первых. Командный дух Binary Studio подвергся испытанию: многие молодые сотрудники эмоционально реагировали на то, что должны делиться зарплатой с теми, кто сейчас сидит без проекта и работы. Но руководители хотели сохранить всех сотрудников, никого не увольнять, и это удалось.
До 2012 года все шло хорошо, Binary Studio запустила IT-академию для студентов, интересующихся разработкой, проводила IT-ивенты вроде Web Performance Training, Cherdak Club, DOU Hackathon, . Net User Group. На местный рынок активно заходили крупные разработчики – Ciklum, eBay (Magento), “Эксадел”. Пока ситуация в стране не поменялась.
Как перевозили офис
Во времена Майдана все шло как обычно, заказчики волновались, спрашивали, как дела, но не уходили. “Я каждый день проезжал к своей работе через облгосадминистрацию, ее обнесли шинами, колючей проволокой, по периметру ходили эти зомбиподобные парни, но в самом городе было тихо”, – вспоминает Артем.
К апрелю 2014 года ситуация сильно ухудшилась и руководство компании начало думать о переезде. “Когда увидели первые танки и БТРы на улицах, а стекла дрожали от летящих МИГов, мы поняли, что нужен план Б”, – рассказывает основатель. В конце мая Артем улетел в Лондон на три дня, а когда собрался вернуться домой, возвращаться, собственно, было уже некуда: аэропорт разбомбили. Что делать дальше?
В компании тогда еще зрел наивный план – уехать на лето в Карпаты. Руководители хотели вывезти сотрудников из зоны риска, отдохнуть от напряжения и вернуться в Донецк в конце лета, когда все успокоится. Так команде хотелось тогда верить, думать, надеяться. Топ-менеджеры Катерина Потанина, Дима Ежелев и Антон Дузенко отправились “в разведку”: они должны были проехаться по нескольким городам, которые были в списке вариантов, и выбрать наиболее подходящий.
Однако случилось иначе – ребята успели доехать только до Ужгорода, обстановка в Донецке стала резко накаляться, нужно было принимать решение быстро “Времени рассматривать все остальные города у нас попросту не было, мы приняли решение обустраиваться в Ужгороде. Гораздо проще все-таки морально находиться в 20 минутах от Европы”, – рассказывает основатель компании.
Команда быстро сориентировалась: те, кто были в Ужгороде, начали активно искать квартиры, и уже через сутки в новое жилье поехали первые программисты с семьями и без. Кто мог, брал в машину коллег, оборудование затрамбовывали в багажники. Буквально за выходные всем сотрудникам, которые решились сорваться и переехать, организовали квартиры. Пара человек выбрали остаться в Донецке, кто-то – уехал в РФ, но многие – около 30 разработчиков – переехали на Закарпатье, в Ужгород. На сам переезд потратили около $6000.
Выезжали в спешке, брали вещи, которые помещались в багажник. Конечно, не все были готовы бросить имущество вот так сразу. Многим пришлось оставить недавно купленные новенькие квартиры, участки, дачи, но что делать, если по улицам разгуливают 15-летние парни в балаклавах и с автоматами, вспоминает Артем. Зачем квартиры, если семье просто опасно оставаться в городе.
Снять за пару дней квартиры в Ужгороде оказалось делом непростым: кто-то не хотел отдавать ключи “донецким”, кого-то смущало, что жилье снимается всего на пару месяцев. А команда просто не верила, что Донецк потерян надолго: какое-то время они рассматривали переезд просто как летний затянувшийся корпоратив в Карпатах. Но со временем все свыклись с мыслью о том, что будут жить и работать на Закарпатье. В целом, полный переезд офиса прошел очень быстро – уже через месяц никого из программистов Binary Studio в Донецке не осталось. “Но только полгода назад мы осознали, что в Донецк не вернемся больше никогда”, – говорит Артем.
Ему пришлось все же вернуться в город последний раз. Добирался попутками, с пересадками, на маршрутках. “За Днепропетровском в маршрутку зашли сначала наши военные, потом ДНР с оружием. Это первый раз когда я вживую столкнулся с ними, было неприятно”, – вспоминает он.
Артем быстро собрал документы компании, оставшиеся компьютеры, погрузился в машину и попытался выехать. Но это оказалось совсем непросто: в мирное время выезд на киевскую трассу занимал максимум 20 минут, а в тот момент на выезд из города ушло около шести часов. Блок-посты сепаратистов появлялись буквально везде, валили деревья, перекрывали все выезды из города.
Это было страшное время – людей расстреливали на трассах, отбирали машины. Артем опасался, что его машина, набитая компьютерной техникой, привлечет внимание. “Не знаю, как повезло выехать. Сейчас спросите – не повторю тот маршрут”, – вспоминает он. Ехал за провожатым на простой машине, координировались по телефону. Часто приходилось возвращаться, ехать в объезд.
Когда выехали на территорию, контролируемую Украиной, радости Артема не было предела. “На блок-посту издалека было видно украинский флаг. Тогда был какой-то праздник, нас поздравили по-украински “Зі святом вас!”. Не представляете, какое это было чувство”, – вспоминает он.
Что планируют делать сейчас
В Ужгороде компания сначала устроилась в обычной квартире – программистам пришлось вначале потесниться, но потом сняли офис побольше. Город команде понравился. “Там атмосфера такая, как здесь, – говорит Артем, показывая на “Часопыс”, где проводим интервью, – все очень добрые, открытые, уравновешенные, немного богемные. Если честно, когда уезжаю за границу, по Ужгороду скучаю больше, чем по Донецку”.
Сейчас команда разрастается, открывает офис во Львове. Правда, во Львове к дончанам отнеслись прохладнее, чем на Закарпатье. Буквально на днях Артем прилетел из Сан-Франциско, чтобы заключить договор аренды с офисом, который выбирали три месяца. И узнал, что офис не сдадут, потому что компания – донецкая. “Мы потеряли дома, родственники далеко, и из-за таких мелочей становится как-то неприятно. Ведь мы все – украинцы, неважно, где ты живешь – в Донецке или Львове, если любишь свою страну”, – говорит он.
Компания понемногу оправилась от спада 2014-2015 годов, вызванного понятными причинами, и сейчас наращивает офис, планирует сотрудничать со Львовским IT-кластером, проводит курсы в IT-академии – только за последний набор получили около 1500 заявок со всей Украины на обучение. Сам Артем уже второй год учится на MBA в Беркли и на будущее своей компании и своей страны смотрит с оптимизмом, не смотря ни на что.