Искать сотрудников в стартап, который только-только запустился – сложно. Фаундерам кажется, что их идея – самая крутая, потеснит Google и Facebook, и им нужна такая же команда, с горящими глазами, часто готовая идти не на самую высокую зарплату в отрасли. Как основателям стартапа правильно себя вести при найме новых сотрудников, рассказывала на Lean Startup Алена Владимирская, основатель кадрового агентства Pruffi. Тезисы ее выступления укладываются в 10 правил. Но нужно помнить, что эти советы ценны только для компаний, у которых менее 50 штатных сотрудников, и которым менее трех лет от роду.
1. Если вы только начинаете бизнес, не ищите “первый круг” людей на рекрутинговых ресурсах. Главным хантером и евангелистом проекта можете быть только вы. И к вам должны прийти люди, мотивация которых сейчас НЕ НАЙТИ новую работу, а работать именно у вас, веря в ваш продукт и делая его миллиардным бизнесом. Ни один job board или хантер таких людей не найдут – мы не евангелисты вашей идеи, мы ищем лучших в найм.
2. Ядро проекта (ключевые люди, принимающие основные стратегические решения) должно быть не больше пяти человек. Запомните, чем ключевых людей больше, тем дольше принимаются любые решения, ведь нужно выслушать всех и в результате договорится о едином видении.
3. Собирая ядро проекта, обкладывайте себя людьми с отличными от вас компетенциями. Вы никогда ничего не сделаете, если будет в ядре проекта три специалиста по маркетингу, но ни одного по технологии.
4. Собирайте в ядро людей с разным темпераментом. Одни холерики или меланхолики никогда не смогут ни договориться, ни сдвинуть проект.
5. Старайтесь, чтобы в ядре проекта не было очень много харизматиков. Они гарантированно начнут конфликтовать за власть и внимание, в результате разделят ваш проект на несколько враждующих лагерей, что очень опасно.
6. Собирая команду, всегда руководствуйтесь принципом МИНУС ОДИН. В каждом отделе, где больше двух человек, должен быть этот принцип – берем на одного человека меньше, чем считаем нужным. Во-первых, экономите ФОТ (а это главная нагрузка), во-вторых, даете возможность людям ДУМАТЬ и оптимизировать свою работу, в а также расти.
7. Будьте готовы к тому, что часть людей, с которыми вы начинаете, уйдет. Поэтому раздавайте доли “бдительно”, иначе вы постепенно останетесь без долей, чтобы нанимать новых людей, а при этом у вас за спиной будет куча “пассажиров” с долями, которые не помогают, а иногда мешают. Поэтому доли даем не сразу, а ежегодно, исходя и двух параметров: измеримые достигнутые результаты + время работы в компании.
8. Юзайте менторов. У вас нет финансов купить компетенции такого уровня, а отдав очень маленькую долю или просто сильно польстив, вы получаете качественную экспертизу, связи и возможности. Только, договариваясь с ментором, четко прописывайте в договоре количество часов, которые он вам должен и что еще (по пунктам) он должен для вас сделать.
9. Работайте больше других. Вся эта история про “работать нужно не 12 часов, а головой” – это сказки стартапов, придуманные ПОТОМ, когда уже бизнес состоялся. Ничто не демотивирует команду сильнее, чем фаундер, скачущий по выступлениям, а не работающий над продуктом.
10 Хвалите. Находите реальные поводы (пусть мелкие) и хвалите людей. Это не просто улучшает вам карму. Это позволяет вам недоплачивать людям (извините за цинизм).