Киевский программист Вячеслав Ванюков зарабатывает на фрилансе столько же, сколько опытный сениор в крупной IT-компании. Он начал интересоваться программированием еще в школе, затем поступил в КПИ. Уже на втором курсе вместе с другом-одногруппником Стасом Новачевским на хакатоне создал приложение о киевском метро на Android, которое до сих пор скачивают пользователи. На этом же хакатоне Вячеслав познакомился с Михаилом Барашковым, опытным разработчиком и фрилансером на 10 лет старше. Долгое время они работали вместе, к примеру, заняли второе место на конкурсе стартапов от тогда еще украинской компании Viewdle.

“Нам повезло встретить человека старше нас, да еще и с опытом фрилансера. Он был своего рода наставником и со временем стал «приводить» коммерческие заказы на разработку ПО, что очень нам помогло набраться опыта во множестве разных нюансов работы на фрилансе”, – вспоминает Вячеслав. Он заинтересовался фриланс-биржами и начал активно отправлять заявки на oDesk (теперь – Upwork). Первый заказ удалось получить только через 3-4 недели, но уже через какое-то время Вячеслав даже собрал команду, чтобы справляться с потоком заказчиков.

По словам Вячеслава, разработчик, начинающий на бирже фриланса, вполне может рассчитывать на заработок в районе $500-700 в месяц. А когда программист уже выходит на определенный уровень, видны его профессиональные наработки в профиле или портфолио (на это необходимо примерно 8-12 месяцев), заработок может варьироваться в пределах $2000-2500 в месяц.

Советами о том, как искать заказы и общаться с клиентами на фриланс-биржах, Вячеслав поделился с редакцией AIN.UA. При серьезном подходе фриланс может заменить постоянную работу полностью по уровню заработка, уверен программист. Но нужно быть готовым к тому, что встретишься со множеством нюансов, с которыми разработчику в IT-компании сталкиваться не пришлось бы.

1. Фрилансер должен тщательно взвешивать свои силы и договариваться на те условия, которые будет способен выполнять, то есть иметь ответственный подход, правильную мотивацию, быть самоорганизованным. К сожалению, далеко не все фрилансеры серьезно подходят к проектам, для кого-то это просто побочное занятие для дополнительного заработка/опыта.

2. Каждый клиент имеет свое представление о процессе разработки, на который мог повлиять предыдущий неудачный опыт с фрилансерами. Вследствие этого клиенты стараются тщательно подбирать фрилансеров для своих проектов. Одним из ключевых критериев для клиента чаще всего являются оценки и отзывы, которые фрилансер получал за выполненные (или не совсем) проекты в прошлом. К сожалению, не всегда получается найти общий язык по разным причинам. Так что фрилансеру тоже стоит присмотреться к заказчику до начала работы.

3. Если рассматривать вопрос заработка на фрилансе в общем, я бы сказал, что главное это игра “вдолгую”, то есть всегда исходить из позиции долгосрочного сотрудничества. У клиентов, как и у фрилансеров, есть отзывы от прошлых исполнителей. Также у каждого клиента есть статистика о завершенных работах и выплатах по ним. Например, если клиент публикует работу и при этом его профиль не содержит истории, тогда есть вероятность того, что он только присматривается к возможности передачи работы фрилансеру, либо анализирует предложения.

4. Что касается количества поданных заявок на выполнение проекта: их необходимо отправлять много. Обычно я использую все доступные заявки за месяц. При этом, нельзя забывать о том, что заявки должны совпадать с вашими навыками. Конечно же, количество заявок, на которые потенциальный клиент отвечает, в первую очередь зависит от профиля фрилансера.

5. Многим клиентам важно: уделил ли фрилансер внимание рассмотрению описания проекта или просто отправил шаблон, который отправляет всем. Как по мне, нет необходимости очень детально углубляться в предлагаемую реализацию. Но клиенту надо дать понять, какой опыт уже есть у фрилансера в схожих проектах либо в отдельных модулях проекта; надо дать понять, что фрилансер потрудился прочесть описание и выдвинуть полезную для клиента информацию: возможные пути реализации, оценочное время, рейт и т.д.

6. Конечно же, далеко не всегда клиент дает необходимые данные для составления оценки, но в таком случае необходимо задавать вопросы, которые могут натолкнуть клиента на мысль, что фрилансеру интересно в полной мере понять клиента и задачи проекта, что, без сомнений, важно в начале диалога.

7. Что касается вызывающего доверия профиля, то я могу сказать, что придерживаясь правила игры “вдолгую”, выстраивая позитивные отношения с клиентом, так или иначе фрилансер обретет хороший профиль.

vv

8. При составлении оценки для потенциального клиента всегда необходимо учитывать возможные риски. В каждом проекте с самого начала необходимо правильно расставлять приоритеты клиента. При этом старайтесь найти золотую середину: не перегнуть так, чтобы клиенту ваше предложение стало не интересно, но и не занижать, потому как в дальнейшем это грозит неоправданными ожиданиями и потерей доверия к вам со стороны заказчика. Спрос рождает предложение, а, значит, фрилансер может видеть рынок предложений (фрилансеров) и соответственно делать свое предложение исходя из рынка.

При выборе проекта я всегда стараюсь смотреть, насколько интересен мне данный проект со всех сторон, включая привлекательность проекта для моего портфолио. Пожалуй, это и есть самый важный лайфхак.