Бюро разработки новых продуктов ARTKB с 2010 года оказывает услуги по налаживанию массового производства технологичных продуктов в Китае. «Пилотом» был проект iBlazr, который недавно запустил на конвеер страны восходящего солнца уже вторую версию продукта. В этом году ARTKB открыла постоянный офис в Шеньчжене, и координирует производство таких технологичных стартапов как Lunecase, Safeband, Bike lift&carry, eCozy, Trivolty. Основатель бюро Александр Нестеренко специально для AIN.UA написал колонку о том, как самостоятельно запустить производство в Китае и не облажаться.
Прежде чем ехать в Китай, ответьте на несколько вопросов. Где находится мой конечный потребитель? Может ли (нужно ли) отдел разработки временно переехать в Китай, чтобы контролировать производство? Как производство в Китае повлияет на маржинальность моего продукта? Этот материал, в первую очередь, для тех, кто взвесил «за» и «против» запуска производства в Китае и принял решение: «однозначно, Китай».
Когда у вас есть работающий прототип продукта, «дорожная карта» выглядит следующим образом:
- Выбрать завод
- Разработать схему работы с подрядчиком
- Оптимизировать конструкцию
- Запустить производство корпуса
- Оптимизировать электронику
- Вперед на конвейер!
- Патентование и сертификация
- Логистика
Как выбрать завод, который соберет ваш продукт?
«Произведено в Китае», в первую очередь, означает «собрано в Китае». Первый и самый важный этап – выбрать завод, который соберет ваш продукт. Работе будут мешать непонятный язык и разная культура. Поэтому, несмотря на «сложности перевода», важно, чтобы принципы ведения бизнеса и подходы к решению задач у вас были одинаковые.
Более высокое качество могут предложить крупные заводы, у которых свое современное оборудование и отлаженная линия сборки. Уточните производительность завода и сопоставьте ее со своим заказом. Вы не должны оказаться “слишком мелким заказчиком” для крупного завода. В то же время, ваш проект не должен становиться «большим кушем» для предприятия «гаражного типа». В первом случае вы рискуете постоянно выступать в роли просящего. Во втором – «тестовым» проектом со всеми вытекающими последствиями. Полезно будет немного «надуть щеки», но не перестарайтесь.
Уточните у завода, что они производят и для каких клиентов, попросите показать оборудование, провести экскурсию по производству.
С миру по нитке: собираем комплектующие
На втором этапе вы должны решить, как все необходимые материалы для производства продукта попадут на завод-сборщик: оснастка, электронные компоненты, стандартные детали, упаковка и т.д.
Первый вариант – отдать все эти вопросы «на откуп» заводу сборщику. В таком случае, вы полностью полагаетесь на качество работы завода и его прочные связи с производителями.
Второй вариант – самостоятельный выбор поставщиков. В таком случае вы сами отвечаете за качество всех комплектующих для сборки вашего продукта. С точки зрения экономии, самостоятельный подход эффективней, если у вас есть опыт, налаженные связи в Китае и вы готовы переехать туда на несколько месяцев.
Третий вариант – нанять «голову и руки» в Китае – консультанта по запуску массового производства, который проведет вас по всем этапам этого нелегкого пути, зная всю внутреннюю кухню.
Оптимизируем конструкцию
Какие могут возникнуть вопросы на этом этапе: во-первых, производители имеют определенные комплекты оборудования и устоявшиеся производственные процессы, и они могут просить внести те или иные изменения для упрощения технологического процесса.
Как правило, это не принципиальные правки, но не стоит ими пренебрегать, так как они могут сэкономить много времени и денег. А во вторых – производитель, зачастую более опытный в вопросах «превращения» разрозненных деталей в готовый продукт, чем разработчик, поэтому сможет подсказать, как оптимизировать продукт. Не противьтесь советам, хороший партнер плохого не посоветует.
Запускаем производство корпуса
Создание корпуса продукта часто требует больше всего времени. Производство пресс-форм для литья пластмасс или штампов – дорогой и трудоемкий процесс, который может занимать до трех месяцев и более. Просто передать 3D-модели или чертежи производителю недостаточно. Вы должны донести до производителя важность каждого пункта ТЗ: почему продукт должен выглядеть именно так, почему нужны именно эти материалы и покрытия. Производитель оснастки и деталей должен понимать, какие детали наружные, а какие внутренние, какие поверхности видовые, какие нет, в каких местах допускаются линии смыкания элементов формы, а в каких нет.
«Разжевывайте» все в деталях, переспрашивайте, все ли понятно, просите повторить, фиксируйте на бумаге и еще раз переспрашивайте!
Оптимизируем электронику
Согласование и оптимизация электроники – это отдельный трудоемкий процесс. Если вам предлагают заменить одни компоненты на другие – прислушивайтесь и проверяйте. Это могут быть местные компоненты, не уступающие по качеству, но более дешевые. Главное, ничего не подтверждайте без реального тестирования работы компонента.
Расхожая ситуация: вам дают общую стоимость компонентов, вы сверяете со своими расчетами, основанными на розничной стоимости, и обнаруживаете, что эта стоимость не намного ниже, а иногда и выше. «Как же так? Я же насчитал примерно такую же сумму по розничным ценам, а оптовая цена должна быть намного ниже! Меня точно обманывают!».
Не пытайтесь считать чужие деньги и сколько на вас зарабатывают. Считайте лучше свои – торгуйтесь, приводите доводы, сбивайте цену. Альтернатива – закупить все комплектующие самостоятельно, но будьте готовы столкнуться с проблемами минимальной/максимальной партии, разными сроками поставок, контроля качества и гарантийных обязательств. Тогда первоначальное предложение вашего партнера может показаться вам не таким уж и завышенным. В любом случае, прежде чем торговаться со сборщиком, проведите эту работу, получите прямые предложения от поставщиков комплектующих на ваши объемы.
Вперед на конвейер!
Когда корпус и электроника есть, золотой образец утвердили – вперед на конвеер для сборки первой партии. Первый совет – сделайте «нулевую» или тестовую партию. Оптимальное количество – 100-300 шт. Это необходимо для прогонки сборочной линии и проверки теории сборки на практике. Работники на сборочной линии так же должны ознакомиться и привыкнуть к продукту. Результат – снижение количества брака на первой партии.
Второй совет: контролируйте соотношение цена-качество вашего продукта. Чем выше требуемое качество, тем больше автоматизации и точек контроля и, как следствие, увеличение себестоимости. Хорошо, когда это оправдано, но если вы производите, например, фонарик нижнего или среднего ценового сегмента, качество продукции Apple ему ни к чему, так как в таком случае и стоимость продукта будет стремиться к “яблочной”.
Патентование и сертификация
Как правило, все необходимые сертификаты обеспечивает завод сборщик за небольшую плату ($500-$2000). С патентами история интереснее. Хорошо если вы запатентовали продукт в США или Европе, но этого мало. Рекомендую на ранних этапах запатентовать продукт и торговую марку в Китае. В противном случае, предприимчивый китаец может сделать это раньше вас, и вы просто не сможете вывезти партию готовой продукции из Китая. В Китае патенты и торговые марки легче и дешевле оформить на китайскую компанию, для зарубежной компании это будет гораздо сложнее и дороже. Идеальный вариант – иметь в Китае доверенное лицо, на которое можно оформить документы, подписав предварительно с партнером соответствующее соглашение.
Логистика
Помимо мировых лидеров – DHL, Fedex, TNT и т.д., в Китае базируются множество логистических компаний, в том числе со своими складами в разных точках мира. Рекомендую потратить несколько дней, чтобы провести личные встречи с логистами, посмотреть их логистические комплексы и получить предложения.
В заключение
Запуск продукта в Китае – сложный процесс, и связан с множеством неизвестных. Будьте готовы столкнуться с проблемами, но все они решаемы. Будьте открытыми и терпеливыми. Сосредоточьтесь на главной цели – произвести и отгрузить продукт. Всего предвидеть невозможно, проблемы будут всегда, главное их решать оперативно и креативно. С другой стороны, подготовка производства – это не «rocket science», просто это объемный и долгий процесс.
Многие уже проходили этот путь. Если вам немного страшно заниматься всем самостоятельно – найдите партнера, который специализируется на запуске производства в Китае «под ключ».
Автор: Александр Нестеренко, основатель бюро разработок новых продуктов ARTKB