Социальные сети – огромные базы защищенного авторским правом контента. Instagram – идеальный фотобанк для тематических изданий и блогов; Twitter полон фото с мест событий и другого контента, пригодного для иллюстраций журналистам и блогерам; ролики из YouTube распространяются в социальных сетях и массово используются телеканалами как в новостных сюжетах, так и при создании телепрограмм и документальных фильмов. Как скачивать чужие фото в сети и не нарушать авторские права – советы юриста на AIN.UA.
Вы хотите размещать на своем сайте чужие фото/видео, но слышали, что авторское право это запрещает? Да, по общему правилу нужно получить разрешение у владельца авторских прав, но если получать лицензию долго и дорого, можно ли использовать контент без разрешения и без оплаты? Ниже я расскажу о двух способах заимствования чужих произведений в крупнейших соцсетях.
Получить разрешение у правообладателя
Если Instagram-аккаунт пользователя публичный, его владелец оставляет координаты для связи с ним. Обычно владелец аккаунта позволяет другому аккаунту со схожим по тематике контентом размещать свои фото, указывая в подписи ссылку на первоисточник.
Рекомендуем попросить у владельца интересующего аккаунта разрешение на публикацию фотографий, указав существенные условия (в формате email):
- где и как будет использоваться фото (например, публикация фото в качестве иллюстраций к статьям на сайте www);
- срок и территория действия разрешения (например, разрешение действует со дня выдачи сроком на один год на территории всех стран мира);
- разрешение выдано бесплатно, или в качестве оплаты вы даете взаимное разрешение использовать фото вашего аккаунта.
Главное – не выйти за пределы полученного разрешения и прекратить использование, если владелец отзовет свое разрешение. Этот вариант подойдет в случае, если вы хотите постоянно и в больших количествах заимствовать фото из чужого аккаунта.
Когда не хватает ни времени, ни сил для того, чтобы получить разрешение на использование одной единственной фотографии из одного аккаунта – попробуйте другой способ.
Вместо копирования фото, копируйте ссылку на фото
Второй способ основывается на актуальной судебной практике США, поскольку это самая оперативная юрисдикция в части разрешения споров о новых формах и сферах использования произведений. К тому же, все крупнейшие социальные сети находятся в юрисдикции США, а в условиях пользования их сервисами, и применимое право, и суд – тоже в США.
Подходы к тому, как правильно заимствовать чужие фото/картинки из социальных сетей определили два ключевых кейса. Первый: решение по делу Perfect 10, Inc. v. Amazon.com, Inc., 508 F.3d 1146 (9th Cir. 2007), в котором суд разграничил использование чужого фото от размещения ссылки на источник, содержащий чужое фото. Речь идет о таком способе размещения чужих веб-страниц как in-line linking, известный также, как хотлинк (включение в веб-страницу файлов/изображений или других ресурсов с чужого сервера). Вместо воспроизведения чужой картинки, при помощи HTML-протокола через браузер ссылка направляет пользователя к веб-сайту, на котором размещена/воспроизведена искомая картинка.
Вывод суда – предоставление таких HTML-ссылок не тождественно размещению чужого фото по двум причинам:
- HTML-ссылка представляет собой строчки текста, а не фотографическое произведение;
- HTML-ссылка сама по себе не является причиной появления чужих изображений на экране компьютера пользователя. Ссылка сообщает браузеру пользователя адрес, где размещена картинка, и лишь взаимодействие браузера пользователя с компьютером (сервером), который хранит чужое фото, приводит к распространению чужих произведений.
В другом кейсе фотограф опубликовал в своем Twitter-аккаунте фото разрушений после землетрясения в Гаити, которые заимствовали Agence France-Presse и Washington Post. Суд признал их виновными в нарушении авторских прав путем незаконного использования фото (Agence France Presse v. Morel, No. 10-02730).
Суд обратил внимание, что условия использования Twitter разрешают пользователям воспроизводить чужие произведения путем ретвита, ведь это происходит исключительно в рамках самого сервиса и не дает право использовать фотографии без разрешения автора.
Вместо размещения фото, разместите ссылку на фото
Вместо того, чтобы размещать чужое фото/видео, найдите способ разместить ссылку на него, но так, чтобы пользователь видел контент. Судебная практика Украины пока не содержит четкой позиции относительно того, приравнивать ли действие по размещению чужого произведения на сайте (нарушение) к размещению ссылки на чужой сайт, где находится чужое произведение (не должно быть нарушением).
Как работает ссылка на контент из Instagram, Twitter и YouTube
Загружая фото в Instagram, пользователь предоставляет социальной сети неисключительное и не подразумевающее выплату авторского гонорара, допускающее передачу и сублицензирование, действительное во всех странах разрешение на использование фотографий и видео, опубликованных на сервисе.
Поскольку каждая фотография в Instagram имеет свой URL, он может быть добавлен на любую веб-страницу так, что посетитель будет видеть фотографию, а не линк. Для просмотра фото не нужно переходить на страничку пользователя в Instagram.
В итоге нужное фото присутствует на странице, иллюстрируя вашу статью, но вы не скопировали и не загрузили чужое фото на ваш сайт – соответственно, не совершили использование чужого произведения.
По сравнению с Instagram, Twitter сделал шаг вперед и облегчил задачу заимствования публикаций пользователей для размещения на веб-страницах третьих лиц. Сервис микроблогов предоставляет пользователям (не только тем, у кого есть аккаунт, а любому посетителю сайта) возможность скопировать ссылку на выбранный твит и разместить ее на своей сайте или блоге. Добавив эту ссылку на твит на свою веб-страницу, вы сделали видимыми сам твит, комментарии к нему, а также фото и другие ссылки, которые содержатся в нем.
Выполнено правило – размещай не фото, а кликабельную ссылку на фото – и достигнут нужный результат: пользователь видит твит, но технически вы не копировали объекты авторского права – лишь ссылку на их первоисточник.
Не будет нарушением размещение ссылки на ролик из YouTube на своей веб-станице вместо загрузки самого видео. Это выполняется при помощи iframe, который создает плавающий фрейм внутри обычного документа и позволяет загружать в область заданных размеров любые другие документы (см. решение Европейского Суда Справедливости от 21.10.2014 г. Case C-3488/13, ранее мы рассказывали об этом случае).
В одной из следующих публикаций мы рассмотрим доктрину fair use (добросовестное использование) и ее аналог в законодательстве Украины, поскольку они дают дополнительные возможности для законного использования чужих произведений без разрешения и без выплаты вознаграждения.
Юридическая оговорка: не следует воспринимать вышесказанное, как однозначный ответ для всех ситуаций, когда вы пожелаете использовать чужие фотографии на своем сайте. Причина в том, что, во-первых, суд в каждой стране вправе рассматривать правовую природу размещения ссылки на чужой сайт по-своему; во-вторых, ни один совет юриста не может гарантировать беспроблемное использование ссылок на чужие произведения, хотя бы потому, что не существует конвенции, которая бы содержала прямую норму о законности размещения ссылок в сети.
Автор: Илларион Томаров, старший юрист, руководитель практики
интеллектуальной собственности МЮГ AstapovLawyers