Райян Карсон, основатель онлайн-школы Treehouse, написал колонку для журнала Quartz, в которой объяснил преимущества 4-дневного рабочего дня перед традиционным 5-дневным, и рассказал, как именно эта стратегия помогла его компании заработать миллионы.

Возможно ли всей компании работать 4 дня в неделю, получать рост прибыли на 120% в год и зарабатывать миллионы долларов на годовых продажах?

Да.

В Treehouse, онлайн-школе, которую я основал в 2010, мы сообразили, как это сделать. У нас четырехдневка, мы работаем всего 32 часа в неделю, и вот чего нам удалось достичь:

  • Более $10 млн на годовых продажах,
  • 70 сотрудников на полном рабочем дне,
  • Рост годовой прибыли на 120%,
  • $13 млн венчурных инвестиций,
  • Более 70 тысяч студентов, которые платят за учебу.

В чем прикол?

В Treehouse около 70 тысяч студентов и всего 70 сотрудников – и мы работаем всего 32 часа в неделю. Я работаю по 4 дня в неделю с 2006 года, поскольку хочу посвящать больше времени людям, которых люблю.

Depositphotos_36877833_l-2015

Когда новые сотрудники приходят к нам, они обычно интересуются, не шутим ли мы. Иногда они ожидают, что им все равно придется работать по 40 часов – а в итоге оказываются приятно удивлены. Как нам удалось достичь коэффициента “1000 к 1” в соотношении пользователь-сотрудник? Мы повышали эффективность.

Вот как мы это делали.

1. Никакой электронной почты

Мы запретили постоянно пользоваться электронной почтой. Потому что email – это бросок в тебя, а не от тебя. Вместо того, чтобы получать информацию, которая мне нужна тогда, когда она мне нужна, email позволяет другим бросаться в меня необходимой им информацией, копируя письма, которые я не должен читать, когда им удобно.  В результате я трачу свое время на очистку входящих и делаю вещи, которые важны другим людям, но не мне.

Поэтому, вместо электронной почты мы используем два простых инструмента: Convoy и Flow.

Convoy – это простой форум, вроде Reddit, за исключением того, что он доступен только для работников Treehouse. Там можно публиковать идеи, праздновать победы, обсуждать конкурентов, поздравлять с днем рождения, постить смешные видео – да все что угодно, на самом деле. Если у кого-то есть время на такие штуки – он идет в Convoy. И весь этот «шум» (даже если это полезный шум), не замусоривает ваш инбокс. Вы можете получить информацию когда угодно и именно в тот момент, когда считаете это нужным.

В Convoy можно затегать человека при помощи знака “@”, чтобы привлечь его внимание. Но даже так ему не высылается email. Просто в следующий раз, когда он зайдет в Convoy, это сообщение будет сверху на его главной странице.

Я получаю от 10 до 20 электронных писем в день, и почти все они от людей со стороны. Это фантастика!

Руководим нашими проектами мы при помощи простого инструмента Flow, который сами и создали.

Вот как он работает:

  • Вы предлагаете проект, которым хотите заняться, прописываете заголовок, описание и критерии его успешности.
  • Вы прописываете «роли» в проекте, под которые нужны люди. Например, если вы хотите добавить новую страничку на веб-сайт, добавляете дизайнера или разработчика.
  • Нажимаете «Предложить проект».
  • Один раз в день каждый сотрудник компании получает электронное письмо со сводкой по всем предложенным во Flow проектам (одна из немногих вещей, ради которых мы используем email).
  • Если вам кажется, что вы можете занять одну из обозначенных «ролей», вы идете на страничку проекта и нажимаете «присоединиться».
  • Как только все роли заполнены, кто-то нажимает «старт», выбирают дату завершения проекта и начинается работа.
  • В конце каждого дня, каждый участник проекта пишет короткое сообщение по статусу его деятельности, описывая, что он сделал в течение дня и выбирает % завершенности его роли в проекте.
  • Если вам нужно что-то обсудить с другими участниками проекта, вы открываете специальную вкладку с перепиской или же запускаете новую дискуссию (больше похоже на форум), или переходите в HipChat.

И это приводит нас ко второму секрету нашей 4-дневной рабочей недели.

2. Асинхронная коммуникация

95% всей коммуникации в Treehouse происходит в письменном виде. Мы всеми силами избегаем личных встреч и телефонных звонков. Коммуникация в письменной форме позволяет людям отвечать тогда, когда им удобно.

Вы сами знаете, как губительно для продуктивности, когда кто-то подходит и трогает вас за плечо, или же забирает с собой на встречу. Приходится прекратить делать то, что вы делали, и начать участие в дискуссии, нужно вам это или нет.

А вот если я напишу вам в HipChat, вы сможете ответить тогда, когда вам это будет удобнее всего. Мы избавились от коммуникации в духе «Мне это нужно ASAP!», которая так разрослась в компаниях в последнее время.

Да, мы иногда пользуемся видео-встречами через Google Hangouts, но стараемся по возможности этого избегать. И участие в них всегда по желанию.

3. Общая картина

И еще один маленький паззл в общей картине: в Treehouse нет менеджеров.

Наша главная идея: мы относимся ко всем сотрудникам, как к ответственным взрослым людям, коими они и являются. Мы позволяем людям самостоятельно выстраивать систему приоритетов в работе и коммуницировать с остальными тогда, когда им удобно.

Фантастические преимущества

Есть несколько причин, почему 4-дневная рабочая неделя – это хорошо.

  • Легко находить сотрудников (мы платим полные зарплаты и предлагаем стандартный набор льгот). К нам регулярно переходят люди из Facebook, Twitter и других топовых технологических компаний.
  • Сотрудников легче удержать. Один из наших ребят рассказал мне, что постоянно получает письма от Facebook с предложением перейти к ним, на что он отвечает: «У вас уже можно работать 4 дня в неделю?».
  • Повышается “боевой дух”. По понедельникам все бодры и полны вдохновения, а не измучены после работы на выходных.
  • Люди проводят на 50% больше времени с семьей и друзьями. Я могу три дня в неделю, вместо двух, проводить с семьей. Это 50%. Это же невероятно! Для тех, у кого нет детей, эти 50% можно использовать на развитие своих хобби или уделить время возлюбленным.

Я надеюсь, что наш опыт вдохновит и вас перейти на 4-дневную рабочую неделю. Это звучит дико, но вы сначала попробуйте.