Если раньше студенты беспокоились о том, как за несколько дней подготовиться к сессии, то теперь горюют, что до сих пор не создали успешный стартап. Особенно хорошо эта тенденция прослеживается на Западе — каждый студент рано или поздно пробует совмещать учебу и работу в перспективном стартапе. Для студентов, которые хотят работать, в США созданы все условия.
По мнению профессора Стэнфордского университета Гио Вайдерхолда, студенты идут в стартап, а не в стабильную компанию, по нескольким причинам:
- Стартапы активно рекламируются в кампусах и на территории университетов.
- Мантра «Рискуй, ошибайся и иди дальше» побуждает студентов идти в стартап.
- Стартапы платят немного, но достаточно, чтобы студент мог обеспечивать себя.
- Часто небольшая зарплата компенсируется опционами, поэтому сотрудникам выгодно сделать свою компанию успешной.
Вайдерхолд считает, что студенты, вдохновляясь чужим успехом, уже не хотят тратить время на развлечения — они также хотят преуспеть. Бывший студент Стэнфордского университета Кристофер Ванлэнг вспоминает:
В кампусе многие понимали, что могут пойти на работу в Google или Facebook. Но почти все считали этот вариант запасным — многим хотелось получить связи, работая в интересном стартапе. На старте карьеры удовлетворенность от работы определяет то, насколько адекватно твое начальство. Если ты идешь на работу в большую компанию, рабочие условия там предсказать сложно. Несмотря на хаос в стартапе, там все иначе, поверьте.
Каждый студент мечтает об успешном стартапе
На желания студентов влияет и культура. К примеру, новости о Маркусе Перссоне, продавшем Minecraft компании Microsoft за $2,5 млрд, или о 25-летнем Эване Шпигеле, чье приложение Snapchat оценивается в $20 млрд. Каждый студент считает себя достойным повторить их успех.
Популярные издания регулярно выпускают мотивационные статьи. «16 стартапов, над которыми работают студенты», «Почему колледж – идеальное время для запуска своего бизнеса» — такие материалы оказывают влияние на студентов.
Истории поражений замалчиваются, а истории успеха разносятся как вирус. По статистике платформы для венчурных инвесторов CB Insights 9 из 10 стартапов закрываются. Основные причины: отсутствие рынка, недостаток денег, плохая команда, конкуренция со стороны крупных игроков. Но студенты все равно верят в успех.
Основательница интернет-магазина Headbands of Hope Джессика Экстром считает, что студенчество — лучшее время не только для работы в стартапе, но и для создания собственной компании. Свой магазин она открыла еще в колледже и сделала это осознанно по нескольким причинам:
- Профессора в университетах — это кладезь полезной информации.
- В кампусе легко найти единомышленников и потенциальных партнеров или сотрудников.
- Потерпеть поражение, учась в университете, не страшно — у студента не так много обязательств.
- Большинство представителей поколения миллениалов (люди, родившиеся в начале 90-х — ред.) ленивы и зависимы от социальных сетей. Если вы что-то делаете, вы уже на голову выше других.
Обзавестись связями и получить фидбек на свой MVP студенты могут в Дни открытых дверей, которые регулярно проводят вузы. Программа Students to Startups работает с университетами и колледжами США, рассказывая о стартап-культуре. Существуют также студенческие бизнес-акселераторы, вроде канадского AcceleratorYYC, который работает с группами студентов от 16 до 29 лет.
Сооснователь компании Y Combinator Пол Грэм считает, что студентам нужно пройти через «стартаперский период». По его словам, Y Combinator с таким же рвением инвестирует деньги в стартапы студентов, как и в компании взрослых людей. Грэм не вспомнил ни одного стартапа, в котором основатели работали с 9 до 5 – график ненормирован, работы много, а стресса еще больше. В молодом возрасте проще это перенести.
Вузы тоже реагируют на тенденцию: 13 американских университетов запустили академические бизнес-инкубаторы, еще несколько десятков планируют сделать это в будущем. И хотя работа в стартапе считается модной и интересной, сооснователь сервиса General Assembly Мерседес Бент знает, что это не всегда так:
Я думаю, многие считают работу в стартапе чем-то крутым, но первый год мне приходилось отвечать на звонки в туалете — у нас попросту не было свободной комнаты для совещаний. Скорее всего, вы пройдете через что-то подобное.
Справедлива ли данная тенденция для Украины? На этот вопрос редакции AIN.UA ответил Игорь Стефурак, менеджеру по работе с потоком проектов акселератора GrowthUP.
“1/10 проектов, которые мы рассматриваем, созданы студентами в возрасте 20 лет. Чаще всего они получают не техническое образование. У студентов высокий уровень английского, что влияет на «глобальность» стартапа. На украинском рынке есть истории поднятия денег под такие проекты, но «выходов» пока нет.
В 2015 году половина студентов, которые проходят у нас стажировку или обращаются с вопросом о вакансиях в портфельных проектах акселератора, уже имеют опыт работы в компаниях (консалтинг, веб-студии, госорганы). Треть из них рассматривают стажировку в качестве опыта для запуска собственного проекта, хотят посмотреть как все устроено и уйти.
Остальные столкнулись с непониманием со стороны работодателей, которые не меняют подход — обязательное посещение офиса, работа на время, а не результат. Есть и такие, кого стартапы привлекают авантюризмом”.